Обоснованно ли требование горисполкома о необходимости затребования сведений в УВД о привлечении директора к административной ответственности с целью решения вопроса о продлении контракта?
Процедура принятия решения по вопросу о продлении контракта (заключении контракта на новый срок) зависит от организационно-правовой формы юридического лица, а также требований законодательства.
Новым является то, что при продлении контракта с руководителем организации либо заключении с ним контракта на новый срок лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений, обязаны проводить оценку соответствия данного руководителя таким критериям, как обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины и надлежащих условий труда работников, содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями. Оценка соответствия указанным критериям должна подтверждаться документально и храниться в личном деле руководителя организации (пп. 1, 2 Декрета № 5).
В данном случае, полагаем, речь идет о сочетании норм о местном управлении и мерах по борьбе с коррупцией.
Право согласования предоставлено председателям исполкомов различного уровня в отношении ряда государственных организаций, находящихся на их территории (п. 2 ст. 48, п. 2 ст. 49, п. 2 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Как правило, исполнительные комитеты издают свои правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения кадровых вопросов. В абсолютном большинстве случаев в них не содержатся требования о предъявлении документов, содержащих сведения о привлечении руководителя организации к административной ответственности.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 165-З).
Закон № 165-З напрямую также не содержит таких требований. Однако в ряде министерств и ведомств приняты планы мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений. Например, планом Минпрома Республики Беларусь (утвержден коллегией данного министерства 20.03.2014 № 3/3, размещен на официальном сайте министерства) предусмотрены в области кадровой работы истребование из информационных подразделений органов внутренних дел с письменного согласия кандидата сведений о привлечении его к административной ответственности (в порядке, определенном
п. 121 Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909), а также учет фактов привлечения кандидатов к административной ответственности за мелкие хищения путем злоупотребления служебными положениями и других административных правонарушений, связанных с коррупцией.
Заметим, что в некоторых нормативных правовых актах в качестве документа, необходимого для согласования назначения на должность, упоминается копия документа о наличии (отсутствии) в отношении кандидата сведений о привлечении его к уголовной или административной ответственности, выданного соответствующим подразделением органов внутренних дел (например, подп. 12.2 Инструкции о порядке рассмотрения кадровых вопросов в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденной приказом Минсельхозпрода Республики Беларусь от 31.05.2011 № 213 «Об отдельных вопросах кадрового реестра Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь»).
Таким образом, в некоторых нормативных правовых актах есть нормы, предполагающие при согласовании вопроса о продлении срока действия контракта с руководителем организации установления факта привлечения его к административной ответственности.
В такой ситуации рекомендуем изучить правовые акты, регламентирующие работу с кадрами соответствующего исполкома, а также ведомственного министерства.
Владимир Самосейко, юрист