Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Практиканты в организации

В статье проанализированы порядок организации и прохождения практики студентами учреждений высшего образования, а также особенности документального оформления их трудоустройства.

Документ: Кодекс об образовании Республики Беларусь.

 

 

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Документ: Положение о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860 (далее – Положение № 860).

 

Справочно: порядок и особенности прохождения практики студентами, которым после завершения обучения присваиваются педагогические квалификации, изложены в Инструкции, утвержденной постановлением Минобразования Республики Беларусь от 20.03.2012 № 24.

 

Справочно: порядок и особенности прохождения практики студентами государственных учреждений высшего образования, осуществляющих обучение по профилю образования «Здравоохранение», определяются постановлением Минздрава Республики Беларусь от 20.09.2012 № 143.

 

Практика является обязательным компонентом высшего образования. Она организуется и проводится учреждениями высшего образования в тесном взаимодействии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов (гл. 2 Положения № 860).

Основные цели практики:

– овладение студентами практическими навыками, умениями;

– подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности.

Продолжительность и содержание практики регламентируются программой практики, разработанной с учетом требований законодательства, образовательных стандартов высшего образования, типовых учебных планов по специальностям (направлениям специальностей) и учебных планов учреждений высшего образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям).

Виды практики

Проанализируем существующие виды практики (см. таблицу).

 

Вид практики

Место прохождения

Задачи практики

1. Учебная

В учебных аудиториях, на учебно-производственных объектах учреждений высшего образования, в организациях, соответствующих профилю образования, по которому осуществляется подготовка специалистов

Формирование у студентов практических умений и навыков по изучаемым учебным дисциплинам, закрепление теоретических знаний, освоение первичных навыков по избранной специальности

2. Производственная

2.1. Практика по специальности

В организациях, соответствующих профилю образования, по которому осуществляется подготовка специалистов

Приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных учебных дисциплин по специальности

 

2.2. Преддипломная практика

На выпускном курсе в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов

Освоение и закрепление знаний и умений студентов, полученных в учреждении высшего образования по всему курсу обучения, проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства, подготовка материалов к дипломному проекту (дипломной работе)

Особенности организации производственной практики

Практика студентов вузов организуется на основании договоров, заключаемых учреждением образования с организациями в срок не позднее чем за 1 месяц до начала практики (п. 15 Положения № 860). Организация, в которой проводится практика, осуществляет ее документальное оформление и обеспечивает:

– заключение договоров об организации практики студентов;

– издание приказа по организации о зачислении студентов на практику согласно договорам об организации практики студентов;

– создание студентам необходимых условий для прохождения практики и выполнения ее программы;

– проведение инструктажа студентов по охране труда;

 – привлечение студентов к работам, предусмотренным программой практики (п. 17 Положения № 860).

ЭТО ВАЖНО! На студентов в период прохождения практики распространяются законодательство об охране труда и правила внутреннего трудового распорядка организации, а в случае их трудоустройства на вакантные должности – также законодательство о труде.

Алгоритм прохождения производственной практики и оформления ее результатов

Шаг 1. При прибытии на практику у практиканта проверяются необходимые документы:

– направление на прохождение практики в указанной организации;

– документ, удостоверяющий личность (паспорт);

– студенческий билет;

– программа прохождения практики;

– дневник с заданием.

Шаг 2. В направлении проставляется отметка о дате фактического прибытия на практику в организацию.

Шаг 3. Студента-практиканта следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией (в случае его прибытия для прохождения преддипломной практики).

Шаг 4. Со студентом проводятся вводный инструктаж по охране труда и первичный инструктаж на рабочем месте.

Шаг 5. Во время прохождения практики студент под контролем непосредственного руководителя практики от организации выполняет программу практики, отражает ход ее выполнения в дневнике прохождения практики.

Шаг 6. В течение последней недели практики студент составляет письменный отчет о выполнении программы практики. Отчет должен быть подписан студентом, непосредственным руководителем практики от организации и руководителем (заместителем руководителя) организации.

Шаг 7. По окончании практики непосредственный руководитель практики от организации оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом.

Прием на работу на период прохождения преддипломной практики

Во время преддипломной практики студенты выполняют отдельные работы, предусмотренные должностными обязанностями по соответствующей должности.

В период прохождения указанной практики студенты также могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии с законодательством.

ЭТО ВАЖНО! Трудоустройство студента-практиканта является исключительно правом, а не обязанностью нанимателя. Если практикант несовершеннолетний, нанимателю дополнительно следует учитывать требования гл. 20 ТК.

Алгоритм приема на работу студента-практиканта

Алгоритм включает в себя следующие этапы:

Шаг 1. Истребование от практиканта документов, необходимых для заключения трудового договора.

При приеме на работу наниматель обязан потребовать от работника документы, необходимые для заключения трудового договора (п. 1 части первой ст. 54 ТК).

Перечень данных документов предусмотрен ст. 26 ТК.

 

Справочно: прием на работу без указанных в части первой ст. 26 ТК документов не допускается (часть вторая ст. 26 ТК). Вместе с тем у студентов-практикантов, трудоустраивающихся на работу впервые, как правило, не имеется трудовой книжки, страхового свидетельства государственного социального страхования, а также документа об образовании. Отсутствие перечисленных документов не является препятствием для их трудоустройства.

 

Шаг 2. Подача студентом заявления о приеме на работу на период прохождения преддипломной практики.

Шаг 3. Заключение трудового договора на период прохождения преддипломной практики.

 

Справочно: примерная форма трудового договора утверждена постановлением Минтруда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155.

 

Справочно: договор, заключаемый на период прохождения преддипломной практики, является срочным.

 

Шаг 4. Ознакомление работника с локальными нормативными правовыми актами, действующими в организации.

Помимо правил внутреннего трудового распорядка, инструкций по охране труда и должностной инструкции, ознакомление с которыми осуществляется всеми практикантами, проходящими преддипломную практику, до сведения принимаемого на работу студента должны быть доведены коллективный договор, Положение об оплате труда и другие локальные нормативные правовые акты, действующие у нанимателя.

Шаг 5. Издание приказа о приеме на работу на период прохождения преддипломной практики.

Заключение трудового договора с работником должно быть оформлено приказом (распоряжением), который в дальнейшем следует предъявить ему на подпись (п. 5 части первой ст. 54 ТК).

 

Шаг 6. Внесение записи о приеме на работу в трудовую книжку (в случае отсутствия трудовой книжки – ее оформление).

 

Документ: Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция № 40).

 

Сведения о приеме на работу и заключении трудового договора подлежат внесению в трудовую книжку работника (п. 9 Инструкции № 40).

ЭТО ВАЖНО! При выдаче трудовой книжки (ее дубликата), а также вкладыша к ней работник оплачивает стоимость соответствующего бланка в сумме, затраченной нанимателем на их приобретение, за исключением случаев утраты трудовой книжки по вине нанимателя (п. 77 Инструкции № 40).

Шаг 7. Оформление личного дела, личной карточки, страхового свидетельства государственного социального страхования, уведомление о приеме на работу лица, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства.

Личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь. Порядок оформления личных дел работников регламентирован Инструкцией о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 №2.

 

Справочно: форма личной карточки, оформляемой на каждого работника организации, а также порядок ее ведения и заполнения действующим законодательством не регламентированы. Наниматель вправе определить их самостоятельно. При этом в качестве основы он может использовать ранее действовавшую форму Т-2, утвержденную постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 28.12.1989 № 241.

 

Документы персонифицированного учета должны быть оформлены с учетом требований постановления правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О некоторых вопросах заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета». Порядок и сроки их представления регламентированы Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее – Правила № 837).

Если работник принимается на работу впервые, на него следует оформить страховое свидетельство государственного социального страхования.

 

Справочно: форма ПУ-1 (тип формы – регистрация) представляется в орган ФСЗН в течение 5 рабочих дней со дня принятия на работу физического лица, не имеющего свидетельства социального страхования (п. 14 Правил № 837).

 

О приеме на работу лица, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, ответственные за воинский учет обязаны сообщить в недельный срок в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства (абз. 2 части первой ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»).

Указанный срок исчисляется с момента приема на работу военнообязанного сотрудника.

 

Светлана Семенихина, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.