Комиссия по аттестации рекомендовала работника для перевода на вышестоящую должность. На данный момент в организации нет вакантной должности, которую мог бы занять работник. Работник же считает, что его обязаны перевести сразу после того, как протокол подписан.
Как поступить в такой ситуации и как исключить подобные споры в дальнейшем?
Наниматель не обязан переводить работника на вышестоящую должность на основании рекомендаций аттестационной комиссии.
Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).
Подпунктом 2.3 п. 2 Декрета № 29 установлено проведение аттестации не реже одного раза в 3 года, если Президентом Республики Беларусь не установлен иной срок.
Руководствуясь Типовым положением, организации могут разрабатывать свои положения об аттестации работников, в которых конкретизируются сроки, критерии и методы оценки их профессионально-деловых и личностных качеств с учетом специфики и профиля трудовой деятельности в конкретной организации.
Аттестация работников проводится в целях:
– объективной оценки уровня их профессиональной подготовки, деловых и личностных качеств, результатов практической деятельности;
– улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, повышения их квалификации, качества и эффективности труда;
– обеспечения более тесной связи материальных и моральных стимулов с результатами труда.
По результатам аттестации работника аттестационная комиссия тайным голосованием принимает одно из решений (п. 17 Типового положения):
– о соответствии его занимаемой должности;
– о неполном соответствии занимаемой должности с повторной аттестацией через один год при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
– о несоответствии занимаемой должности.
Документ: Типовое положение об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 № 784.
Решение аттестационной комиссии носит рекомендательный характер (п. 19 Типового положения).
Аттестационная комиссия может давать нанимателю рекомендации о выдвижении работника на вышестоящую должность, повышении квалификационной категории, направлении работника на повышение квалификации или переподготовку, зачислении работника в резерв на вышестоящую должность и др.
По предположению автора, аттестационная комиссия могла вынести рекомендацию «о зачислении работника в резерв на вышестоящую должность».
Решение об изменении трудовых правоотношений с работником принимает наниматель (руководитель организации) с учетом имеющихся обстоятельств и целесообразности таких изменений.
Аттестационная комиссия не обладает ни распорядительными функциями, ни полномочиями давать обязательные для исполнения решения. Кроме того, решения аттестационной комиссии рассматриваются руководителем организации. Так, решение аттестационной комиссии в 5-дневный срок после окончания аттестации передается руководителю организации (руководителю вышестоящего государственного органа (организации)) для принятия окончательного решения в отношении работника, проходившего аттестацию, которое оформляется соответствующим приказом (распоряжением).
Учитывая рекомендательный (т.е. необязательный) характер решений аттестационной комиссии и сложившиеся обстоятельства, руководитель организации не обязан немедленно переводить работника на вышестоящую должность.
Для исключения подобных ситуаций аттестационной комиссии надо:
– взвешенно принимать и оформлять свои решения;
– более тщательно работать с аттестуемыми работниками, разъяснять их права и обязанности, права аттестационной комиссии, нанимателя;
– пояснять тексты нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с аттестацией руководителей и специалистов.
Ольга Гасюкевич, юрист