На «горячую линию» нашего журнала уже неоднократно поступали вопросы о том, является ли вакансией рабочее место сотрудника, которому предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, и нужно ли в данном случае уведомлять государственную службу занятости о наличии вакансии. Ответы на них читайте в статье.
При нахождении основного работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет у большинства нанимателей возникает вопрос: является ли рабочее место такого работника вакансией?
Данный вопрос не беспокоил бы нанимателей, если бы не возможные негативные последствия, а именно привлечение к ответственности за неуведомление службы занятости о наличии вакансии или спор с контролирующими органами.
Все дело в том, что нанимателю предоставлено право заключения срочного трудового договора на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с Трудовым кодексом РБ (далее – ТК) сохраняется место работы (п. 4 части первой ст. 17 ТК). Исходя из данной возможности ряд специалистов (в т.ч. работников государственных органов) высказывают свое мнение о наличии вакансии.
Тогда на основании данного мнения и норм законодательства можно прийти к мнению, что совместительство также является вакансией, поскольку из норм ст. 343 и 350 ТК следует, что работа по совместительству не является основной работой и наниматель в любое время может принять работника, для которого эта работа будет основной.
В то же время полагаем, что в данном случае такое рабочее место не может быть вакансией по следующим обстоятельствам:
– должность занята, так как по ней заключен трудовой договор с основным работником (соответственно рабочее место не свободно) и она сохраняется за работником на весь период его отпуска (согласно части третьей ст. 183 ТК);
– отсутствие выполнения работы и наличие такой должности в штатном расписании не свидетельствует о потребности нанимателя в работнике по срочному трудовому договору на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК сохраняется место работы, поскольку наниматель не имеет правовой возможности исключить такую должность из штатного расписания (это гарантия согласно части третьей ст. 153 и части третьей ст. 183 ТК). Иными словами, у нанимателя отсутствует правовая возможность высказать свое волеизъявление о наличии или отсутствии потребности у него в таких работах (соответственно оставить или исключить из штатного расписания соответствующую должность);
– отдельными актами законодательства (как правило, регулирующими деятельность правоохранительных органов) прямо предусмотрено, что должность не является вакантной, если по ней работник отсутствует временно;
– исходя из анализа кодировки характера работ, применяемой в форме «Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий)» (приложение 6 к постановлению Минтруда и соцзащиты РБ от 30.11.2006 № 149 «Об утверждении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и инструкций по их заполнению» и Инструкция по заполнению сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.11.2006 № 149), такие работы не предусмотрены как срочные согласно п. 4 части первой ст. 17 ТК;
– в такой ситуации не возможно установление совмещения профессий (должностей), так как для их установления требуется вакансия (устанавливается выполнение обязанностей временно отсутствующего работника) (см. ст. 67 ТК). Формально возможен также временный перевод для замещения временно отсутствующего работника (ст. 33 ТК), а также временное заместительство (ст. 68 ТК), что никак не совместимо с вакансией.
Кроме того, считаем, что вакансия – это предусмотренная штатным расписанием работа (должность, профессия), по которой не принят работник по трудовому договору.
Несмотря на представленные доводы, если проверяющий посчитает данное рабочее место вакансией, у нанимателя возникнет обязанность по уведомлению службы занятости и соответственно риск быть привлеченным к административной ответственности за неуведомление.
Таким образом, во избежание споров с проверяющими целесообразнее уведомить государственную службу занятости о вакансии с указанием сведений, что работник, занимающий данную должность, находится в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и по такой должности существуют определенные квалификационные требования.