Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Совмещение профессий (должностей), совместительство и замещение


Совмещение профессий (должностей), а также совместительство (внешнее, внутреннее) представляют собой эффективные формы дополнительной занятости работников. Несмотря на то что Трудовой кодекс РБ (далее – ТК) предусматривает ряд норм, регулирующих эти формы занятости, применение их на практике вызывает у специалистов по кадрам некоторые вопросы.
Читатели журнала «Я – специалист по кадрам» смогли получить ответы на вопросы по данной теме в ходе «Прямой линии» с начальником главного правового управления аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси Шелковичем Владимиром Ивановичем.
Предлагаем вашему вниманию ответы на наиболее актуальные из заданных вопросов. 
 
 
Каковы основные отличия совместительства от совмещения профессий (должностей)? Чем отличается совместительство от работы на условиях неполного рабочего времени?
 
Совместительство следует отличать от совмещения профессий (должностей), временного заместительства по следующим признакам. 
 
Во-первых, совместительство может быть как в рамках одной организации (нанимателя), так и у другого нанимателя, а совмещение профессий – только у того нанимателя, у которого работник работает по трудовому договору (контракту) (ст. 67 ТК). 
 
Во-вторых, выполнение работы по другой профессии при совмещении профессий осуществляется в пределах нормального рабочего времени, а совместительство как у того же нанимателя, так и у другого допускается только в свободное от основной работы время (ст. 343 ТК). 
 
В-третьих, при совмещении профессий работа выполняется на основании одного трудового договора, совместительство же возможно только при заключении нового трудового договора. 
 
Кроме того, за совместительство начисляют заработную плату пропорционально отработанному времени или за фактически выполненную работу, а при совмещении профессий (должностей) работнику производят доплату.
 
Работу по совместительству следует отличать также от работы с неполным рабочим временем. 
 
Так, неполное рабочее время – это уменьшение нормы продолжительности работы, т.е. часть установленной нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. Неполное рабочее время может быть предусмотрено в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. 
 
Неполное рабочее время может состоять в одновременном уменьшении норм продолжительности ежедневной работы и числа рабочих дней в неделю. Работа на условиях неполного рабочего времени и продолжительность такой работы устанавливаются по договоренности между работником и нанимателем. 
 
При работе по совместительству продолжительность рабочего времени в количестве не более половины нормального рабочего времени предусмотрена законодательством и стороны обязаны установить такую продолжительность работы.
 
 
В организацию принят работник на 1,25 ставки. 
 
Имеет ли он право работать по совместительству в другой организации на 0,5 ставки? 
 
Да, имеет, но при условии соблюдения определенных требований законодательства.
 
Совместительство – это выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343 ТК). В трудовом договоре обязательно следует указать, что работа является совместительством. 
 
Для работы по совместительству согласия нанимателя по месту основной работы не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. 
 
Работу по совместительству работник выполняет в свободное от основной работы время. При этом продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 111–114 ТК (ст. 345 ТК). 
 
Для отдельных категорий работников установлены ограничения по работе по совместительству. Ограничение количества мест работы по совместительству законодательством не предусмотрено. 
 
Исходя из смысла заданного вопроса работа по совместительству на 0,5 ставки не будет находиться в противоречии с трудовым законодательством. 
 
 
В организации работает 2 бухгалтера. В связи с сокращением штата и численности работников один бухгалтер был сокращен. Его обязанности решено возложить на оставшегося бухгалтера. 
 
Каким образом оформить возложение обязанностей и может ли работник отказаться их исполнять?
 
В связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенным в трудовом договоре.
 
Необходимо издать приказ по личному составу, в котором следует изложить обоснование причин изменения существенных условий труда работника. Предупредить работника об изменении существенных условий труда нужно письменно не позднее чем за 1 месяц до их изменения (часть третья ст. 32 ТК).
 
В период срока предупреждения работник продолжает выполнять свою трудовую функцию в соответствии с условиями ранее заключенного трудового договора.
 
Существенными условиями труда признают системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмену неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые согласно ТК (часть вторая ст. 32 ТК).
 
При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ст. 35 ТК.
 
 
В организации по совместительству работает женщина, которая по 12 декабря 2011 г. находится в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Срок заключенного контракта истекает 4 февраля 2012 г.
 
Может ли организация не продлевать контракт с внешним совместителем до достижения ребенком возраста 5 лет?
 
Нет, не может.
 
Продление контракта в пределах максимального срока его действия осуществляется по соглашению сторон (подп. 1-1 п. 1 Указа Президента РБ от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29» (далее – Указ № 180)). 
 
Каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за 1 месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения (часть вторая п. 2 Указа № 180). 
 
С согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, необходимо продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет. 
 
Исходя из изложенного законодатель не делает различия между женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 5 лет, работающей по основному месту работы, и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 5 лет, работающей по совместительству. 
 
 
Работник работает в одной организации по двум должностям на 0,6 ставки и на 0,4 ставки по двум трудовым договорам. 
 
Является ли это совместительством?
 
Да, является. 
 
Напомним, совместительством является выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343 ТК).
 
Работу по другой должности на 0,4 ставки работник выполняет на условиях самостоятельного трудового договора. В соответствии с названной статьей ТК это признается совместительством.
 
 
Можно ли работнику, который совмещает профессию (должность), платить доплату за совмещение в размере 70 % от должностного оклада совмещаемой профессии (должности), если на эту должность принят внешний совместитель на 0,5 штатной единицы?
 
Законодательством определено, что работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 ТК).
 
При этом размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливает наниматель по соглашению с работником, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – Правительство или уполномоченный им орган.
 
В целях эффективного использования фонда оплаты труда работников организации размер доплаты за совмещение не должен превышать размера тарифной ставки по совмещаемой единице. 
 
 
В организации имеется 1 штатная единица инженера по обслуживанию здания. Обязанности по этой должности определяют 3 направления деятельности организации. 
 
Можно ли принять на данную должность 3 внешних совместителей, разделив между ними обязанности по направлениям деятельности? На какие доли можно разделить эту штатную единицу?
 
Прием на работу по трудовому договору на условиях совместительства может быть осуществлен на штатную единицу должности, предусмотренную штатным расписанием в соответствии с законодательством о труде. 
 
Решение о том, какое количество работников будет принято на 1 штатную единицу должности и какими долями она будет распределена между ними, принимает наниматель. 
 
Помните о необходимости учитывать продолжительность рабочего времени для работников по совместительству (не более половины нормальной продолжительности рабочего времени для данной категории работника).
 
 
Начальник, у которого есть 2 заместителя, уходит в отпуск. 
Надо ли издавать приказ с указанием фамилии заместителя, который будет исполнять его обязанности, и ознакомить работника с приказом под роспись?
 
Наличие 2 заместителей руководителя с одинаковыми полномочиями дает возможность определить и назначить того заместителя, который на время отсутствия руководителя будет исполнять его обязанности, путем издания соответствующего приказа с ознакомлением заинтересованных.
 
Данной процедуры можно избежать, если у одного из заместителей в должностной инструкции изначально будет предусмотрена обязанность замещения руководителя во время его отсутствия.
 
 
Сколько по времени в соответствии с законодательством работник может исполнять обязанности временно отсутствующего работника, например главного бухгалтера?
 
В данном случае целесообразно заключить срочный трудовой договор для замещения временно отсутствующего работника сроком до 4 месяцев (ст. 292 ТК). 
 
Возложение на работника обязанностей главного бухгалтера без освобождения от основной работы и установление доплаты за дополнительно выполняемую работу (увеличенный объем выполняемых работ) невозможно в силу того, что главный бухгалтер является ответственным за всю деятельность бухгалтерии. Он является руководителем с довольно широким спектром функциональных обязанностей, которые не могут исполняться на должном уровне наравне с обязанностями по основной должности.
 
Законодательство о труде не содержит нормы, позволяющей назначить работника на вакантную должность (незанятую штатную единицу) исполняющим обязанности. 
 
Замещение этой должности может быть проведено путем найма работника и заключения с ним трудового договора. На эту должность может быть переведен работник данного предприятия (ст. 30 ТК). Согласие работника на перевод должно быть предварительным, добровольным, без принуждения со стороны нанимателя и оформлено в письменном виде.
 
Для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), наниматель вправе заключить трудовой договор с временным работником на срок до 4 месяцев (ст. 292 ТК). 
 
Законодательством определены сроки, на которые наниматель может заключать с работником срочный трудовой договор (ст. 17 ТК).
Замещение временно отсутствующего работника (болезнь, отпуск, следствие и т.п.) осуществляется следующим образом:
 
– штатным заместителем – без дополнительного оформления приказом или иным локальным нормативным правовым актом, в силу наличия в функциональных обязанностях заместителя обязанности осуществлять руководство подразделением в течение всего периода отсутствия руководителя;
– на основании временного перевода – сроком 
на 1 месяц без необходимости получения согласия работника в течение 1 календарного года; или на больший срок – по соглашению сторон, но не более 4 месяцев.
 
На практике используют следующее решение вопроса исполнения обязанностей отсутствующего работника – исполнение обязанностей с оформлением доплаты без освобождения от выполняемой работы по основному месту работы. 
 
В данном случае необходимо получить согласие работника. Максимальный срок подобных трудовых отношений в ТК не оговорен.
 
 
На место основного работника, находящегося в декретном отпуске, был принят по трудовому договору другой работник – ведущий специалист по сбыту. Штатное расписание не изменилось. Позже отдел сбыта был расширен – введены 2 единицы специалистов по сбыту. Временный сотрудник, работавший по трудовому договору как ведущий специалист, уволился. 
 
Может ли предприятие предложить специалисту по сбыту замещение (перевод) по штатной единице ведущего специалиста? Не будет ли в результате свободных штатных единиц?
 
 
В случае перевода работника с должности специалиста на должность ведущего специалиста должность специалиста будет вакантной.
Работающей женщине по ее желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. На время такого отпуска за ней сохраняется прежняя работа. На период нахождения ее в отпуске может быть принят по срочному трудовому договору другой работник(ст. 183 и 185 ТК). 
 
В данном случае работник, принятый по срочному трудовому договору на должность работницы, находящейся в указанном отпуске, уволился. В связи с этим при наличии согласия работника, занимающего должность специалиста и имеющего соответствующую квалификацию, можно перевести его на должность ведущего специалиста, заключив с ним срочный трудовой договор на период отсутствия работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.