Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Суд и другие органы, устанавливающие факт нарушения законодательства о труде

Особенности расторжения трудового договора по требованию работника

Срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора (часть первая ст. 41 ТК).

При расторжении трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде (коллективного договора, трудового договора) он выплачивает работнику выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка, а при расторжении контракта – минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника в размере 3 среднемесячных заработных плат (часть первая п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180; часть третья ст. 48 ТК).

Минимальная компенсация не выплачивается работникам:

– достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим право на пенсию;

– не достигшим указанного возраста, но получающим пенсии (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий).

Таким работникам будет произведена выплата выходного пособия.

В контракте или коллективном договоре может быть преду­смотрен больший размер компенсации и выходного пособия, чем установлено законодателем.

Нарушением законодательства о труде, коллективного или трудового договора (контракта) следует считать ситуацию, когда наниматель нарушил прямой запрет или не выполнил императивное предписание закона, а также когда он нарушил условия трудового договора (контракта).

Нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного договора или трудового договора может выражаться, в частности (часть первая п. 20 постановления № 4):

– в необеспечении здоровых и безопасных условий труда;

– невыплате или несвоевременной выплате заработной платы;

– непредоставлении гарантий и компенсаций в связи с вредными и (или) опасными условиями труда и др.

 

В какой орган может обратиться работник для установления факта нарушения

Факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора устанавливается специально уполномоченным государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом (часть вторая ст. 41 ТК).

1. Департамент.

Уполномоченным государственным органом надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда является Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Рес­публики Беларусь (далее – Департамент).

Для установления факта нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора работник вправе обратиться в Департамент, профсоюз и (или) суд.

Вместе с тем существует позиция, согласно которой в случае признания нанимателем заявленного работником факта нарушения законодательства о труде наниматель может удовлетворить требование работника об увольнении с соответствующей выплатой без установления данного факта компетентными органами.

Таким образом, законодатель предусмотрел и досудебный порядок рассмотрения вопроса об установлении факта нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, который не является обязательным. Следовательно, работник вправе обратиться по данному вопросу непосредственно в суд по месту нахождения нанимателя (юридического лица), минуя досудебный порядок разрешения ситуации.

Если работник до обращения в суд обращался в Департамент или профсоюз, то при обращении в суд ответ Департамента или профсоюза либо его копию работник обязан приложить к исковому заявлению.

Обращаем внимание на то, что работники могут обращаться в установленных законодательными актами случаях в суд в 3-месячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов (часть первая ст. 242 ТК). При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом (часть четвертая ст. 242 ТК).

После того как работник обратился с письменным заявлением в Департамент, его уполномоченные должностные лица проводят проверку изложенных в заявлении обстоятельств и дают свое заключение. Если в ходе проверки подтвердится факт нарушения нанимателем законодательства о труде (трудового договора, коллективного договора), то Департамент письменно сообщит об этом работнику (подп. 7.19 п. 7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959).

2. Профсоюзы.

Общественный контроль за соблюдением нанимателем законодательства о труде, выполнением коллективного договора (соглашения) вправе совершать профсоюзы. При этом контроль с их стороны осуществляется в отношении тех организаций и их обособленных подразделений, где работают члены соответствующего профсоюза и создана первичная профсоюзная организация (подп. 1.2.3 п. 1 Указа № 240).

По результатам проверки, в ходе которой выявлены факты нарушения актов законодательства или неисполнения коллективного договора (соглашения), проверяющий составляет представление, в котором указывает в т.ч. содержание выявленных нарушений, а также требования и сроки по их устранению. Организация в свою очередь должна письменно сообщить профсоюзу, проводившему проверку, о выполнении каждого пункта представления (часть первая п. 23, часть первая п. 24, п. 26 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указом № 240).

 

ЭТО ВАЖНО!

Департамент и профсоюз не вправе требовать от нанимателя досрочного расторжения трудового договора (контракта) с работником при установлении факта нарушения его условий либо законодательства о труде, коллективного договора.

 

3. Суд.

Если факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора установит суд, он вправе обязать нанимателя досрочно расторгнуть трудовой договор по требованию работника, если такое требование было заявлено работником. В этом случае дату прекращения трудовых отношений определяет суд в зависимости от фактических обстоятельств дела (часть первая п. 22 постановления № 4).

До вынесения судом решения о досрочном расторжении контракта работник не вправе прекратить работу, поскольку такое прекращение может послужить основанием для увольнения работника за нарушение трудовой дисциплины, т.е. за прогул.

Вместе с тем при наличии доводов работника о невозможности продолжения работы вследствие невыполнения нанимателем условий труда суду необходимо выяснить, имелись ли препятствия для выполнения им работы по контракту, допущены ли нарушения законодательства о труде (например, необеспечение нанимателем здоровых и безопасных условий труда, несоблюдение норм по охране труда женщин, молодежи, инвалидов и т.д.) (часть вторая п. 22 постановления № 4).

       

Справочно:

все выплаты, причитающиеся увольняемому работнику на день увольнения, должны быть произведены не позднее дня увольнения (ст. 77 ТК). За невыполнение данной обязанности трудовым законодательством для нанимателя преду­смотрена ответственность (ст. 78 ТК).

 

Как известно, увольнение работников относится к исключительной компетенции нанимателя. Суд, вынося решение по делу, не может уволить работника, он может только обязать нанимателя уволить работника с определенной даты по определенному основанию. Следовательно, до издания нанимателем приказа об увольнении работника на основании решения суда работник обязан выполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.

Таким образом, для расторжения трудового договора (контракта) по требованию работника (ст. 41 ТК) работник должен оформить заявление с требованием о расторжении трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде. В заявлении целесообразно указать желаемую дату увольнения.

Поскольку законодательство о труде не предусматривает конкретного срока предупреждения нанимателя при расторжении трудового договора (контракта) в соответствии со ст. 41 ТК, то трудовой договор (контракт) должен быть расторгнут в срок, указанный работником в заявлении.

 

Документы:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (постановление № 4).

Указ Президента Рес­публики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (Указ № 240).

 

Мария Ковалевич, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.