Водитель автомобиля – одна из наиболее распространенных профессий в отраслях экономики нашей республики. Организация труда водителей имеет отдельные особенности, обусловленные спецификой их работы. В конце прошлого года было принято 2 важных нормативных документа, которые непосредственно касаются данной профессии. Один из них – это постановление Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82. Им было утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей. Именно этот документ является основным нормативным документом, которым следует руководствоваться при регулировании рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Второй документ – постановление Минздрава РБ от 08.09.2010 № 123. Им утверждена Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств в новой редакции. В предлагаемом материале мы рассмотрим основные нововведения, которые не должны остаться без внимания для сотрудников кадровой службы организации.
О рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей
С 23 декабря 2010 г. вступил в силу новый нормативный правовой акт – постановление Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей и признании утратившим силу постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13» (далее – постановление № 82). Этот документ заменил ранее действующее постановление Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13 (далее – постановление № 13).
В данной статье мы рассмотрим основные нововведения по отношению к постановлению № 13.
Название и общие положения
1. Изменилось название Положения, утвержденного постановлением № 82 (далее – Положение № 82) (см. табл. 1). В настоящее время название Положения № 82 приведено в буквальное соответствие со ст. 318 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
Таблица 1
Сравнение наименований положений, утвержденных
Постановлением № 13 и Постановлением № 82
Постановление №13
|
Постановление №82
|
Положение о рабочем времени и времени отдыха
|
Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей
|
2. Сузилась сфера применения Положения № 82. Так, оно не распространяется на водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов. В отношении них вы должны применять Положение Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 01.07.1970 (п. 1 постановления № 82). Это также нашло свое отражение в структуре Положения № 82, в котором отсутствует специальная глава, посвященная рабочему времени и времени отдыха водителей транспортных средств, обслуживающих международные автомобильные перевозки (см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнение структур постановления № 82 и постановления № 13
Положение №13
|
Положение №82
|
Глава 1. Общие положения
|
Глава 1. Общие положения
|
Глава 2. Рабочее время
|
Глава 2. Рабочее время и его учет
|
Глава 3. Учет рабочего времени водителей
|
|
Глава 4. Время отдыха
|
Глава 4. Время отдыха
|
Глава 5. Рабочее время и время отдыха водителей транспортных средств, обслуживающих международные автомобильные перевозки
|
|
3. Нормы Положения № 82 стали распространяться на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заметим, что техническое изложение данного распространения в п. 2 Положения № 82 не совсем корректно юридически. Так, при буквальном прочтении может сложиться мнение, что индивидуальные предприниматели могут быть различной формы собственности (полагаем, более корректной формулировкой было бы «на юридические лица независимо от форм собственности и индивидуальных предпринимателей»).
Рабочее время
1. Из Положения № 82 исключена регламентация общих вопросов рабочего времени (5-дневная, 6-дневная рабочая неделя, сокращение рабочего времени, работа в ночное время и т.п.). Все это было ранее предусмотрено в п. 4 Положения № 13, в т.ч. установление по общему правилу 5-дневной рабочей недели. В Положении № 82 такие вопросы не регулируются. Пунктом 6 данного документа закреплено правило, что вопросы установления режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, которых нет в Положении № 82, регулируются законодательством о труде Республики Беларусь (т.е. в первую очередь вам надо руководствоваться нормами ТК).
Также в п. 13 Положения № 82 в отличие от п. 6 Положения № 13 не дублируются нормы о сверхурочной работе (максимальная продолжительность, случаи привлечения и т.п.), привлечении к работе в выходные дни, так как все они достаточно подробно освещены в ТК.
2. Более детально изложены требования при составлении и применении графика работ (сменности). Так в п. 4 Положения № 82 определено, что графики работ (сменности) составляются нанимателем для всех водителей автомобилей ежемесячно на каждый рабочий день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Новым, в частности, является требование о том, что вам в обязательном порядке необходимо составлять графики работ (сменности) один раз в месяц.
3. Дана корректировка времени, включаемого в рабочее время, в начале и конце рабочего дня. В Положении № 82 при регламентации начала и окончания рабочего времени не упоминается время, необходимое на умывание перед началом и после окончания работы, а также на регистрацию прихода на работу, как не включаемое в рабочее время (см. табл. 3).
Таблица 3
Положение №13 (п.5)
|
Положение №82 (п.9)
|
Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание и умывание перед началом и после окончания работы, на регистрацию
|
Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе с работы, в рабочее время не включается
|
4. Скорректированы состав рабочего времени, а также его продолжительность при направлении в рейс 2 водителей (см. табл. 4). Ранее в Положении № 13 было оговорено, что при направлении в рейс 2 водителей в рабочее время вы должны включить половину рабочего времени, предусмотренного заданием на рейс, а также времени стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренного графиком для охраны груза и автомобиля. Положением № 82 указанное время включается в рабочее время в порядке, определяемом нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии).
Таблица 4
Состав рабочего времени
№ п/п
|
Положение №13 (п.6)
|
Положение №13 (п.6)
|
1
|
Подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены.
|
Подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 минут
|
2
|
Время проведения предрейсового медицинского осмотра
|
Время проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 минут
|
3
|
Время
|
Время управления автомобилем
|
4
|
Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров
|
Времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей
|
5
|
Время простоев не по вине водителя
|
Время простоев не по вине водителя автомобиля
|
6
|
Время
|
Время специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута
|
Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи
|
||
7
|
|
Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных
пунктах маршрута при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля |
Продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю автомобиля в рабочее время, устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) (п. 11)
|
||
8
|
|
Время присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей автомобиля
|
Продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей автомобиля, засчитываемого водителю автомобиля в рабочее время, устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) (п. 10)
|
Учет рабочего времени
По общему правилу установлен ежемесячный период при суммированном учете рабочего времени (п. 15 Положения № 82). Также определено ограничение на продолжительность рабочего дня (смены) 12 ч более 2 календарных дней подряд (п. 16 Положения № 82).
Время отдыха
При ежедневной работе (смене) водителя автомобиля более 8 ч вы можете предоставить ему 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин (п. 20 Положения № 82).
Кроме того, установлен новый порядок предоставления технического перерыва (см. табл. 5).
Таблица 5
Сравнение порядка предоставления технологического перерыва
Положение №13 (п.15)
|
Положение №82 (п.21)
|
После управления автомобилем
|
После непрерывного двухчасового управления автомобилем водителю автомобиля должен предоставляться специальный технический перерыв (включаемый в рабочее время) на 10 минут или он может быть присоединен к последующему перерыву после управления автомобилем в течение 4 часов, если не наступает период перерыва для отдыха и питания
|
О предрейсовых и иных медицинских обследованиях водителей
С 14 января 2011 г. вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденная постановлением Минздрава РБ от 08.09.2010 № 123 (ранее эта Инструкция была утверждена постановлением Минздрава РБ от 03.12.2002 № 84 (далее – Инструкция № 84 в новой и прежней редакции соответственно)).
Рассмотрим подробно основные нововведения в Инструкции № 84 по отношению к Инструкции № 84 в прежней редакции.
1. Расширен перечень лиц, имеющих право проводить предрейсовые и иные медицинские обследования (далее по тексту – предрейсовые обследования), – в него включен также врач-специалист (п. 4 Инструкции № 84 в новой редакции). Напомним, что ранее такое право было предоставлено среднему медицинскому персоналу (подп. 2.1 п. 2 Инструкции № 84 в прежней редакции).
ЭТО ВАЖНО! Вместо понятия организации здравоохранения, оказывающей услугу по предрейсовому обследованию, в новой редакции Инструкции № 84 содержится перечисление таких лиц – государственная организация здравоохранения, иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности. Все они относятся к организациям здравоохранения по нормам ст. 11 Закона РБ от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении».
2. Изменено определение предрейсового обследования (см. табл. 6).
Таблица 6
Определение предрейсового обследования в Инструкции № 84
В прежней редакции
|
В новой редакции
|
Предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) (далее – водители) – это контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом в рейс, во время рейса и
|
Под предрейсовым обследованием понимается оценка состояния здоровья водителя механического транспортного средства (за исключением колесного трактора), осуществляемая перед выездом в рейс или во время рейса, включающая в себя в обязательном порядке определение наличия или отсутствия клинических признаков состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее, если не указано иное, – состояние опьянения), наличия или отсутствия паров алкоголя в выдыхаемом возду хе, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее – наркотические средства или иные вещества) в биологических образцах (моча или слюна), взятых в установленном порядке (далее – биологический образец), и решение вопроса о возможности допуска к работе водителя механического транспортного средства (за исключением колесного трактора) (необходимости его отстранения от работы)
|
Таким образом, предрейсовые обследования – это уже не контроль, а оценка состояния здоровья водителей, которая по сравнению с определением, приведенным в Инструкции № 84 в прежней редакции, включает в себя следующие факторы:
– определение как наличия, так и отсутствие состояния алкогольного опьянения (в прежней редакции – наличия алкоголя) и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
– проверку наличия или (и) отсутствия паров алкоголя в выдыхаемом воздухе;
– определение наличия или отсутствия наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее – наркотические средства или иные вещества) в биологических образцах (моча или слюна), взятых в установленном порядке.
3. Уменьшено количество случаев проведения предрейсового обследования. Теперь медицинское освидетельствование не обязательно осуществлять после возвращения из рейса (п. 2 Инструкции № 84 в новой редакции).
4. В п. 3 Инструкции № 84 в новой редакции перечислены лица, которые должны проводить предрейсовое обследование. В данном случае продублирован перечень лиц, которым необходимо проводить предрейсовые обследования, указанных в ст. 23 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении». В этот перечень входят:
– юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, требующую специального разрешения (лицензии);
– юридические лица, осуществляющие деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.
5. Расширено содержание предрейсового обследования. Теперь в него включено использование экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или иных веществ (далее – экспресс-тесты) в биологических образцах (п. 5 Инструкции № 84 в новой редакции).
6. Закреплена обязанность водителя выполнять указания медицинского работника, касающиеся проведения предрейсового обследования (п. 5 Инструкции № 84 в новой редакции).
7. Расширен перечень признаков и условий, при наличии которых медицинский работник принимает решение о невозможности допуска водителя к работе (о необходимости отстранения от работы) (п. 5 Инструкции № 84 в новой редакции). К таким признакам и условиям добавлены:
– наличие признаков острых заболеваний (травм), обострения (декомпенсации) хронических заболеваний, когда трудовая деятельность водителю недоступна или противопоказана. Однако в данном случае это не новое условие, а конкретизация, использовавшаяся в п. 7 Инструкции № 84 в прежней редакции. Условием является наличие признаков утраты трудоспособности, установленных при медицинском освидетельствовании;
– отказ водителя от выполнения указаний медицинского работника, касающихся проведения предрейсового обследования;
– отказ водителя от прохождения предрейсового обследования.
8. В журнале предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) регистрируются все предрейсовые обследования, а не сведения о медицинском обследовании водителей, которые по состоянию здоровья не допускаются к управлению транспортным средством, как было ранее (п. 9 Инструкции № 84 в новой редакции).
9. Изменено содержание рапорта о вынесении решения о невозможности допуска к работе (необходимости отстранения от работы) водителя механического транспортного средства (за исключением колесного трактора).
Предлагаем вам пример составления такого документа.
РАПОРТ
о вынесении решения о невозможности допуска к работе (о необходимости
отстранения от работы) водителя механического транспортного средства
(за исключением колесного трактора)
Довожу до Вашего сведения, что « 17 » января 20 11 г. 6:35
(число, месяц, год, точное время)
(число, месяц, год, точное время)
в отношении Сергеенко Степана Николаевича
(фамилия, собственное имя, отчество водителя
________________________________________________________________________________________
механического транспортного средства (за исключением колесного трактора))
(фамилия, собственное имя, отчество водителя
________________________________________________________________________________________
механического транспортного средства (за исключением колесного трактора))
мною Соболь Надеждой Игоревной, врачом наркологом I квалификационной категории, проводившим
(фамилия, собственное имя, отчество, должность лица, проводившего
предрейсовое обследование
предрейсовое и иное медицинское обследование)
_________________________________________________________________________________________
было вынесено решение о невозможности допуска к работе
так как при предрейсовом и ином медицинском обследовании водителя выявлено:
положительная реакция на алкоголь в выдыхаемом воздухе от 0,2 до 0,5 промилле по показаниям прибора «Алкотест»
(указать конкретные результаты предрейсового и иного медицинского обследования)
Водитель с результатами предрейсового обследования ознакомлен, согласен
_______________________________________________________________________________________
(ознакомлен, согласен, не согласен)
Сергеенко
(подпись водителя)
_______________________________________________________________________________________
(ознакомлен, согласен, не согласен)
Сергеенко
(подпись водителя)
Соболь Н.И. Соболь
(фамилия, инициалы лица, проводившего (подпись лица, проводившего пред-
предрейсовое и иное медицинское обсле- рейсовое и иное медицинское об-
дование) следование)
(фамилия, инициалы лица, проводившего (подпись лица, проводившего пред-
предрейсовое и иное медицинское обсле- рейсовое и иное медицинское об-
дование) следование)