Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Приводим условия контракта с государственными (гражданскими) служащими в соответствие с новым Законом о госслужбе

  Образец дополнительного соглашения к контракту государственного гражданского служащего см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.


Важное в статье:

  • рассказываем о ключевых изменениях в Законе о госслужбе и отражении их в контракте с госслужащим.

 

Вступление нового Закона о госслужбе в силу

Закон № 175-З вступает в силу поэтапно (ст. 79 Закона № 175-З):

– с 01.09.2022 – большая часть норм Закона № 175-З;

– с 01.01.2023 – в части приведения наименований и классов должностей государственных гражданских служащих в соответствие с Реестром государственных гражданских должностей, условий контракта в соответствие с Примерной формой контракта с госслужащим, выдача нагрудного знака гражданского служащего и др.

Виды государственной службы

Введена классификация государственной службы (см. табл. 1).

Государственная служба – профессиональная деятельность граждан Республики Беларусь, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов или должностных лиц Республики Беларусь (ст. 1 Закона № 175-З).

Таблица 1

Виды государственной службы (ст. 2, 4, 5, 6 Закона № 175-З)

Государственная гражданская служба

Военная служба

Служба в военизированных
организациях

Вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь на государственных гражданских должностях, а также на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава при их занятии в установленном законодательством порядке государственными гражданскими служащими в государственных органах

Вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь на воинских должностях в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований (далее – воинские формирования), а также не на воинских должностях в случаях и на условиях, установленных законодательными актами

Вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь на должностях начальствующего и рядового состава в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, а также не на должностях начальствующего и рядового состава в случаях и на условиях, установленных законодательными актами

Государственные должности

Государственные гражданские должности

Воинские должности

Должности начальствующего и рядового состава военизированных организаций

Квалификация

Классы

Воинские звания

Специальные звания

 

 В целом Закон № 175-З принципиально не меняет подход к определению государственной должности, но при этом выделяет государственную гражданскую должность (определение которой, по сути, дублирует определение государственной должности) (см. табл. 2).

Таблица 2

Термин

Определение в Законе № 175-З (ст. 8)

Определение в Законе № 204-З

Государственная должность

Должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо учрежденная в установленном законодательством порядке штатная единица государственного органа, воинского формирования, военизированной организации с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по выполнению и (или) обеспечению выполнения функций этих государственного органа, воинского формирования, военизированной организации

Должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа

Государственная гражданская должность

Должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо учрежденная в установленном законодательством порядке штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по выполнению и (или) обеспечению выполнения функций этого государственного органа

Нет

Обращаем внимание на различный подход к определению должности в ТК и Законе № 175-З. В соответствии с Законом № 175-З это в первую очередь штатная единица, а согласно ТК это род трудовой деятельности.


Изменения в контракте с гражданским служащим

Статья 36 «Содержание и условия контракта» Закона № 175-З вступила в силу с 01.09.2022, а ст. 35 «Контракт. Заключение контракта с гражданским служащим» вступит с 01.01.2023.

По Закону № 175-З (ст. 36), контракт должен содержать следующие обязательные сведения и условия:

1) дату подписания контракта;

2) фамилию, собственное имя и отчество (если таковое имеется) гражданского служащего, а также фамилию, собственное имя и отчество (если таковое имеется), должность государственного служащего, подписывающего контракт от имени государственного органа;

3) место работы с указанием структурного подразделения;

4) гражданскую должность гражданского служащего;

5) срок действия контракта;

6) основные права, обязанности и ответственность сторон;

7) режим труда и отдыха;

8) оплату труда;

9) иные условия контракта, определяемые соглашением сторон с соблюдением требований, установленных Законом № 175-З.

В целом в Законе № 175-З унифицирован подход с общими нормами ТК (за исключением даты подписания контракта и отсутствия оговорки по условию о режиме труда и отдыха).

В Примерной форме контракта с госслужащим сведения о работнике (государственном служащем) и нанимателе оформляются в виде фамилии, собственного имени и отчества (если таковое имеется) государственного служащего, а также фамилии, собственного имени и отчества (если таковое имеется), должности государственного служащего, подписывающего контракт от имени государственного органа.

Режим труда и отдыха отражен в п. 5 Примерной формы контракта с госслужащим.

Напомним, что в отношении некоторых госслужащих режим рабочего времени регламентирован специальным законодательством (например, см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.10.1999 № 1532 «О рабочем времени в республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах»).

Гораздо больше изменений Законом № 175-З внесено в права и обязанности государственного гражданского служащего, в режим работы и отдыха, а также в оплату труда: ст. 24, 25, 26, 34, 35 (вступает в силу с 01.01.2023), 37, 45, 46, 61, 71.


Какие изменения следует отразить в контракте с государственным гражданским служащим с 01.09.2022

До 01.01.2023 действует Примерная форма контракта с гос­служащим (ст. 79 Закона № 175-3). При этом в форме не отражены нововведения Закона № 175-З, которые вступили в силу с 01.09.2022. В частности:

1) срок предварительного испытания.

С 01.09.2022 предварительное испытание при поступлении на гражданскую службу может устанавливаться только на срок до 3 месяцев (п. 1 ст. 34 Закона № 175-З). Ранее срок был от 3 до 6 месяцев.

По мнению автора, если у государственного гражданского служащего было установлено предварительное испытание на срок свыше 3 месяцев и оно приходится на период после 01.09.2022, то следует скорректировать срок испытания в контракте;

2) ненормированный рабочий день.

Такой режим рабочего времени с 01.09.2022 устанавливается для (всех) гражданских служащих. При этом каких-либо компенсаций за ненормированный рабочий день не предусмотрено;

3) размер надбавки за выслугу лет.

С 01.09.2022 изменился размер надбавки (ст. 61 Закона № 175-З). Причем и сам стаж стал более дифференцированным;

4) актуализация прав и обязанностей сторон контракта, ответственность.

Например, появилась такая обязанность гражданского служащего, как сообщать нанимателю о выходе из гражданства Республики Беларусь, его утрате, а также о приобретении гражданства (подданства) другого государства не позднее дня, когда ему стало известно о выходе из гражданства Республики Беларусь или его утрате, либо дня получения документа, подтверждающего приобретение гражданства (подданства) другого государства;

5) актуализация оснований увольнения.

Несмотря на то что ст. 36 Закона № 175-З не требует указывать основания увольнения в контракте с государственным гражданским служащим, они указаны в Примерной форме контракта с госслужащим.

Таким образом, основания увольнения следует актуализировать с учетом ст. 46 Закона № 175-З.

Обращаем внимание, что с 01.09.2022 Законом № 175-З ограничения для гражданских служащих разделены на 2 вида (подп. 1.3 п. 1 ст. 25 Закона № 175-З):

– ограничения, установленные законодательством о борьбе с коррупцией;

– ограничения, связанные с гражданской службой, установленные Конституцией, Законом о госслужбе и иными законодательными актами.

Законом № 175-З предусмотрено безусловное прекращение гражданской службы в случае несоблюдения гражданским служащим ограничений, связанных с гражданской службой (подп. 1.4 п. 1 ст. 46 Закона № 175-З).

Перечень ограничений, связанных с гражданской службой, установленный ст. 26 Закона № 175-З, не содержит ограничений, которые были в Законе № 204-З, в частности антикоррупционные ограничения.

С 01.09.2022 руководитель государственного органа вправе самостоятельно выбирать меру дисциплинарного взыскания в отношении гражданского служащего, нарушившего ограничения, предусмотренные частью первой ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», а также совершившего коррупционное правонарушение и (или) правонарушение, создающее условия для коррупции. По мнению автора, увольнение госслужащего в данном случае производится на основании части первой п. 5-1 ст. 47 ТК.


Как внести изменения в контракт?

На практике в зависимости от объема вносимых изменений можно оформить дополнительное соглашение к контракту или изложить контракт в новой редакции.

Если внесение изменений в контракты осуществляется путем оформления дополнительного соглашения о внесении изменений в заключенные с работниками контракты путем их изложения в новой редакции, то это не является заключением нового контракта и соответственно не влечет изменения сроков его действия.

В этом случае ст. 32 ТК не применяется.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе» (Закон о госслужбе, Закон № 175-З).

Реестр государственных гражданских должностей, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 06.06.2022 № 195 (Реестр государственных гражданских должностей).

Примерная форма контракта с государственным служащим (приложение к Положению о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271) (Примерная форма контракта с госслужащим).

Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (Закон № 204-З).

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.