В бухгалтерии коммерческой организации в должности «бухгалтер 1-й категории» работают несколько человек, при этом каждый из них выполняет какую-то одну основную функцию (например, начисление заработной платы, учет товарно-материальных ценностей).
Нужно ли в таком случае разрабатывать несколько должностных инструкций (именных) или достаточно одной, в которой нужно указать все функции, которые может выполнять бухгалтер 1-й категории, а точное закрепление выполняемых конкретным бухгалтером функций изложить во внутреннем распоряжении по бухгалтерии?
Разрабатывать несколько должностных инструкций (именных) или достаточно одной, наниматель решает самостоятельно, но то, что обязанности за работником закрепляют путем издания соответствующего приказа (распоряжения) нанимателя, законодательство о труде точно не предусматривает.
Обязательным условием трудового договора (контракта) является определение трудовой функции работника (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией) (ст. 19 Трудового кодекса РБ).
Должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом и разрабатывается и утверждается в организации самостоятельно (п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32).
Так, в должностной инструкции бухгалтера наниматель определяет соответствующие должностные обязанности. При этом трудовая функция может включать в себя только обязанности, которые непосредственно выполняет бухгалтер, либо все обязанности, которые он может выполнять по своей квалификации (в т.ч. обязанности при возможной замене другого бухгалтера). В зависимости от указанных особенностей трудовой функции должностная инструкция бухгалтеру может быть составлена в различных вариантах (конкретно для каждого бухгалтера применительно к направлению деятельности либо единая для всех). Решение по данному вопросу принимает наниматель.
С учетом указанных норм законодательства закрепление обязанностей за работником путем издания соответствующего приказа (распоряжения) нанимателя законодательством о труде не предусмотрено. Трудовую функцию служащего определяет только его должностная инструкция.