Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Проблемные вопросы, возникающие при рассмотрении обращений граждан

Вот уже полгода (с 22 января 2012 г.) действует новый Закон РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). Как показала практика, за это время увеличилось число обращений граждан и юридических лиц в государственные органы и организации, что обусловлено их стремлением реализовать предоставленные законодательством права, а в некоторых случаях и восстановить свои нарушенные права.

У нанимателей и их должностных лиц при реализации норм Закона некоторые нововведения, действующие с 22 января 2012 г., вызывают определенные сложности и вопросы.

Ответы на все свои вопросы читатели журнала смогли получить в ходе «Прямой линии» со Сбитневой Ольгой Васильевной – главным государственным инспектором труда Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ.

К руководителю одного из государственных органов в ходе личного приема обратился гражданин с устным обращением. Впоследствии для подготовки ответа на устное обращение руководитель государственного органа принимает решение о необходимости детального рассмотрения вопросов, изложенных на личном приеме заявителем. 

Какой ответ может быть дан заявителю по результатам рассмотрения устного обращения?

На устное обращение ответ излагается в устной форме. Однако возникают ситуации, когда требуется изучение вопросов, изложенных гражданином на приеме.

Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение должно быть изложено заявителем в письменной форме, после чего оно подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом для письменных обращений (п. 4 ст. 10 Закона).

Следует также отметить, что письменный ответ на устное заявление гражданина не будет противоречить требованиям Закона.

Вместе с тем считаем необходимым обратить внимание на тот факт, что подобная практика должна применяться лишь как исключение и зависит она от того, насколько лицу, проводящему прием, ясна возникшая у гражданина проблема, аргументы, излагаемые заявителем, и другие обстоятельства, связанные с рассмотрением обращения.

 

Вправе ли должностное лицо органа или организации отказать в личном приеме, если вопросы в устном обращении не относятся к компетенции государственного органа или иной организации?

Не вправе.

Должностные лица организаций, проводящие личный прием, не вправе отказать в личном приеме при обращении по вопросам, относящимся к компетенции этих организаций (п. 2 ст. 6 Закона).

Вместе с тем Законом предусмотрены и исключительные случаи, когда должностным лицам организации, в т.ч. должностным лицам налоговых органов, предоставлено право отказа в личном приеме:

– когда заявителю в ходе личного приема уже был дан полноценный и исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;

– если переписка с этим заявителем по интересующим его вопросам была прекращена;

– если вопросы, с которыми обратился гражданин на личный прием, не относятся к компетенции организации, но соответствующие сведения были получены, например, в ходе предварительной записи на личный прием;

– если заявитель обращается на личный прием в нарушение установленного порядка (например, не в приемные дни и часы).

 

Как поступать с обращениями, отправленными гражданами по факсимильной связи?

В соответствии с Законом обращения могут быть поданы в письменной, устной и электронной формах.

В случае если обращение подано способом, не указанным в Законе, то действие Закона на такое обращение не распространяется.

Таким образом, обращение, поданное посредством факса, по общему правилу не подлежит регистрации в качестве обращения и не требует ответа.

Однако Закон не препятствует государственному органу или иной организации инициировать регистрацию поступившего факсимильного обращения как входящего обращения граждан и юридических лиц, рассмотреть его и направить на него ответ по существу.

 

Все поступающие обращения после регистрации передаются на рассмотрение руководителю государственного органа для наложения резолюции о дальнейшем их рассмотрении.

Какое должностное лицо может быть уполномочено на рассмотрение обращения и подписание ответа на него?

Письменные ответы на письменные обращения подписывают руководитель организации, индивидуальный предприниматель или уполномоченные ими должностные лица (п. 2 ст. 18 Закона).

Не будет нарушением возложение руководителем полномочий по рассмотрению обращений и подписанию ответов на них на иных должностных лиц организации.

Вместе с тем данный вопрос должен решаться в каждой организации индивидуально.

Следует учитывать, что Законом предусмотрена персональная ответственность руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей за ненадлежащую работу с обращениями (п. 3 ст. 5 Закона).

Кроме того, необходимо также учитывать, что в случае подписания ответа на обращение, например, руководителем структурного подразделения, в последующем может возникнуть ситуация с судебным обжалованием такого ответа, о котором руководитель юридического лица ничего не знал.

 

В какие сроки следует перенаправить обращение, если только часть заданных вопросов относится к компетенции организации?

В течение 5 дней.

Организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции:

– в течение 5 дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок;

– либо в тот же срок в порядке, установленном Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях (п. 3 ст. 10 Закона).

 

В течение какого срока должны быть рассмотрены письменные обращения? Необходимо ли информировать заявителя о продлении срока рассмотрения обращения? Необходимо ли информировать заявителя о превышении срока рассмотрения его обращения свыше 15 дней? 

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Что касается предупреждения об изменении сроков рассмотрения, то Закон предусматривает необходимость уведомления заявителя только при превышении месячного срока.

В случае если для решения изложенных в обращении вопросов необходимо совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявитель в 5-дневный срок со дня продления срока рассмотрения обращения должен быть уведомлен о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу (п. 3 ст. 17 Закона).

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.