Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Участие кадровой службы в аттестации работников

(Окончание. Начало см.: Я – специалист по кадрам. – 2010. – № 19. – С. 29–33.)

Приказ об аттестации руководителей и специалистов

Приказ об аттестации руководителей и спе-циалистов утверждает сроки и график проведения аттестации, список аттестуемых, председателя и членов аттестационной комиссии, перечень необходимых материалов на аттестуемых работников и порядок их представления и доводится до сведения сотрудников не менее чем за месяц до начала аттестации.

Работа по созданию такого документа включает в себя составление и списков работников, подлежащих аттестации, и работников, временно освобожденных от нее. В свою очередь, сотрудни-ками отдела кадров составляются списки работ-ников по каждому отделу, участку и т.д. Указан-ные списки доводятся до сведения руководителей структурных подразделений и аттестуемых работников. Также определяется состав аттестационной комиссии и распорядок ее работы.

При необходимости создаются несколько аттестационных комиссий, специализация которых зависит от особенностей профессионально-квалификационного состава работников, подлежащих аттестации.

Образец приказа о проведении аттестации и приложений к нему смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23–26 журнала.

Аттестационная характеристика

На каждого работника, подлежащего аттестации, готовится аттестационная характеристика, которая подписывается руководителем структурного подразделения и вместе с должностной инструкцией представляется в комиссию (отдел кадров) не позднее чем за 10 дней до начала аттестации.

В аттестационной характеристике следует отразить:

– профессиональные и деловые качества работника;

– конкретные результаты трудовой деятельности;

– личный вклад, инициативные дела;

– качество выполненных работ;

– личные качества работника, его авторитет и воздействие на социально-психологический кли-мат коллектива;

– его общий культурный уровень и кругозор;

– вывод – соответствует ли (соответствует при определенных условиях) занимаемой должности; достоин ли выдвижения на вышестоящую должность либо не соответствует занимаемой должности.

В ранее действовавшем Типовом положении об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденном постановлением Минтруда РБ от 31.10.1996 № 84, была приведена форма аттестационной характеристики. По мнению автора, при подготовке характеристики к аттестации ей можно руковод-ствоваться и в настоящее время.

Обратите внимание, что понятие «деловые качества» для различных категорий работников не одинаково. Например, для руководителя, в отличие от рядового специалиста, кроме знания своих функциональных обязанностей необходимо быть компетентным в вопросах экономики, трудового и хозяйственного законодательства, охраны труда и техники безопасности.

Оценка деловых качеств аттестуемых работ-ников в характеристике должна отражать уровень выполнения должностных обязанностей, плано-вых заданий; личный вклад по внедрению новой техники, технологий; степень общей эрудиции, компетентности.

Оценивая личные качества работника, нужно отразить: способность к сотрудничеству; отноше-ние к руководству и товарищам по работе; умение сочетать функции администратора с заботой о подчиненных; отзывчивость; умение воспри-нимать критику и делать из нее верные выводы; степень уравновешенности, самообладания при конфликтах, настойчивости в доведении до конца намеченного дела, авторитетности в коллективе.

Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с характеристикой.

Аттестационные характеристики передаются в комиссию заблаговременно не позднее чем за 10 дней до начала аттестации для того, чтобы чле-ны комиссии могли обстоятельно ознакомиться с личными и деловыми качествами аттестуемых, а работники в случае несогласия могли оспорить их содержание.

Пример оформленной аттестационной характеристики смотрите в рубрике «По-  лезная документация» на с. 27 журнала.

Протокол заседания аттестационной комиссии

На заседании аттестационной комиссии ведет-ся протокол, в который заносятся: дата заседания комиссии; фамилии и инициалы председателя, секретаря и членов комиссии; фамилия и инициа-лы аттестуемого работника, наименование должности и структурного подразделения, в котором он работает; вопросы аттестуемому и его ответы; результаты голосования и рекомендации комис-сии. Протокол подписывается председателем, сек-ретарем и членами комиссии.

Аттестационный лист

По результатам аттестации оформляется ат-тестационный лист, примерная форма которого содержится в Типовом положении об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2010 № 784 (далее – Типовое положение).

Аттестационный лист содержит: основные анкетные данные о работнике (Ф.И.О., занимаемая должность и дата назначения на нее, год рождения); данные о его квалификации (образование, что и когда окончил; специальность и квалифи-кация по диплому, стаж работы по специальности и на данном предприятии, когда и где проходил повышение квалификации); оценку эффективности выполнения работником своих должностных обязанностей по результатам голосования и рекомендации комиссии.

Аттестационный лист подписывается (с указанием даты) председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, аттестуемый знакомится с ним под роспись. Атте-стационный лист и характеристика работника хранятся в личном деле работника.

Образец заполненного аттестационного листа вы найдете в рубрике «Полезная документация» на с. 27–28 журнала.

Итоги аттестации

Решение аттестационной комиссии в 5-днев-ный срок после окончания аттестации переда-ется руководителю организации (руководителю вышестоящего государственного органа (органи-зации)) для принятия окончательного решения в отношении работника, проходившего аттестацию, которое оформляется соответствующим приказом (распоряжением).

Нанимателем по материалам аттестации при-нимается решение, оформляемое приказом (п. 24 Типового положения).

В приказе указываются работники, которые повышены в должности, поощрены, а также со-трудники, которым аттестационная комиссия вынесла оценку: «не соответствует занимаемой должности», «соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год».

Примерная форма такого приказа пред-ставлена в рубрике «Полезная документация» на с. 28 журнала.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.