Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

С 1 июля 2016 года в Республике Беларусь действует Закон об альтернативной службе

Альтернативная служба – общественно полезная деятельность, осуществление которой возлагается на граждан взамен воинской службы.

На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве, лично заявившие о том, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы.

Граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. Кроме того, такие граждане могут привлекаться к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В случае принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу военный комиссариат в установленный Законом срок выдает гражданину направление в орган по труду, занятости и социальной защите по месту его жительства и в тот же срок письменно информирует об этом Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина.

Организации, в которых граждане будут проходить альтернативную службу, определяет Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.

Документ: 
Закон Республики Беларусь от 04.06.2015 № 276-З «Об альтернативной службе» (далее – Закон).

Справочно: 
альтернативная служба – общественно полезная деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы.

 Сроки прохождения альтернативной службы

Закон устанавливает следующие сроки для прохождения альтернативной службы:

– для граждан, не имеющих высшего образования, – 36 месяцев;

– для граждан, имеющих высшее образование, – 24 месяца (ст. 19 Закона).

При этом в срок альтернативной службы не засчитываются календарные дни:

– приходящиеся на время нахождения гражданина в отпуске в связи с поступлением в учреждение образования или организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, и получением образования;

– приходящиеся на срок отбывания наказания в виде ареста;

– приходящиеся на время, в течение которого гражданин не исполнял обязанности альтернативной службы в связи с применением к нему административного взыскания;

– в течение которых гражданин, проходящий альтернативную службу, отсутствовал без уважительных причин более 3 ч во время исполнения обязанностей альтернативной службы либо находился в этот период времени в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или распивал алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, потреблял наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества.

Справочно: 
перечень видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу, определяет Совет Министров Республики Беларусь. При этом конкретный вид работ будет определяться той организацией, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу.

Денежное содержание проходящих альтернативную службу

Законом установлено ежемесячное денежное содержание граждан, проходящих альтернативную службу, следующим образом:

– с 1-го по 12-й месяцы альтернативной службы – в размере 150 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь за 2 последних квартала;

– с 13-го по 24-й месяцы альтернативной службы размер денежного содержания повышается на 20 % бюджета прожиточного минимума;

– с 25-го месяца альтернативной службы размер денежного содержания повышается на 40 % бюджета прожиточного минимума
(ст. 24 Закона).

Гражданам, проходящим альтернативную службу, сохраняется выплата денежного содержания на период нахождения в отпусках, за исключением отпусков в связи с поступлением в учреждения образования и получением образования.

Справочно: 
денежное содержание выплачивается проходящим альтернативную службу гражданам за счет средств республиканского бюджета. 

Трудовой распорядок

Трудовой распорядок (режим времени исполнения обязанностей альтернативной службы) устанавливается непосредственно в самой организации приказом (распоряжением) руководителя организации. Кроме того, организация, в которой гражданин проходит альтернативную службу, обязана по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения закреплять обязанности, режим времени исполнения обязанностей альтернативной службы гражданина приказом (распоряжением) руководителя организации (ст. 22 Закона).

Законом закреплена обязанность работника находиться в организации, в которой он проходит альтернативную службу, или за ее пределами в соответствии с поручением руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и выполнять порученную ему работу во время прохождения альтернативной службы (ст. 25 Закона). Ежедневное время исполнения обязанностей альтернативной службы и выходные дни устанавливаются приказом (распоряжением) руководителя организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения этой организации.

ЭТО ВАЖНО! Время исполнения гражданином обязанностей альтернативной службы не должно превышать 48 ч в неделю. В случае превышения указанного времени, но не более чем на 12 ч, по решению руководителя организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, это время компенсируется сокращением времени исполнения обязанностей альтернативной службы в другие дни.

Привлечение к дисциплинарной ответственности

К гражданину, проходящему альтернативную службу, за виновные действия (бездействие) могут быть применены меры взыскания. Например, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, либо за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением альтернативной службы, органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, на гражданина могут налагаться следующие меры взыскания: замечание, выговор (ст. 27 Закона).

 Выговор объявляется, если допущено грубое нарушение или нарушения носят систематический характер (наличие двух и более замечаний в течение 12 месяцев).

Грубым нарушением являются:

– отсутствие гражданина в организации, в которой он проходит альтернативную службу, более 3 ч без уважительных причин;

– появление в этой организации в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

– распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ во время исполнения обязанностей альтернативной службы;

– отказ от исполнения обязанностей альтернативной службы;

– иные нарушения гражданином, проходящим альтернативную службу, своих обязанностей, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной службы

Законом закреплена ответственность граждан за уклонение от прохождения альтернативной службы (ст. 28 Закона).

Под уклонением от прохождения альтернативной службы понимается:

– неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей альтернативной службы, предусмотренных Законом;

– несоблюдение ограничений, связанных с прохождением альтернативной службы, повлекшее в период прохождения альтернативной службы наложение трех выговоров;

– неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной службы, в т.ч. при переводе в другую организацию или прибытии из отпуска, на срок свыше 3 суток либо уклонение от прохождения альтернативной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана;

– уклонение от прохождения альтернативной службы путем умышленного причинения себе телесного повреждения (членовредительство) или симуляции заболевания.

Ограничения для граждан, проходящих альтернативную службу

Законом предусмотрен ряд ограничений для граждан, проходящих альтернативную службу. Так, они не вправе:

– принимать участие в забастовках;

– заниматься иной оплачиваемой деятельностью (работой);

– осуществлять предпринимательскую деятельность.

Предоставление отпусков

Законом определены основания и порядок предоставления отпусков. Гражданам, проходящим альтернативную службу, предоставляются отпуска по решению органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой они проходят альтернативную службу (ст. 26 Закона).

Продолжительность отпуска зависит от всего срока альтернативной службы:

– за 36 месяцев альтернативной службы предоставляется отпуск продолжительностью 30 календарных дней;

– за 24 месяца альтернативной службы предоставляется отпуск продолжительностью 20 календарных дней.

Отпуска предоставляют в течение каждых 12 месяцев прохождения альтернативной службы по 10 календарных дней в каждом году.

Гражданам, проходящим альтернативную службу, по решению органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой они проходят альтернативную службу, предо-
ставляются отпуска по болезни, в связи с поступлением в учреждение образования и получением образования, по уважительным причинам личного и семейного характера.

Отпуск по болезни предоставляется на основании справки о временной нетрудоспособности на период лечения в стационарных, амбулаторных условиях, а также на период проведения медицинской реабилитации.

Отпуск в связи с поступлением в учреждение образования предо-
ставляется гражданину, проходящему альтернативную службу, для представления документов в приемную комиссию учреждения образования в соответствии с законодательством, а также для участия во вступительных испытаниях, прохождения профессионального отбора, зачисления в учреждение образования.

Отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера продолжительностью до 10 календарных дней предоставляется гражданину, проходящему альтернативную службу, в случае:

– вступления в брак;

– тяжелой болезни или смерти (гибели) его отца, матери, усыновителей, отчима, мачехи, жены, детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев или сестер, деда, бабки;

– чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера;

– наличия иных обстоятельств, требующих личного присутствия в семье гражданина, проходящего альтернативную службу.

Обстоятельства, в связи с которыми гражданину, проходящему альтернативную службу, предоставляется отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера, должны быть, как правило, подтверждены документально.

Основания для увольнения с альтернативной службы

 Основания для увольнения гражданина с альтернативной службы предусмотрены ст. 29 Закона. К ним относятся:

– истечение срока альтернативной службы;

– болезнь (в случае признания негодными к военной службе в мирное время);

– вступление в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни.

Александр Пуп, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.