Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 21–25 журнала.
Трудные времена требуют от бизнеса собранности и умения принимать быстрые и эффективные решения. Одним из таких решений нередко становится реорганизация предприятия. Реорганизация юридического лица – это процесс существенного изменения его структуры или организационно-правовой формы. О том, что необходимо сделать работнику отдела кадров при проведении реорганизации, расскажем в статье.
Многие организации постоянно ищут дополнительные источники расширения своей деятельности. Зачастую возникает ситуация, когда организационно-правовая форма не соответствует требованиям законодательства либо планам учредителей. В таком случае возникает необходимость реорганизации юридического лица.
ГК и Закон о хозяйственных обществах выделяют несколько форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование юридических лиц.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», в редакции от 10.07.2015 (далее – Закон о хозяйственных обществах)
Формы реорганизации
Для начала разберемся с формами реорганизации, а именно чем одна форма отличается от другой.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. По сути, мы имеем дело с явлением, когда вместо двух независимых юридических лиц мы получаем третье юридическое лицо по типу А + В = С.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В данном случае происходит поглощение одного юридического лица другим со всеми его правами и обязанностями по типу А + В = В.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Выделение предполагает возникновение новой независимой коммерческой организации, к которой перешел ряд прав и обязательств предыдущей.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Исключение составляют права и обязанности, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу. Например, преобразование ЧУП с одним участником в ООО с двумя участниками.
В настоящее время наиболее популярными способами реорганизации, направленными на укрупнение бизнеса, являются слияние и присоединение компаний. Рассмотрим поэтапно процесс реорганизации путем слияния или присоединения.
Слияние или присоединение
Шаг 1. Принятие решения о реорганизации.
Каждый участник слияния (присоединения) в порядке, определенном учредительными документами, принимает решение о реорганизации.
В решение о реорганизации целесообразно включить положения, определяющие условия слияния (например, состав учредителей нового субъекта хозяйствования, распределение долей в уставном фонде), а также вопросы, связанные с подготовительным к реорганизации этапом.
Шаг 2. Заключение и утверждение договора о слиянии (присоединении).
Юридические лица, участвующие в слиянии (присоединении), заключают договор о слиянии (присоединении), в котором определяют порядок и условия реорганизации. Общее собрание участников каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц или органы управления таких юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждают договор о слиянии (присоединении).
В договоре о слиянии (присоединении) прописываются предмет договора, права и обязанности сторон, устанавливаются срок проведения совместного общего собрания сторон, основные этапы процедуры реорганизации с указанием сроков, уставный фонд и порядок его формирования, условия правопреемства, условия и порядок действия договора о слиянии (присоединении), а также иные положения по усмотрению сторон.
Шаг 3. Письменное уведомление государственных органов и кредиторов.
Шаг 4. Письменное уведомление работников организации, оформление кадровой документации.
Обязанность нанимателя уведомить работника о предстоящей реорганизации, срок, способ, форма, а также содержание такого уведомления законодательно не установлены. Вместе с тем продолжение трудовых отношений при реорганизации возможно лишь при согласии работника. В силу ст. 36 ТК в случае реорганизации трудовые отношения с работниками продолжаются с их согласия на условиях, предусмотренных трудовым договором. Отказ работника от продолжения трудовых отношений является основанием для досрочного расторжения трудового договора в порядке, определенном п. 5 части второй ст. 35 ТК.
Уведомление работников осуществляется в порядке и сроки, указанные в решении о реорганизации и (или) в договоре о слиянии (присоединении).
В случае если в связи с реорганизацией предполагается изменение существенных условий труда работников, требуется уведомление не менее чем за 7 дней до создания нового субъекта хозяйствования (подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5).
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
В уведомлении должна содержаться следующая информация:
– фамилия, инициалы, должность (профессия) с указанием структурного подразделения работника, которому адресуется уведомление;
– условия, на которых работнику предлагается продолжить трудовые отношения.
ЭТО ВАЖНО! Нанимателю необходимо разработать и утвердить новое штатное расписание.
Также необходимо издать приказ о продолжении трудовых отношений и заключить дополнительные соглашения к контрактам с работниками присоединяемой организации (организации, которая прекратила свое существование в результате слияния), ознакомить работников с приказом о продолжении трудовых отношений.
Шаг 5. Проведение инвентаризации.
При реорганизации организации путем присоединения инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации.
В случае слияния требуется проведение инвентаризации активов и обязательств каждым из участников слияния (реорганизуемого юридического лица) для последующего правопреемства создаваемому юридическому лицу, по результатам инвентаризаций составляются передаточные акты.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 13 Инструкции № 180 при реорганизации организации по результатам инвентаризации составляются передаточный акт и баланс.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного субъекта хозяйствования в отношении всех его кредиторов и должников, в т.ч. по оспариваемым сторонами обязательствам (суммы договорной неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, иные суммы).
В сроки, определенные в решении о реорганизации, уполномоченные лица каждого участника реорганизации подписывают передаточный акт и передают его на рассмотрение и последующее утверждение уполномоченному органу.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».
Документ:
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
Шаг 6. Уничтожение печатей участников реорганизации.
При слиянии уничтожению подлежат печати обеих организаций, при присоединении – печать присоединяемой организации.
Сроки и порядок уничтожения печати в данный момент законодательно не закреплены. По сложившейся практике они уничтожаются комиссией, созданной приказом директора хозяйственного общества, с составлением акта. Обязательным элементом такого акта является образец оттиска уничтожаемой печати.
Печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь уничтожаются уполномоченным сотрудником органа внутренних дел по месту нахождения организации в присутствии представителя организации, о чем выдается квитанция установленного образца (Инструкция № 189).
Документ:
Инструкция о порядке изготовления и уничтожения печатей с изображением Государственного герба Республики Беларусь, утвержденная постановлением МВД Республики Беларусь от 12.06.2009 № 189 (далее – Инструкция № 189).
Шаг 7. Утверждение и регистрация устава создаваемой организации.
Совместное общее собрание участников юридических лиц или органов управления, уполномоченных на то учредительными документами, участвующих в реорганизации, утверждает учредительные документы возникающего юридического лица (устав) и образует его органы. Порядок голосования на совместном общем собрании определяется договором о слиянии (присоединении) либо этим собранием.
Регистрация изменений в устав производится директором либо иным уполномоченным лицом создаваемой организации в Минском городском исполнительном комитете с предоставлением следующих документов:
– заявления о внесении изменений в устав;
– листа А на каждого нового участника организации;
– изменений в устав (новая редакция устава), подписанных всеми участниками, в двух экземплярах на бумажном носителе, а также в электронном виде;
– оригиналов свидетельств о государственной регистрации организаций, которые необходимо сдать в исполком при слиянии организаций, а при присоединении – свидетельство присоединяемой организации;
– квитанции об оплате госпошлины.
Ольга Мещерякова, юрист