Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Учитываем особенности регулирования труда руководителя организации

Ситуация 1. Как уволить генерального директора?

Контракт с генеральным директором ЗАО (один из учредителей) истекает через 3 месяца текущего года. В соответствии с решением совета акционеров контракт с гендиректором продлевается ежегодно на 1 год. В этом году гендиректор в связи с возрастом (68 лет) планирует отказаться от должности на ближайшем собрании акционеров.

Как правильно оформить увольнение руководителя организации?

 

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Нормы ТК распространяются на руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.

 

Справочно: руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (часть первая ст. 252 ТК).

 

Трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом (организацией) на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 254 ТК).

Собственник имущества организации или уполномоченный им орган вправе устанавливать в учредительных документах организации процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).

Дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем

Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации предусмотрены в ст. 257 ТК.

Трудовой договор с руководителем организации может быть также прекращен по следующим основаниям:

1) проведение в отношении организации процедур экономической несостоятельности (банкротства);

2) принятие собственником имущества организации или уполномоченным им органом соответствующего решения о прекращении трудового договора.

Право руководителя на расторжение трудовых отношений

Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом собственника имущества организации или уполномоченный им орган в письменной форме не позднее чем за 1 месяц (ст. 260 ТК).

Если трудовой договор расторгается без уважительных причин, руководитель организации по требованию собственника имущества организации или уполномоченного им органа обязан выплатить организации компенсацию в размере, определяемом трудовым договором (часть вторая ст. 260 ТК).

К уважительным причинам, в частности, относятся:

1) достижение руководителем организации пенсионного возраста;

2) препятствующая продолжению трудовой деятельности болезнь;

3) необходимость ухода за больным членом семьи;

4) нарушение собственником имущества организации или уполномоченным им органом условий трудового договора.

Приведенная норма определяет право руководителя организации уволиться до истечения срока трудового договора (контракта). Следовательно, праву руководителя корреспондирует обязанность собственника имущества организации или уполномоченного им органа расторгнуть трудовой договор (контракт) досрочно.

Порядок досрочного расторжения трудового договора

Для реализации своего права на досрочное расторжение трудового договора руководитель подает письменное заявление (предупреждение).

Если в заявлении обозначена дата, с которой руководитель просит его уволить, то, безусловно, в целях соблюдения требований закона увольнение должно быть осуществлено ровно через месяц со дня подачи заявления об увольнении.

ЭТО ВАЖНО! Месячный срок в данном случае является календарным и исчисляется по правилам ст. 10 ТК, т.е. месячный срок предупреждения исчисляется со следующего дня, когда руководитель направил заявление (вручил уполномоченному должностному лицу).

По истечении месячного срока предупреждения руководитель вправе прекратить работу, а наниматель обязан в последний день работы выдать трудовую книжку и произвести окончательный расчет.

ЭТО ВАЖНО! При увольнении работника по ст. 260 ТК  согласия учредителей не требуется.

Если трудовой договор расторгается без уважительных причин, руководитель организации по требованию собственника имущества организации или уполномоченного им органа обязан выплатить организации компенсацию в размере, определяемом трудовым договором, при этом законодательство о труде не регулирует вопрос о последствиях невключения условия о размере компенсации в трудовой договор (контракт).

ЭТО ВАЖНО!  Выплата компенсации может последовать только при заявлении соответствующего требования. Если такое требование к руководителю организации не предъявлено до увольнения по ст. 260 ТК, то у него соответственно не возникает и обязанности выплачивать компенсацию.

Конкретный размер компенсации законодательством не установлен. Размер компенсации определяет собственник имущества организации или уполномоченный орган, при этом размер компенсации вправе определять только стороны трудового договора, а не кто-либо другой.

Стороны могут согласовать условие о размере компенсации и включить его в письменную форму трудового договора как при его заключении, так и впоследствии, но до увольнения руководителя организации по ст. 260 ТК.

 

Ситуация 2. Как передать полномочия на время социального отпуска?

Генеральный директор компании (ее учредитель) оформляет отпуск по беременности и родам, а затем пойдет в отпуск по уходу за ребенком.

Вправе ли гендиректор, находясь в социальном отпуске по уходу за ребенком, подписывать документы организации?

 

В соответствии с нормами законодательства о труде уполномоченным должностным лицом нанимателя является как непосредственно руководитель организации, так и его заместители, руководитель обособленного подразделения, структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которым законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (ст. 1 ТК).

Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором (ст. 253 ТК).

Руководитель организации как уполномоченное должностное лицо нанимателя реализует различные функции нанимателя в трудовых отношениях на основании трудового договора (контракта), который заключается собственником имущества организации или уполномоченным им органом, являющимся нанимателем по отношению к руководителю (работнику).

Полномочия других уполномоченных должностных лиц нанимателя на принятие тех или иных решений определяются на основании соответствующих документов (актов законодательства, уставов, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций, доверенностей, письменных распоряжений вышестоящих руководителей, приказов и т.п.).

Временное исполнение обязанностей руководителя

Документ: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Справочно: юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. В предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через собственника имущества (учредителей, участников) (пп.1 и 2 ст. 49 ГК).

 

В гражданском обороте зачастую от имени юридического лица при совершении сделок или при совершении иных юридически значимых действий выступает не исполнительный орган организации, а временно исполняющий обязанности руководителя, назначенный или принявший исполнение данных обязанностей в силу наступления определенных юридических фактов.

В связи с этим исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя означает оперативное замещение должности руководителя.

Правовой статус исполнительных органов юридических лиц регулируется гражданским и трудовым законодательством. Вместе с тем законодательство не содержит прямых норм, регулирующих отношения исполнения обязанностей руководителя при его временном отсутствии.

Способы назначения исполняющего обязанности могут быть различными:

– приказом самого руководителя (о возложении выполнения обязанностей руководителя на другого работника в случае, когда отсутствует штатный заместитель, который исполняет обязанности руководителя);

– по решению коллегиального исполнительного органа (или иного органа управления, например совета директоров);

– принятие полномочий происходит автоматически по факту отсутствия руководителя (на заместителя руководителя возлагается выполнение обязанностей руководителя в случае его временного отсутствия на основании должностной инструкции, локального нормативного правового акта организации, например приказа о распределении обязанностей).

Как правило, временное исполнение обязанностей руководителя возлагается на его заместителя, при этом заместитель не освобождается от своих обязанностей при выполнении обязанностей руководителя.

Если такого заместителя, в должностные обязанности которого входит исполнение обязанностей отсутствующего руководителя, нет, то эти обязанности возлагаются на другого работника. В данном случае издается приказ о временном возложении обязанностей руководителя на такого работника.

ЭТО ВАЖНО! Порядок временного заместительства руководителя рекомендуется предусматривать в учредительных документах юридического лица и в должностных инструкциях руководителей, его заместителей. Если в учредительных документах, должностных инструкциях будет подробно изложена процедура исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя, то издание отдельного приказа не требуется.

С учетом изложенного в период временного отсутствия руководителя организации исполнение им обязанностей по руководству организацией не представляется возможным, в связи с чем право подписи должно принадлежать уполномоченному на этот период должностному лицу.

 

Мария Ковалевич, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.