В 2006 г. был принят Декрет Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет). Он предусматривает ряд конкретных норм, касающихся действий нанимателей в отношении лиц, являющихся в соответствии с п. 8 Декрета обязанными. В 2009 г. в него вносились изменения и дополнения, но количество вопросов, задаваемых нанимателями, не уменьшается. Разъяснения, подготовленные специалистом Минтруда и соцзащиты РБ, помогут вам разрешить многие из них.
Направление обязанного лица для трудоустройства
Вам необходимо знать, что именно судебные органы выносят постановление о трудоустройстве обязанного лица, которое в течение 3 рабочих дней после его вынесения направляют в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства этого лица.
Органы по труду, занятости и социальной защите в течение 3 рабочих дней определяют одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица.
Подбор организации (организаций) осуществляют таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы.
Трудоустройство обязанных лиц осуществляют в организации, включенные в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц, определенных облисполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом.
Организации, включенные в перечень, обязаны в 3-дневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям.
Обязанных лиц, явившихся в органы по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства, регистрируют и выдают им направление на работу. Форма направления на работу органами по труду, занятости и социальной защите утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.11.2006 № 149 «Об утверждении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости населения и инструкций по их заполнению» (приложение 7).
После этого обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.
Особенности приема на работу обязанного лица
Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляйте на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите.
Отказать в приеме на работу обязанным лицам, направляемым органами по труду, занятости и социальной защите, вы не имеете права.
Ответ нанимателя, предусмотренный формой направления, в обязательном порядке подлежит возврату в орган по труду, занятости и социальной защите, который выдал направление для трудоустройства обязанному лицу.
При явке в организацию для трудоустройства обязанные лица кроме направления на работу должны предъявить и иные документы в соответствии с требования ст. 26 Трудового кодекса РБ (далее – ТК): паспорт, трудовую книжку, диплом об образовании (если он есть в наличии) и т.д.
Что нужно знать об оплате труда обязанного лица
Заработная плата обязанного лица должна быть такой, чтобы позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы.
Размер ежемесячных выплат на 1 ребенка, подлежащих возмещению в доход бюджета, определяют согласно постановлению Совета Министров РБ от 06.07.2006 № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Понятно, что в ряде случаев (прогулы, нарушения дисциплины, значительные задолженности и суммы ежемесячных выплат) обеспечить нужную заработную плату крайне сложно. Однако эта норма Декрета является базовой и от нее зависят конечные показатели по выплатам.
Учитывая это, вам необходимо использовать все возможности для повышения заработной платы обязанных лиц: отработка прогулов, предоставление работы по совместительству, обучение на рабочем месте, в т.ч. с использованием средств, направленных на мероприятия по обеспечению занятости.
Профессиональное обучение обязанных лиц на рабочих местах
Если возникает необходимость обучения обязанных лиц на рабочих местах, то вы также можете руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях компенсации органами государственной службы занятости населения затрат нанимателей, учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь на профессиональное обучение работников и лиц, привлекаемых к труду, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.11.2006 № 155. В данном документе подробно изложены порядок и условия компенсации затрат нанимателей на профобучение, в т.ч. обязанных лиц из средств, направленных на мероприятия по обеспечению занятости.
Учет рабочего времени
Контроль за ежедневной явкой обязанных лиц следует осуществлять совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите.
Для этого в организации приказом следует определить сотрудников, на которых возлагают обязанность по контролю за явкой обязанных лиц и осуществлением ими трудовых обязанностей (как правило, это специалист по кадрам).
В день неявки обязанного лица на работу вам необходимо сообщить об этом по факсу либо направить письмо в соответствующий орган внутренних дел, орган по труду, занятости и социальной защите, а также установить причины неявки и принять меры по обеспечению явки на работу.
При наличии неуважительной причины неявки на работу обязанного лица вашей организации и органу по труду, занятости и социальной защите необходимо обратиться в орган внутренних дел о содействии в доставке данного лица на работу.
ЭТО ВАЖНО! Напоминаем, что организации, в которых работают обязанные лица, должны ежемесячно представлять в органы внутренних дел и органы по труду, занятости и социальной защите защите информацию об учете рабочего времени: табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины. Информацию следует представить в течение первых 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным.
Меры дисциплинарного взыскания и увольнение
За совершение дисциплинарного проступка к обязанному лицу можно применить меры дисциплинарного взыскания, установленные трудовым законодательством, кроме увольнения. Право выбора дисциплинарного взыскания к такому лицу принадлежит нанимателю.
Обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением следующих случаев (часть тринадцатая п. 14 Декрета):
– ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 42 ТК (кроме сокращения численности или штата работников));
– несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п. 2 ст. 42 ТК);
– совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8 ст. 42 ТК);
– призыв работника на военную службу (п. 1 ст. 44 ТК);
– восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 44 ТК);
– вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы на содержание детей (п. 5 ст. 44 ТК);
– смерть работника, признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим (п. 6 ст. 44 ТК);
– совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (п. 2 ст. 47 ТК);
– направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п. 4 ст. 47 ТК);
– если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы (часть пятнадцатая п. 14 Декрета).
В случае если обязанное лицо самостоятельно находит место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, прежний наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по письменному согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у другого нанимателя.
Приведенные основания и условия прекращения трудовых отношений с обязанными лицами являются исчерпывающими.
При увольнении обязанного лица по вышеуказанным основаниям вам необходимо в день увольнения направить об этом информацию в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) – для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы и взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) – для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов.
Оформляем трудовые отношения с обязанными лицами
Как показывает практика, отдельные наниматели при приеме на работу обязанных лиц применяют контрактную форму найма, а также при заключении трудового договора (контракта) с обязанным лицом используют нормы ст. 28 ТК, устанавливая предварительное испытание, хотя это недопустимо, так как противоречит установленным требованиям Декрета.
Наличие контракта изначально подразумевает возможность прекращения трудовых отношений по инициативе работника по истечении срока действия контракта, а также по дополнительным основаниям, предусмотренным подп. 2.10 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», что в отношении обязанных лиц не применяется.
Кроме того, при трудоустройстве обязанного лица невозможно изначально определить продолжительность его работы в организации, т.е. установить конкретный срок трудовых отношений.
Аналогичная ситуация возникает и при установлении предварительного испытания при приеме на работу и праве работника расторгнуть трудовой договор (контракт) с предварительным испытанием.
Целью установления предварительного испытания является проверка соответствия работника поручаемой ему работе. Однако трудовой договор (контракт) с обязанным лицом с условием предварительного испытания не может быть прекращен с учетом требований, установленных частью тринадцатой п. 14 Декрета. Каждая из сторон вправе согласно части первой ст. 29 ТК расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием:
1) до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за 3 дня;
2) в день истечения срока предварительного испытания.
Что нужно знать о предоставлении отпуска обязанным лицам
Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право только на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней (а не 24 календарных дня, как это предусмотрено ТК) и социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам предоставлять нельзя (п. 14 Декрета).
Следовательно, таким лицам дополнительный поощрительный отпуск, который является обязательным условием контракта, предоставлен быть не может.
На основании вышесказанного автор рекомендует при трудоустройстве обязанных лиц по постановлению суда заключать с ними трудовой договор на неопределенный срок.