Ситуация
В организацию пришло заключение МРЭК об установлении работнику II группы инвалидности. В заключении указано, что причина инвалидности – общее заболевание, а в условиях и характере труда – выполнение работы исходя из навыков без подъема тяжестей свыше 6–8 кг не более 35 ч в неделю.
Какие условия труда для данного работника необходимо соблюсти нанимателю и какие документы оформить?
Давайте разбираться вместе.
Для наглядности приведем алгоритм действия нанимателя (см.схему):
Теперь рассмотрим изложенное подробно.
1. Работнику установлена инвалидность
Итак, признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационной экспертной комиссией (далее – МРЭК). МРЭК действует на основании Положения о медико-реабилитационных экспертных комиссиях, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 16.10.2007 № 1341.
2. МРЭК выдает работнику ИПРИ
По результатам медико-социальной экспертизы МРЭК выдает инвалидам индивидуальные программы реабилитации инвалидов (далее – ИПРИ).
ИПРИ определяет комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей.
Инвалидам с учетом ИПРИ обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и на участках. Это указано в ст. 283 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
Важно знать, что отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются. Исключение – случаи, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано ИПРИ.
3. Работник имеет право отказаться от ИПРИ в целом или от реализации ее частей*
ИПРИ является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.
Однако отказ инвалида или его законного представителя от ИПРИ в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие государственные органы, а также организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реабилитацией инвалидов, от ответственности за ее исполнение.
Такая норма содержится в части четвертой ст. 9 Закона РБ от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».
4. Устанавливаем сокращенную продолжительность рабочего времени
Часть третья ст. 114 ТК устанавливает инвалидам I и II группы сокращенную продолжительность рабочего времени не более 35 ч в неделю (либо 7 ч в день). При этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени (часть четвертая ст. 287 ТК).
5. Устанавливаем трудовой отпуск не менее 30 календарных дней
В постановлении Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» для работников, признанных инвалидами, вне зависимости от группы инвалидности предусмотрена продолжительность основного отпуска 30 календарных дней.
При этом продолжительность основного отпуска определяется пропорционально отработанному времени по по следующим образцам: если в течение рабочего года работнику, имеющему инвалидность, при очередном переосвидетельствовании МРЭК группа инвалидности не устанавливается, – за время нахождения на группе инвалидности из расчета 30 календарных дней, за остальное время рабочего года – из расчета продолжительности основного отпуска, установленного согласно выполняемой работе.
6. Издаем приказ (распоряжение)
Условие о сокращенной продолжительности рабочего времени, которое наниматель обязан установить инвалиду, а также установление трудового отпуска не менее 30 календарных дней необходимо отразить в приказе (распоряжении) нанимателя и ознакомить с ним работника под подпись.
7. Вносим изменения в трудовой договор (контракт) – составляем дополнительное соглашение
На основании приказа (распоряжения) в трудовой договор (контракт) работника вносятся соответствующие изменения.
Изменения и дополнения к трудовому договору (контракту) оформляются двусторонними дополнительными соглашениями, которые являются неотъемлемой частью трудового договора (контракта).
8. Оформляем документы на получение пенсии
Так как работнику была установлена инвалидность, он имеет право на получение пенсии по инвалидности на время инвалидности, установленной МРЭК.
Согласно ст. 27 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении» (далее –Закон) пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией (см. табл.).
Возраст | Стаж работы (в годах) |
---|---|
До достижения 23 лет | 1 |
От 23 лет до достижения 26 лет | 2 |
От 26 лет до достижения 31 года | 3 |
От 31 года до достижения 36 лет | 5 |
От 36 лет до достижения 41 года | 7 |
От 41 года до достижения 46 лет | 9 |
От 46 лет до достижения 51 года | 11 |
От 51 года до достижения 56 лет | 13 |
От 56 лет до достижения 61 года | 14 |
От 61 года и старше | 15 |
Лицам, ставшим инвалидами до достижения 20 лет в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности (часть первая ст. 51 Закона) или после ее прекращения, пенсии назначаются независимо от наличия стажа работы.
Инвалидам I и II группы, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы (ст. 27 Закона), назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже работы в размере, установленном Законом.
Работник заполняет бланк заявления по установленной форме о назначении пенсии по инвалидности и подает его нанимателю. Это заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий.
Представление оформляется нанимателем согласно указаниям по заполнению представления, содержащимся в Инструкции о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденной приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85.
Помимо заявления и представления для назначения пенсии по инвалидности должны быть приложены следующие документы:
– документы, подтверждающие стаж работы (при необходимости специальный стаж работы). Такими документами являются трудовая книжка и (или) иные документы, подтверждающие стаж работы в соответствии с Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсии, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.12.1992 № 777 (с изменениями и дополнениями);
– справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования (справка о размере заработка за периоды работы до 1 января 2003 г., представляемая для исчисления пенсии, выдается работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной заработной плате).
В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы.
Размер заработка, застрахованного в системе государственного социального страхования лица, за период после 1 января 2003 г. на всей территории Республики Беларусь подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выдаваемой районными (городскими) отделами Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ;
– документ, удостоверяющий личность работника, возраст, место жительства и гражданство.
В необходимых случаях также представляются:
– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;
– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
– заключение МРЭК или врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в постоянной посторонней помощи;
– справка жилищно-эксплуатационной организации или сельского (поселкового) Совета депутатов о составе семьи (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);
– документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня»;
– документ, содержащий сведения о неназначении ежемесячной страховой выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, – в отношении лиц, имеющих право на ежемесячную страховую выплату;
– документ, содержащий сведения о нахождении инвалида на государственном обеспечении.
9. Представляем документы в отдел социальной защиты населения
Пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности. При этом днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами районными (городскими) управлениями (отделами) по труду и социальной защите (ст. 80 Закона).
Нанимателю нужно в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформить необходимые для назначения пенсии документы и свое представление, а также ознакомить с ним заявителя (под расписку в представлении) и рассмотреть вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.
При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы направляются в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя либо в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты РБ, – в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя.
В том случае, если нанимателем собраны не все необходимые документы, в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите передаются имеющиеся документы с указанием причины отсутствия недостающих.
Впоследствии недостающие документы представляются в сроки, предусмотренные п. 5 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденного приказом Министра соцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44.
Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причины отказа (часть третья ст. 75 Закона).
Если работник не согласен с решением нанимателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он имеет право с заявлением о назначении пенсии обратиться непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (нахождения нанимателя), приложив к заявлению сообщение об отказе.
При этом по требованию работника или районного (городского) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите наниматель передает документы о стаже работы, заработке работника и др.
10. При необходимости получаем согласие работника на: привлечение его к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни, направление в служебную командировку
Также необходимо учитывать некоторые особенности регулирования трудовых отношений с инвалидами.
К таким особенностям относится то, что привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни, направление в служебную командировку допускается только с их согласия и при условии, что такая работа не запрещена ИПРИ (ст. 287 ТК).