Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.03.2016 № 183 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 183) внесены изменения и дополнения в Примерную форму контракта нанимателя с работником, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником» (далее – Примерная форма контракта) (см. таблицу).
Сравнение редакций Примерной формы контракта
Фрагмент Примерной формы контракта до изменений |
Фрагмент Примерной формы контракта в редакции постановления № 183 (порядок следования абзацев изменен для лучшего сравнения редакций) |
1 |
2 |
П. 20. Контракт досрочно расторгается в случаях: нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть другого работника; причинения в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
|
П. 22.1. Контракт может быть досрочно расторгнут: <…> нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников; причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда*; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы**; сокрытие работником, являющимся руководителем организации, фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения*** |
* В редакции постановления № 183 основание увольнения можно использовать только при наличии соответствующего решения суда. При этом решения иных органов использоваться не могут. В данном случае формулировка и содержание основания увольнения соответствуют подп. 6.8 п. 6 Декрета № 5 и отличаются от совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (см. подп. 6.2 п. 6 Декрета № 5, а также п. 8 ст. 42 ТК). Правда, в Декрете № 29 аналогичное основание осталось неизменным (см. абз. 3 подп. 2.10 п. 2 Декрета № 29).
** В данном случае основание приведено в соответствие с п. 7 ст. 42 ТК, подп. 6.2 п. 6 Декрета № 5, а также подп. 1.4 п. 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», т.е. указано дополнительное основание – не только распитие, но и появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
*** С одной стороны, убрана определенная нелогичность основания, в частности формулировка «необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных», так как сокрытие фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения фактически и являются необеспечением надлежащей трудовой дисциплины. С другой стороны, если в новой редакции четко обозначена категория работников, к которым может быть применено данное основание увольнения, – руководители организаций, то непонятно, зачем данное основание помещать в Примерную форму контракта, которая является общей для всех работников.
Если ранее в контракт, например, с руководителем структурного подразделения, можно было формально включить такое дополнительное основание увольнения, как необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных (особенно если ему было делегировано согласно части второй ст. 201 ТК право применения мер дисциплинарного взыскания к работникам своего структурного подразделения), то теперь такой необходимости нет (если, конечно, при составлении контракта основываться исключительно на Примерной форме контракта). Заметим, что форма примерная и стороны могут ее изменять и дополнять, учитывая обязательные требования законодательства.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).
Порядок кадровых действий по приведению контрактов в соответствие с постановлением № 183
В части первой ст. 19 ТК закреплена свобода сторон трудового договора в определении его содержания (сведений и условий) с учетом требований законодательства. Учет требований законодательства означает, что при составлении трудового договора работник и наниматель обязаны, в частности, учитывать основные обязательные условия и сведения трудового договора, указанные в части второй ст. 19 ТК. При составлении контракта стороны руководствуются в первую очередь требованиями п. 2 Декрета № 29, п. 10 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 № 1476.
В части четвертой ст. 19 ТК закреплен такой исключительный случай изменения условий трудового договора без согласия сторон, как приведение их в соответствие с законодательством о труде. Правда, при этом ТК и вообще трудовое законодательство не регламентируют порядок реализации такого приведения.
Есть общие нормы, в частности п. 10 ст. 55 ТК, согласно которым при организации труда работников наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними. Аналогичное правило закреплено в подп. 7.9 п. 7 Примерной формы контракта.
Таким образом, необходимо оформить приведение контрактов в соответствие с изменениями законодательства. Рассмотрим подробнее, как это сделать.
1. Доводим до сведения работников изменения, вносимые в контракт, которые являются следствием приведения его условий в соответствие с законодательством.
Данное ознакомление не требует согласия работника, и в таком случае нет необходимости в оформлении предупреждения по правилам ст. 32 ТК. Уведомление, полагаем, целесообразно оформлять в тех случаях, когда работнику предлагается подписать дополнительное соглашение к контракту (т.е. оформить приведение его условий в соответствие с законодательством).
2. Оформляем дополнительное соглашение к контракту в целях приведения его условий в соответствие с постановлением № 183.
Обязанность по оформлению приведения условий трудового договора (контракта) в т.ч. в соответствие с законодательством о труде возложена на нанимателя (п. 10 ст. 55 ТК).
Если работник отказывается подписывать дополнительное соглашение
Так как обязанность по оформлению приведения условий трудового договора в соответствие с законодательством о труде возложена на нанимателя, то полагаем, что если по каким-либо причинам невозможно получить подпись работника об ознакомлении его с такими изменениями либо работник отказывается подписывать дополнительное соглашение к контракту и т.п., то следует оформить соответствующий акт. Он составляется в произвольной форме с соблюдением общих требований законодательства о делопроизводстве (пп. 111–116 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
Владимир Самосейко, юрист