На должность бухгалтера высшего уровня квалификации наниматель назначил работника, имеющего среднее специальное образование.
С учетом того что на рынке труда много специалистов с высшим экономическим образованием, необходимо ли нанимателю уволить данного работника?
Необходимость в увольнении данного работника в связи с наличием на рынке труда специалистов с высшим экономическим образованием нормами законодательства о труде не предусмотрена.
В соответствии с квалификационными требованиями по должности «бухгалтер» при назначении на указанную должность требуется наличие у работника высшего или среднего специального (экономического) образования.
В то же время на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствуют требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и др. (п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД)).
Указанную норму наниматель вправе применить при назначении на должности специалистов, в т.ч. бухгалтеров. При этом законодательство о труде не требует учитывать наличие на рынке труда специалистов с необходимым образованием.
Применение п. 12 Общих положений ЕКСД является правом, а не обязанностью нанимателя.
Таким образом, в каждом конкретном случае наниматель самостоятельно принимает решение о приеме на работу и увольнении работника.