Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Расширение должностных обязанностей работников

Вправе ли руководитель расширять должностные обязанности работников?

Вправе, в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности.

Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных, в числе прочих, сведения о трудовой функции (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией) (часть вторая ст. 19 ТК).

 

Справочно: Примерная форма контракта нанимателя с работником утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 (далее – Примерная форма контракта).

 

В подп. 3.1 п. 3 Примерной формы контракта предусмотрена обязанность работника добросовестно выполнять работу согласно перечисленным в данном пункте должностным обязанностям или прилагаемой должностной инструкции.

Аналогичные нормы предусмотрены подп. 8.1 п. 8 Примерной формы трудового договора.

 

Справочно: примерная форма трудового договора утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155 (далее – Примерная форма трудового договора).

 

Таким образом, законодательство о труде допускает 2 варианта закрепления сведений о трудовой функции (должностных обязанностях) работника:

1) непосредственно в трудовом договоре (контракте);

2) в должностной инструкции, которая прикладывается к трудовому договору (контракту).

 

Документ: Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).

 

Должностная инструкция служащего разрабатывается в соответствии с содержанием раздела «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности, которую он занимает (п. 10 Общих положений ЕКСД).

Должностная инструкция – ЛНПА организации, который разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяются конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность.

Должностные инструкции включены в Примерный перечень документов, подлежащих утверждению (приложение 3 к Инструкции по делопроизводству).

 

Документ: Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству).

 

Работники обязаны пп. 2 и 11 ст. 55 ТК:

– подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда;

– выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и ЛНПА;

– исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, ЛНПА и трудового договора.

В свою очередь, при организации труда работников наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними (п. 10 ст. 55 ТК). Порядок и сроки ознакомления законодательством не установлены.

Если изменения вносятся в должностную инструкцию работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, то правовых последствий для этого работника в данном случае не наступает. В силу предписаний п. 10 ст. 55 ТК наниматель обязан ознакомить работника с внесенными в должностную инструкцию изменениями. При этом предварительное уведомление работника, а также заключение с ним дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту) об изменении должностной инструкции не требуется.

Внесение же в должностную инструкцию новых должностных обязанностей, не предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, является для работника изменением существенных условий труда (изменением трудовой функции). Соответственно такое изменение должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК.

На основании приведенных норм изменение (дополнение) должностной инструкции работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, не является изменением трудовой функции.

 

Мария Ковалевич, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.