Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Сравнительный анализ положений нового Закона РБ от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» и Закона РБ от 17.06.1998 № 169-З «О внешней трудовой миграции»

 
С 11 июля 2011 г. процессы трудовой миграции будут регулироваться новым законом. Закон РБ от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон № 225-З) принят взамен Закона РБ от 17.06.1998 № 169-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон № 169-З). Изменения, которые произойдут в данной сфере, актуальны и представляют интерес не только для белорусских нанимателей, но и для иностранных компаний.

В целом нововведения носят положительный характер и значительно улучшают бизнес-климат в нашей стране, а это является еще одним признаком либерализации законодательства о лицензировании.
 

Новый закон – новые правила

Закон 169-З для регулирования внешних трудовых отношений апеллировал лишь к понятию трудящихся-мигрантов. Закон же № 225-З разделяет мигрантов на трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов. Трудоустройство за границей трудящихся-эмигрантов и трудоустройство трудящихся-иммигрантов на территории Республики Беларусь урегулировано разными главами. Это обусловлено отменой лицензирования деятельности, связанной с привлечением в республику иностранной рабочей силы. Вместо лицензии белорусские наниматели должны получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы только в том случае, если они привлекают более 10 иностранных работников. Данное нововведение открывает новые возможности для иностранных учредителей, в частности для тех, которые ранее не могли с момента регистрации юридического лица нанимать на руководящие должности иностранных собственников бизнеса, а также для тех субъектов хозяйствования, сфера деятельности которых связана с необходимостью привлечения узких специалистов – носителей иностранного языка.

Закон № 225-З закрепляет новые требования к договору о содействии в трудоустройстве, трудовому договору, заключаемому между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем, трудовому договору, заключаемому по поручению иностранного нанимателя, трудовому договору, заключаемому между трудящимся-иммигрантом и нанимателем РБ, вводит понятие договора о трудоустройстве. Нововведения в части регулирования договорных отношений, с одной стороны, предъявляют дополнительные требования к субъектам хозяйствования, а с другой – обеспечивают дополнительные гарантии трудоустраивающимся лицам в отношении трудового договора, заключаемого между трудящимся-иммигрантом и нанимателем РБ.

Процедура лицензирования деятельности по трудоустройству граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь и за границей, сохраняется.

Для систематизации нововведений и лучшего их восприятия рассмотрим положения старого и нового законов в виде таблицы.
 
Основные изменения
Закон № 169-З (утрачивает силу)
Закон № 225-З (вступает в силу)
Сфера действия закона
Трудоустройство граждан за пределами РБ.
 
Трудоустройство в РБ иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в РБ
Трудоустройство граждан и иностранцев, постоянно проживающих в РБ, за пределами РБ.
Трудоустройство в РБ иностранцев, не имеющих разрешения на постоянное проживание в РБ
Ответственность
Лишение права на осуществление лицензируемой деятельности и привлечение к ответственности в соответствии с законодательством за введение в заблуждение нанимающихся работников и предоставление в Департамент и подразделения по гражданству и миграции ложных сведений о характере трудовой деятельности
Ответственность, установленная законодательными актами РБ (например, последствия за  введение в заблуждение лицензиатом граждан – потребителей оказываемых услуг, в т.ч. представление им недостоверных сведений о характере трудовой деятельности в государстве трудоустройства, предусмотрены в п. 278 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом от 01.09.2010 № 450. Данное нарушение является грубым и влечет принятие решения лицензирующим органом о прекращении действия лицензии)
Органы, осуществляющие государственное регулирование миграции
Органы внутренних дел по  поручению Совета Министров, другие государственные органы в пределах их компетенции
Президент, Совет Министров, органы внутренних дел и иные государственные органы в пределах их компетенции. Перечни полномочий каждого из перечисленных органов содержатся в отдельных статьях нового Закона № 225-З и являются открытыми
Возможность введения временных ограничений на выдачу лицензий
Право Совета Министров вносить Президенту предложения о введении временных ограничений на выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РБ за границей
Отменено
Условия самостоятельного выезда лиц за границу с целью трудоустройства
Выезд возможен только при наличии заключенного трудового договора с иностранным нанимателем на момент выезда за границу
Право выезжающего лица до даты выезда из РБ уведомить подразделение по гражданству и миграции о выезде для трудоустройства, а в случае заключения трудового договора до выезда в государство трудоустройства – представить копию трудового договора, заключенного с иностранным нанимателем
Договор о содействии в трудоустройстве (обязательные условия договора, заказчик услуг)
Отсутствует определение «договор о содействии в трудоустройстве».
Заказчик: только граждане РБ. Определены обязательные условия договора
Под договором о содействии в трудоустройстве понимается соглашение, заключенное в письменной форме между гражданином РБ или иностранным гражданином либо лицом без гражданства, постоянно проживающими в РБ, и лицензиатом об оказании услуг (услуги) по содействию этим гражданину или иностранцу в трудоустройстве за пределами РБ.
Заказчики: граждане РБ; постоянно проживающие в РБ иностранцы.
Перечень обязательных условий дополнен. В договоре указывают:
данные и реквизиты сторон;
порядок оплаты услуг (услуги) и форму расчетов;условия расторжения;
срок действия договора;
иные условия по соглашению сторон
Договор о трудоустройстве
Четкого определения не содержит. Упоминается документ, подтверждающий договоренность между соискателем лицензии и иностранным нанимателем как условие для выдачи лицензии
Договор о трудоустройстве – соглашение между белорусскими лицензиатами и иностранным нанимателем (или иностранной посреднической организацией – для случаев трудоустройства по студенческим программам) об оказании услуг по трудоустройству за пределами РБ граждан или иностранцев, постоянно проживающих в РБ.
Определен перечень условий договора.
Введена обязанность по регистрации договоров в месячный срок со дня заключения в подразделениях по гражданству и миграции
Трудовой договор, заключаемый трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем, а также трудовой договор, заключаемый на территории РБ по поручению иностранного нанимателя
Закрепляет обязательные условия договора.
Язык договора – родной или понятный для трудящегося-мигранта
Добавлены условия о режиме труда и отдыха, которые ранее не являлись обязательными.
Язык договора – русский и (или) белорусский язык, а при необходимости – иной язык (языки) по соглашению между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем либо лицензиатом.
Договор регистрируется в месячный срок со дня заключения в подразделениях по гражданству и миграции
Обязанности лицензиатов, осуществляющих трудоустройство за границей
Основные обязанности закреплены в ст. 4-1
Отменена обязанность лицензиатов по предоставлению сведений о нанимателе в органы внутренних дел.
Расширен круг обязанностей лицензиатов. Лицензиат обязан:
– формировать и вести банк данных о лицах, обратившихся к нему с целью трудоустройства за пределами РБ при их содействии;
– согласовывать с МВД РБ информационные (рекламные) объявления о трудоустройстве за границей в порядке, определенном Советом Министров;
– представлять ежеквартально в установленном порядке в подразделения по гражданству и миграции сведения о трудящихся-эмигрантах, трудоустроенных за пределами РБ, при их содействии, по форме, утвержденной Министерством внутренних дел РБ;
– бесплатно информировать лиц трудящихся-эмигрантов;
– представлять информацию выезжающим лицам о положениях отечественного законодательства и законодательства государства трудоустройства в сфере внешней трудовой миграции, данные о местонахождении и номерах телефонов дипломатических представительствили консульских учреждений РБв государстве трудоустройства (при их наличии); данные международных организаций, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-эмигрантов
Статус граждан по сравнению с иностранными гражданами
Закреплен принцип равенства прав трудящихся-мигрантов с гражданами государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства
Осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в РБ допускается, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в РБ.
Трудящиеся-иммигранты не вправе занимать должности, занятие которых в соответствии с законодательством РБ связано с принадлежностью к гражданству РБ
Требование к осуществлению деятельности, связанной с привлечением в РБ иностранной рабочей силы
Наличие лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в РБ иностранной рабочей силы
Лицензия отменена. При привлечении к труду более 10 иностранных работников необходимо получить разрешение*
Трудовой договор, заключаемый между трудящимся-иммигрантом и нанимателем РБ
Определены обязательные положения договора о характере и месте работы, условиях труда и его оплате, в т.ч. за работу в ночное, сверхурочное время, выходные и праздничные дни, размере премий, надбавок и удержаниях их из заработной платы; правах, обязанностях, ответственности сторон; порядке и условиях социального страхования трудящегося; порядке возмещения вреда, причиненного здоровью трудящегося в процессе его трудовой деятельности, и о других социальных гарантиях
Обязательными не являются положения договора о характере и месте работы, условиях труда и его оплате, в т.ч. за работу в ночное, сверхурочное время, выходные и праздничные дни, размере премий, надбавок и удержаниях их из заработной платы; правах, обязанностях, ответственности сторон; порядке и условиях социального страхования трудящегося; порядке возмещения вреда, причиненного здоровью трудящегося в процессе его трудовой деятельности, и о других социальных гарантиях.
ЭТО ВАЖНО! Срок трудового договора с трудящимся-иммигрантом не должен превышать срока действия специального разрешения
Обязанности нанимателей при приеме на работу трудящихся-иммигрантов
По отношению к закрепленным обязанностям дополнительных нет
Наниматель обязан:
– обеспечить за свой счет выезд из РБ трудящегося в случае аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя РБ, если не имеется иных оснований для пребывания иностранца в РБ;
– информировать о смерти трудящегося-иммигранта не дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданской принадлежности, как это было ранее, а подразделение по гражданству и миграции в целях уведомления соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения через МИД РБ;
– содействовать выезду трудящегося-иммигранта по истечении срока заключенного с ним трудового договора;
– возместить расходы, связанные с депортацией из РБ трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в РБ, установленного Законом № 225-З и другими актами законодательства РБ, а также в случае аннулирования специального разрешения;
– исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством РБ
 
Справочно: если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом № 225-З, применяются правила международного договора.

От редакции:
Уважаемые читатели! В журнале «Я – специалист по кадрам» (№ 16 (40), 2011), вы сможете ознакомиться с полной и достоверной информацией по вопросам:
– процедуры заключения трудового договора между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь;
– трудоустройства в Республике Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в республике;
– прав трудящихся-иммигрантов и обязанностей нанимателей Республики Беларусь.
 
                           
* На момент выхода журнала «Я – специалист по кадрам» (№ 13 (37), 2011 г.) не издан нормативный правовой акт, регулирующий выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. С 1 января 2011 г. и до тех пор, пока не будет урегулирована процедура выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, белорусские наниматели должны оформлять на каждого иностранного работника специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы на данный момент не нужно. Выдача разрешений на право занятия трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства в республике осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением МВД РБ от 23.11.2004 № 264. Закон № 225-З сохранил необходимость получения специальных разрешений по ходатайству нанимателя РБ для иностранных работников. При осуществлении трудовой деятельности у нескольких нанимателей иностранцы обязаны получить специальное разрешение для работы у каждого из них. Основания отказа в выдаче и аннулировании таких разрешений предусмотрены ст. 30  Закона № 225-З.

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.