Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Простой в организации: объявляем, оформляем, отменяем

Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 24–25 журнала.

 

Простой может быть объявлен как по организации в целом, так и для некоторых отдельных работников. Обязательное условие – отсутствие у нанимателя возможности предоставить работу, обусловленную трудовым договором.

Перечень причин производственного или экономического характера, из-за которых отсутствие работ признается простоем, не является исчерпывающим. Простой может быть объявлен по объективным, исключительным причинам, которые наниматель не мог предвидеть и своевременно принять меры по их устранению.

Сам по себе немотивированный отказ нанимателя предоставлять работу не может считаться простоем, как и запланированная приостановка работ (например, плановое техническое обслуживание оборудования, его ремонт).

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Таким образом, причина объявления простоя является оценочной категорией. Наниматель должен самостоятельно оценить возникшую причину и принять решение о возможном объявлении простоя.

Простой всегда имеет временный характер (часть первая ст. 34 ТК). Срок временного простоя не может превышать 6 месяцев.

Справочно:

простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.) (часть первая ст. 34 ТК).

Справочно:

определение понятия «простой» приводится в постановлении Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86 (далее – постановление № 86).

 

Алгоритм оформления простоя

Законодательством не определен порядок оформления документов при объявлении простоя, а также не установлены требования к составляемым документам.

Справочно:

простой – это приостановка работы на рабочем месте, участке, в цехе, в организации в связи с отсутствием сырья, материалов, инструментов, электрической и тепловой энергии, поломкой оборудования, возникшими как по вине работника, так и без его вины (п. 8 постановления № 86).

 

Обычно действует следующий алгоритм.

Шаг 1. Уведомление непосредственного руководителя о простое.

Чаще всего простой случается неожиданно. Поэтому работник, который не может осуществлять свою трудовую функцию в связи с какими-то производственными причинами, должен немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю (п. 7 части первой ст. 53 ТК).

Шаг 2. Непосредственный руководитель работника составляет докладную записку о простое на имя руководителя организации.

Шаг 3. Фиксируем факт простоя.

Зафиксировать факт простоя можно и с помощью соответствующего акта. В акте указывают причины и продолжительность простоя, ФИО и должности (профессии) тех, кто остался без работы, и представляют его для утверждения руководителю организации.

Документ:

постановление Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (далее – Инструкция по делопроизводству).

Шаг 4. Издаем приказ о простое.

В законодательстве прямо не определено требование издавать приказ об объявлении простоя. Однако сделать это рекомендуется, например, для извещения работников о простое.

Справочно:

при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника заработная плата не может быть ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада) (часть первая ст. 71 ТК).

В приказе необходимо указать:

– дату и время начала простоя;

– дату и время его окончания (если их можно определить). Можно указать и предполагаемую дату окончания;

– причину простоя;

– наименования структурных подразделений, которые находятся в простое, или ФИО, должности (профессии) работников, которым объявлен простой;

– необходимость нахождения таких работников на рабочих местах (если она есть);

– размер заработной платы, которая сохраняется за работниками на период простоя;

– обязанности работников на период объявления простоя;

– иные существенные условия.

ЭТО ВАЖНО! С приказом об объявлении простоя необходимо ознакомить под роспись всех работников, в отношении которых оформляется простой.

Справочно:

докладную записку оформляют по правилам, определенным в пп. 118–123 Инструкции по делопроизводству. На ее основании расследуют причины простоя.

 

Шаг 5. Учитываем время простоя.

Время простоя включается в фактическое рабочее время как неотработанное. Обычно это делают в табеле использования рабочего времени (часть третья ст. 133 ТК).

Образец приказа об объявлении простоя см. в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

 

Справочно:

если простой заканчивается досрочно, его окончание оформляют приказом, а если к указанной в приказе дате он все еще длится, следует издать приказ о его продлении.

Шаг 6. Возвращаемся к работе.

Документальное оформление прекращения простоя зависит от того, как было оформлено его начало:

1) если в приказе о простое указана конкретная дата его окончания, простой автоматически считается оконченным на эту дату. Исключение составляют случаи, когда ранее простой был отменен или, наоборот, продолжен;

2) если дата окончания простоя не указана, необходимо издать приказ об окончании простоя и ознакомить с ним работников.

Такой приказ должен содержать:

– дату, с которой простой считается прекращенным, а работа – возобновленной;

– наименования подразделений организации или ФИО, должности (профессии) работников, работа которых возобновляется.

Образец акта о простое см. в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.

 

 

Алексей Штейнер, юрист,

специалист по трудовому законодательству

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.