Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС) и судами (ст. 233 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Однако это не лишает работника права обжаловать действия нанимателя в прокуратуру, департамент государственной инспекции труда, профсоюзы.
Вместе с тем только решения КТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору и не исполненные в добровольном порядке, подлежат принудительному исполнению специальными должностными лицами – судебными исполнителями суда, требования которых по исполнению решений являются обязательными для юридических лиц и граждан, в т.ч. должностных лиц.
Первоначальное рассмотрение трудовых споров
По общему правилу трудовой спор первоначально должен рассматриваться в КТС, созданной в организации по месту работы работника. Если работник либо наниматель с решением КТС не согласны или если члены не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Вместе с тем ст. 241 ТК определяет ряд трудовых споров, рассмотрение которых отнесено к непосредственной компетенции суда без обращения в КТС. Например, споры о восстановлении работника на работе, о возмещении нанимателем причиненного работнику материального ущерба и др. В случае отсутствия в организации КТС работник также обращается непосредственно в суд за разрешением спора.
В порядке, предусмотренном ТК, рассматриваются споры между работником и нанимателем, вы
текающие именно из трудовых правоотношений. Другие (споры, например, об оплате за проживание в ведомственном общежитии) не являются трудовыми, поскольку они не регулируются нормами трудового права.
Особый порядок рассмотрения трудовых споров для некоторых категорий работников
Для некоторых категорий работников установлен особый порядок рассмотрения трудовых споров. К таким работникам, в частности, относятся граждане Республики Беларусь, работающие в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь.
В разрешении трудовых споров между этими работниками и нанимателем участвует республиканский орган государственного управления в области иностранных дел. Защиту трудовых и связанных с ними прав данных работников осуществляет республиканский орган государственного управления в области иностранных дел совместно с республиканским органом государственного управления по труду в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Вместе с тем, исходя из гарантированного ст. 60 Конституции РБ права на судебную защиту, эти лица также вправе после соблюдения установленного для них порядка рассмотрения трудового спора обратиться в суд за защитой.
Споры о досрочном освобождении от выборной оплачиваемой должности работников общественных объединений по решению их органов подлежат рассмотрению в соответствии с уставами данных объединений и действующим законодательством.
Порядок рассмотрения споров государственных служащих установлен Законом РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон).
Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в т.ч. по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством (часть вторая ст. 20 Закона).
В то же время необходимо отметить, что законодательные акты, устанавливая право работников на обращение в вышестоящие органы для рассмотрения трудовых споров, не определяют процедуру рассмотрения споров этими органами.
Создаем комиссию по трудовым спорам
Предусмотренное нормами ТК создание КТС является правом, а не обязанностью сторон коллективных трудовых отношений (нанимателя и профсоюза). С другой стороны, создание КТС возможно в любой организации независимо от формы собственности при наличии в ней профсоюза. КТС также может создаваться в структурных подразделениях организации. Вопрос ее создания, а также компетенция комиссии определяются письменным соглашением между профсоюзом и нанимателем либо коллективным договором.
КТС создается сроком на один год из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Общее количество членов КТС устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом в зависимости от численности работников, частоты обращений и т.д.
Примерную форму Положения о комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21-24 журнала.
Если в организации действуют 2 или более профсоюза, то все профсоюзы должны участвовать в формировании КТС. В данном случае возможны 2 варианта:
1. создание одной КТС, в состав которой по соглашению между профсоюзами будут входить представители всех профсоюзов;
2. создание отдельных КТС, когда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсоюз - такое же количество своих представителей.
В последнем случае конкретный спор будет рассматривать комиссия, состоящая из представителей того профсоюза, членом которого является обратившийся работник.
Наниматель назначает своих представителей в состав КТС приказом руководителя, а профсоюз - решением профкома.
Примерная форма приказа о назначении представителей в состав комиссии по трудовым спорам приведена на с. 24 журнала (приложение 1). Форма выписки из протокола заседания профсоюзного комитета о выделении представителей в состав примирительной комиссии - на с. 24-25 журнала (приложение 2).
Членом КТС от профсоюза может быть любой работник - член данного профсоюза.
Полномочия представителей сторон должны быть подтверждены доверенностями, выданными в установленном порядке, т.е. подписанными соответственно руководителями направивших их сторон.
Примерную форму доверенности смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала (приложение 4).
Подписи должны быть удостоверены печатями соответственно предприятия и профсоюза. По мнению автора, требование законодательства о выдаче представителям сторон доверенностей является лишним, так как персональный состав КТС оговорен в приказе руководителя и постановлении профкома, а компетенция комиссии четко прописана в части второй ст. 236 ТК.
В каждом заседании комиссии должно участвовать равное количество представителей от каждой стороны (например, по 3 человека от нанимателя и от профсоюза).
Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании выполняются поочередно представителями сторон. Например, на одном заседании обязанности председателя КТС выполняет представитель профсоюза, а обязанности секретаря - представитель нанимателя. На следующем заседании КТС, наоборот, роль председателя передается представителю нанимателя, а обязанности секретаря - представителю профсоюза. На одном и том же заседании обязанности председателя и секретаря не могут выполнять представители одной стороны.
Вопросы, входящие в компетенцию комиссии по трудовым спорам
КТС, если она создана в организации, является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем, кроме тех, для которых установлен иной порядок их рассмотрения, например рассматриваемых непосредственно судом. В КТС также не могут разрешаться вопросы, которые определяются нанимателем самостоятельно либо по соглашению с профсоюзом, например заключение или изменение коллективного договора, установление норм труда, должностных окладов, тарифной ставки 1-го разряда и т.д.
В компетенцию КТС входит рассмотрение трудовых споров о (об):
-установленных расценках и нормах труда;
-условиях для их выполнения;
-переводе на другую работу и перемещении;
-оплате труда, в т.ч. при невыполнении норм труда, простое и браке;
-совмещении профессий (должностей) и заместительстве;
-оплате труда за работу в сверхурочное и ночное время;
-праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
-выплате компенсаций и предоставлении гарантий;
-возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;
-предоставлении отпусков;
-выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебнопрофилактического питания (ст. 236 ТК).
Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим.
КТС может рассматривать также споры о:
-переводе на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;
-взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда;
-размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия;
-применении дисциплинарных взысканий;
-неправильных или неточных записях в трудовой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) руководителя или другим документам;
-выплате выходного пособия, денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и другие споры.
Права работника
Работнику, не являющемуся членом профсоюза, предоставлено право выбора - обратиться за разрешением трудового спора в КТС или суд. Суд не вправе отказать такому работнику в принятии заявления в связи с несоблюдением предварительного внесудебного порядка разрешения спора. С другой стороны, и КТС не вправе отказать работнику в рассмотрении спора по причине того, что работник не является членом профсоюза.
Правом на обращение в КТС обладает только работник. Нанимателю такое право не предоставлено. Заявления в комиссию должны приниматься от всех работников, которые находились или находятся в трудовых отношениях с нанимателем. Право на обращение в КТС имеют и уволившиеся работники, если их требование основано на отношениях, возникших до прекращения трудового договора.
Порядок работы с заявлением работника в комиссии по трудовым спорам
Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Законом не установлено, на кого возлагается обязанность по регистрации таких заявлений. Порядок ведения делопроизводства КТС предусматривается соглашением между нанимателем и профсоюзом либо коллективным договором (ст. 235 ТК). Поэтому целесообразно разработать в организации положение о КТС и порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.
Форма и содержание заявления работника в КТС законодательством не определены. Заявление может подаваться в КТС как в письменном виде, так и путем устного обращения работника в комиссию. В последнем случае содержание требования записывается в специальном журнале.
В письменном заявлении следует указать: наименование комиссии и название организации, в которую направляется заявление; фамилию, имя, отчество заявителя; место его работы и должность; местожительство; суть спора. В конце заявления ставится личная подпись обратившегося гражданина.
Комиссия не имеет права отказать работнику в приеме заявления даже в том случае, если трудовой спор не подведомствен КТС. Заявление изучается комиссией, и по нему выносится решение об отказе в рассмотрении спора. Отказ в приеме заявления допускается только в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотрения КТС и по нему вынесено решение либо комиссия не пришла к соглашению.
КТС не вправе отказать в принятии заявления по мотивам пропуска срока исковой давности (установленного законом срока для защиты судом или другим компетентным органом права по иску лица, право которого нарушено). При пропуске срока для обращения в КТС члены комиссии должны выяснить причины пропуска и в зависимости от них принять решение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении.
Данный вопрос решается в каждом конкретном случае с учетом всех доводов работника о причинах, которые повлекли за собой несвоевременное обращение за защитой нарушенного права. Ува - жительной причиной считается болезнь, препятствовавшая работнику своевременно обратиться в КТС. Не являются уважительными причинами незнание работником законодательства о труде, обращение его в различные инстанции за защитой своего права, поскольку это не мешало ему обратиться в КТС.
Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам
Комиссия извещает работника, подавшего заявление, и нанимателя о дате и времени рассмотрения трудового спора. Спор рассматривается в присутствии обратившегося работника, за исключением случая, если имеется письменное заявление работника с просьбой о рассмотрении спора без него. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается.
При вторичной неявке работника без уважительной причины комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения. Однако это не лишает работника права в пределах установленного законодательством срока подать заявление вновь.
КТС вправе вызывать на свое заседание свидетелей, специалистов, представителей различных общественных организаций. По требованию комиссии наниматель обязан представить необходимые расчеты и документы.
На заседании КТС ведется протокол, в котором должны быть указаны состав комиссии (кто - от нанимателя, кто - от профсоюза), краткое содержание требований работника, объяснения лиц, заслушанных на заседании КТС, содержание решения по рассматриваемому спору. Ведет протокол секретарь комиссии. Протокол подписывают председатель и секретарь. Примерную форму протокола заседания комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26-27 журнала (приложение 5).
Законом определен 10-дневный срок для рассмотрения спора КТС. В результате рассмотрения спора по существу КТС принимает решение.
Решение КТС принимается не простым большинством голосов, а по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза (часть первая ст. 238 ТК). В данной норме закона акцент сделан не на соглашение между членами комиссии, а на соглашение между представителями сторон (нанимателя и профсоюза). Поэтому, на наш взгляд, для принятия решения КТС необходимо его одобрение большинством представителей как со стороны нанимателя, так и со стороны профсоюза.
Например, если КТС состоит из 6 человек (по 3 представителя от нанимателя и профсоюза), решение считается принятым, если за него проголосовало хотя бы по 2 представителя от нанимателя и от профсоюза, т.е. 4 человека. Для исключения случаев равного разделения голосов при голосовании число представителей, направляемых в КТС каждой из сторон, должно быть нечетным и, как правило, не менее 3.
Решение комиссии по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам при рассмотрении конкретного спора может вынести одно из следующих решений:
-об удовлетворении требований работника в полном объеме;
-о частичном их удовлетворении;
-об отказе в удовлетворении требований.
В решении КТС должны указываться: наниматель; Ф.И .О. обратившегося работника; дата обращения в КТС; дата рассмотрения трудового спора; фамилии членов комиссии, присутствовавших на заседании; мотивированное решение КТС (ст. 238 ТК).
Примерную форму решения комисии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 27-28 журнала (приложение 6).
Мотивированность решения означает обоснование его нормами действующего законодательства, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами, а также соответствие действительным обстоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора. Решение должно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруднения при его исполнении. В решении по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.
Решение КТС имеет обязательную силу и утверждению нанимателем или профсоюзом не подлежит. Подписывается оно председателем и секретарем соответствующего заседания. Копии решения КТС в 3-дневный срок вручаются работнику и нанимателю.
Данное решение наниматель или работник могут обжаловать в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии. Основания и мотивы обращения в суд могут быть различными (например, несогласие с размером подлежащих взысканию денежных сумм и др.).
Срок исполнения решения комиссии по трудовым спорам
Срок исполнения решения КТС установлен ст. 248 ТК. Решение подлежит исполнению нанимателем не позднее 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование. Срок начинается с момента вручения нанимателю копии решения КТС, вынесенного по конкретному трудовому спору. Решение КТС о восстановлении на прежней работе работника, который незаконно был переведен, подлежит немедленному исполнению.
Принудительное исполнение решения комиссии по трудовым спорам
Решение по трудовому спору, вынесенное КТС, может быть исполнено в добровольном порядке. Если наниматель не исполняет решение, то комиссия выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа. Удо - стоверение выдается по просьбе работника, в пользу которого вынесено решение. По своей инициативе КТС удостоверение не выдает.
Удостоверение не может быть выдано до истечения 10 дней, предусмотренных на обжалование решения. Не выдается оно и в том случае, если работник или наниматель обратились с заявлением о разрешении трудового спора в суд.
В удостоверении на принудительное исполнение решения КТС должны быть указаны: наименование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дата принятия решения; дата выдачи удостоверения; фамилия, имя, отчество работника; решение по существу спора.
Формулировка решения в удостоверении должна точно соответствовать решению КТС.
Например: «обязать нанимателя оплатить Ф.И.О. за сверхурочную работу в двойном размере согласно ст. 69 Трудового кодекса Республики Беларусь». Удостоверение подписывается председателем и секретарем КТС. Примерную форму удостоверения см. в рубрике «Полезная документация» на с. 28 журнала (приложение 7).
Следует еще раз обратить внимание на наличие в удостоверении даты его выдачи, поскольку с этой даты начинает течь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного исполнения решения.
Принудительное исполнение решений КТС производится судебным исполнителем суда, на территории которого расположена организация, в данном случае - должник.
Для принудительного исполнения решения удостоверение в 3-месячный срок со дня его выдачи предъявляется в суд по месту расположения организации. При пропуске работником 3-месячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Пропуск данного срока по неуважительным причинам и отказ в его восстановлении влекут утрату юридической силы удостоверения как исполнительного документа.