Дополнения и изменения, внесенные в Трудовой кодекс Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», вступают в силу 24 января 2016 г. Законом введена новая мера дисциплинарного взыскания для государственных должностных лиц –увольнение за нарушение письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения. О том, кого коснутся ограничения, установленные данным Законом, рассмотрим в статье.
1. Может ли заведующий государственным учреждением дошкольного образования в соответствии с требованиями Закона № 305-З работать по совместительству воспитателем?
Учреждение дошкольного образования является юридическим лицом. Управление учреждением дошкольного образования на единоличной основе осуществляет заведующий (подп. 1.21 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 145, п. 1 ст. 146 Кодекса об образовании; пп. 4, 62–63 Положения).
Из требований ГК, ТК, Закона № 305-З, иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения, следует, что все юридические лица, включая государственные учреждения дошкольного образования, относятся к категории «организации».
При таких обстоятельствах на заведующего государственным учреждением дошкольного образования распространяются особенности регулирования труда руководителей организаций, установленные гл. 18 ТК.
Руководителю государственной организации запрещено выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами (часть первая ст. 255 ТК).
Особенности выполнения оплачиваемой работы на условиях совместительства руководителями государственных организаций, не проходящими государственную службу, установлены также ст. 348 ТК (не допускается занятие в государственной организации на условиях совместительства двух руководящих должностей, кроме должностей мастеров и бригадиров, если иное не установлено законодательством).
Руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами (часть вторая ст. 17 Закона № 305-З).
Таким образом, Закон № 305-З, как и ст. 255 ТК, разрешает заведующему государственным учреждением дошкольного образования заниматься на условиях совместительства педагогической деятельностью (в части реализации содержания образовательных программ).
В соответствии с выпуском 28 ЕКСД воспитатель дошкольного образования является специалистом, в должностные обязанности которого входят в т.ч. планирование, организация и проведение воспитательной, образовательной и оздоровительной работы, направленной на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательных программ дошкольного образования.
При таких обстоятельствах работа воспитателя дошкольного образования относится к педагогической деятельности (в части реализации содержания образовательных программ). Статьи 255, 348 ТК и ст. 17 Закона № 305-З не запрещают заведующему государственным учреждением дошкольного образования выполнять работу на условиях совместительства (внешнего и внутреннего) в должности воспитателя дошкольного образования.
2. Можно ли заведующему государственным учреждением дошкольного образования с учетом требований ст. 17 Закона № 305-З установить доплату в соответствии со ст. 67 ТК за работу по должности воспитателя?
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (далее – совмещение должностей) устанавливает наниматель по соглашению с работником, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – Правительство Республики Беларусь или уполномоченный им орган (часть вторая ст. 67 ТК).
Руководителям учреждений дошкольного образования вышестоящий орган управления вправе установить доплаты за совмещение должностей в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ (подп. 2.5 постановления № 6).
Руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами (часть вторая ст. 17 Закона № 305-З).
Поскольку заведующий государственным учреждением дошкольного образования является руководителем государственной организации, Закон № 305-З разрешает ему заниматься оплачиваемой педагогической деятельностью (в части реализации содержания образовательных программ).
Из анализа трудовой функции воспитателя дошкольного образования следует, что он осуществляет педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ (см. выпуск 28 ЕКСД).
Таким образом, работа заведующего государственным учреждением дошкольного образования на условиях совмещения должностей в качестве воспитателя дошкольного образования с получением доплаты в соответствии со ст. 67 ТК не противоречит требованиям части второй ст. 17 Закона № 305-З.
Чтобы принять решение о возможности выполнения заведующим государственным учреждением дошкольного образования работы на условиях совмещения должностей в качестве воспитателя дошкольного образования, необходимо следующее:
– в штатном расписании государственного учреждения дошкольного образования должна быть соответствующая штатная единица (ее доля) воспитателя дошкольного образования;
– выполнение заведующим государственным учреждением дошкольного образования дополнительной работы в качестве воспитателя дошкольного образования не должно препятствовать выполнению его служебных обязанностей по основной должности заведующего.
3. У ведущего юрисконсульта негосударственной организации, в уставном фонде которой доля государственной собственности составляет более 50 %, истребовано обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений (ст. 16 Закона № 305-З).
Имеет ли он право работать по совместительству как у своего, так и у другого нанимателя?
Обязательство по соблюдению ограничений подписывают (ст. 16 Закона № 305-З):
– государственное должностное лицо;
– лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица.
Государственными должностными лицами являются, в т.ч. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных обязанностей в негосударственных организациях, в уставных фондах которых доля государственной собственности составляет 50 % и более (абз. 3 ст. 1 Закона № 305-З).
К лицам, выполняющим организационно-распорядительные обязанности, относятся лица, имеющие полномочия по руководству трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников: подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, в т.ч. дача им обязательных для исполнения указаний, поддержание трудовой дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п. (п. 6 постановления Пленума № 12).
Из требований п. 5 Общих положений ЕКСД следует, что организационно-распорядительные обязанности могут выполнять и работники, наименования должностей которых сформированы с применением производной «ведущий», если такие работники наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляют функциональное, координационное или методическое руководство подчиненными им исполнителями.
Таким образом, ведущий юрисконсульт негосударственной организации, в уставном фонде которой доля государственной собственности составляет более 50 %, выполняющий организационно-распорядительные обязанности, является государственным должностным лицом и подписывает обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений.
В то же время в соответствии со ст. 16 и частью второй ст. 17 Закона № 305-З ограничения по выполнению иной оплачиваемой работы:
– распространяются только на руководителя, его заместителей и главного бухгалтера вышеуказанной негосударственной организации;
– не включаются в обязательство других государственных должностных лиц этой организации, в т.ч. и в обязательство ведущего юрисконсульта.
4. Надо ли подписывать обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, установленных Законом № 305-З, всем руководителям среднего звена (начальникам отделов, производств, участков, цехов) республиканского унитарного предприятия? Распространяются ли соответствующие ограничения на указанных руководителей?
Работники, выполняющие организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности, относятся к категории «Руководители» (часть первая п. 6 Общих положений ЕКСД).
Справочно:
в абз. 8 ст. 1 Закона № 305-З должности, которые занимают работники, перечисленные в части первой п. 6 Общих положений ЕКСД, именуются руководящими должностями.
К лицам, выполняющим организационно-распорядительные обязанности, относят руководителей организаций (генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий и т.п.), а также их обособленных (филиал, представительство) и структурных (управление, отдел, служба, сектор, бюро, группа, цех, производство, лаборатория, участок, бригада, звено и др.) подразделений.
Наименования должностей руководителей обособленных подразделений устанавливают аналогично применению наименований должностей руководителей организаций (за исключением должности «генеральный директор»).
Руководители структурных подразделений именуются «начальник», «заведующий», «мастер», «прораб», «звеньевой» и др.
Организационно-распорядительные обязанности могут также выполнять:
– менеджер, у которого имеются подчиненные работники;
– работники, наименования должностей которых сформированы с применением производной «главный», имеющие в подчинении структурное подразделение (структурные подразделения), подчиненных работников по определенному наименованием должности виду (направлению) деятельности организации (главный механик, главный энергетик, главный экономист и т.д.);
– ведущие и старшие специалисты, если они в установленном порядке уполномочены на выполнение организационно-распорядительных обязанностей.
Организационно-распорядительные обязанности выполняют также и заместители руководителей организаций, их структурных и обособленных подразделений, других вышеуказанных руководителей.
На заместителей руководителей возлагаются должностные обязанности по руководству определенным направлением (видом) деятельности организации, ее структурного или обособленного подразделения, а также выполнение обязанностей руководителей при их отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).
Наименование должности руководителя (лица, занимающего руководящую должность) и количество лиц, находящихся у него в подчинении, значения не имеет.
При таких обстоятельствах руководители (лица, занимающие руководящие должности) высшего, среднего и низшего звена (в т.ч. начальники отделов, производств, участков, цехов) республиканского унитарного предприятия в соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона № 305-З являются государственными должностными лицами и обязаны подписывать обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, установленных Законом № 305-З.
Необходимо учитывать следующее:
– содержание обязательства для государственных должностных лиц республиканского унитарного предприятия в части ограничений, установленных ст. 17–19 Закона № 305-З, зависит от того, какую руководящую должность на предприятии занимает государственное должностное лицо;
– ограничения, установленные ст. 20 Закона № 305-З, на государственных должностных лиц республиканских унитарных предприятий не распространяются и в обязательство таких лиц не включаются.
5. На каких работников государственной средней школы распространяется обязанность подписать обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, установленных Законом № 305-З?
Обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, установленных Законом № 305-З, обязаны подписать государственные должностные лица и лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица (ст. 16 Закона № 305-З).
С учетом требований постановления № 22 в государственных средних школах государственными должностными лицами, которые должны подписать обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, являются:
– директор;
– заместители директора;
– главный бухгалтер;
– заведующий хозяйством;
– другие работники, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Перечень ограничений, включаемых в обязательство, зависит от должности, которую занимает соответствующий работник.
Так, ограничения, установленные ст. 20 Закона № 305-З, в обязательство государственных должностных лиц государственной средней школы не включаются.
Только директору, заместителям директора и главному бухгалтеру государственной средней школы запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами (часть вторая ст. 17 Закона № 305-З).
В обязательство только директора (его заместителей) и главного бухгалтера (его заместителей) государственной средней школы (ее обособленного подразделения) включается ограничение, запрещающее совместную работу в такой школе (ее обособленном подразделении) на должности директора (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ст. 18 Закона № 305-З).
Не являются государственными должностными лицами и не подписывают обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений работники государственных средних школ, которые не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (учителя, педагоги, воспитатели, методисты, лаборанты, инспектор по кадрам, библиотекарь, секретарь, водитель, кладовщик, иные работники рабочих специальностей и др.).
При этом не подписывают соответствующее обязательство и работники государственных средних школ, которые являются лицами, приравненными к государственным должностным лицам, т.е. лицами, которые занимают в таких школах должности, не связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, но при этом уполномочены в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (абз. 5 ст. 1 Закона № 305-З), например учителя и педагоги, принимающие зачеты и экзамены у учащихся школ.
Руслан Киеня, юрист
Документы:
1. Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 305-З);
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании);
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК);
4. Положение об учреждении дошкольного образования, утвержденное постановлением Минобразования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее – Положение);
5. Единый квалификационный справочник должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Минтруда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСД);
6. постановление Минтруда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – постановление № 6);
7. постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424–428 УК)» (далее – постановление Пленума № 12);
8. Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД);
9. постановление Минобразования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (далее – постановление № 22).