Работник, являющийся материально ответственным лицом, отсутствует на работе без уважительных причин длительное время. Наниматель принял решение уволить его за прогул.
Как в такой ситуации осуществить прием-передачу материальных ценностей другому работнику?
Проведение инвентаризации имущества обязательно при смене материально ответственных лиц (абз. 4 п. 2 ст. 13 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З)). Следовательно, увольнение материально ответственного лица (в т.ч. за прогул) возможно только при условии проведения инвентаризации и подписания материально ответственным лицом соответствующего акта. Из этого следует, что нанимателю необходимо организовать работу таким образом, чтобы инвентаризация и прием-передача материальных ценностей от увольняемого работника были произведены непосредственно до увольнения.
Вместе с тем действующее законодательство, регулирующее вопросы проведения инвентаризации (Закон № 57-З, Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180)), не дает ответ на вопрос, что необходимо предпринять нанимателю в случае, когда увольняемое материально ответственное лицо не появилось для проведения инвентаризации. Более того, согласно законодательству проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 19 Инструкции № 180). При проверке фактического наличия активов и обязательств в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее – в их сдаче.
Вместе с тем на практике могут возникнуть такие ситуации, когда необходимо обязательно провести инвентаризацию, а материально ответственное лицо на ее проведение не является.
Полагаем, что, если работник, являющийся материально ответственным лицом, не выходит на работу, в т.ч. для проведения инвентаризации, то наниматель должен до его увольнения создать комиссию для приема-передачи материальных ценностей и направить данному работнику письмо-уведомление с предложением принять участие в приеме-передаче материальных ценностей.
В письме необходимо указать следующие сведения: основание проведения инвентаризации (дата, номер приказа), состав комиссии, дату, время, место проведения инвентаризации, а также предупреждение работника о том, что в случае неприбытия (отсутствия) работника для проведения инвентаризации она будет проведена даже при его отсутствии.
В случае неявки работника для проведения инвентаризации, по нашему мнению, комиссии по проведению инвентаризации необходимо составить соответствующий акт, в котором отражают факт неявки материально ответственного лица, а также сведения об уведомлении работника о проведении инвентаризации. Факт отсутствия материально ответственного лица также должен быть отражен в инвентаризационных описях (актах). Это необходимо сделать для того, чтобы в случае обжалования работником результатов инвентаризации имелось подтверждение отсутствия вины нанимателя в части проведения инвентаризации при отсутствии материально ответственного лица.
Следует отметить, что если материально ответственное лицо отсутствует по неуважительной причине, то в соответствии с Трудовым кодексом РБ такой работник не выполняет своих обязанностей, что также должно подтверждаться документально (письма, акты и т.д.).
Перед проведением инвентаризации наниматель должен назначить новое материально ответственное лицо (если это по каким-либо причинам не было сделано ранее), которое в присутствии инвентаризационной комиссии примет материальные ценности на ответственное хранение и будет участвовать в инвентаризации в качестве материально ответственного лица.
Во избежание возможных споров по вопросам законности проведения инвентаризации, дальнейшего взыскания недостач (ущерба) и т.п. в локальных актах, регулирующих правила проведения инвентаризации, с которыми работник знакомится под роспись, и (или) в письменном договоре о полной материальной ответственности необходимо прописывать случаи и порядок проведения инвентаризации в отсутствие работника. Одним из таких случаев может быть отказ материально ответственного лица от участия в проведении инвентаризации, длительный прогул и т.п. В этих же документах следует оговорить вопросы о доступе к товарно-материальным ценностям в отсутствие работника (передача ключей определенным лицам по акту и т.п.).