Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Увольнение заместителя директора, временно исполняющего обязанности директора

 
Ситуация
 
На время отпуска директора организации его обязанности исполняет заместитель. По семейным обстоятельствам он вынужден уволиться.
Может ли заместитель директора уволиться в отсутствие руководителя организации? На чье имя он должен написать заявление на увольнение?
 
Право найма и увольнения

В первую очередь определим, кто в организации наделен правом найма работников и их увольнения.

Право заключения и прекращения трудового договора с работником трудовое законодательство предоставило нанимателю, под которым следует понимать юридическое или физическое лицо (ст. 1 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, законодательно или по решению нанимателя может быть предоставлено уполномоченному должностному лицу нанимателя – руководителю (его заместителям) организации (обособленного подразделения), руководителю структурного подразделения (его заместителям), мастеру, специалисту или иному работнику.

Как это часто бывает, руководитель организации одновременно выполняет функции нанимателя в отношении работников организации и сам является таким же работником. Иногда руководитель организации выступает также собственником имущества (учредителем). Такая ситуация возможна, поскольку по нормам гражданского законодательства органом унитарного предприятия является руководитель, которого назначает собственник имущества (при этом руководитель непосредственно подчинен собственнику имущества), а собственник имущества унитарного предприятия – физическое лицо – сам вправе осуществлять функции руководителя организации (п. 4 ст. 113 Гражданского кодекса РБ).

Трудовой договор с руководителем организации заключает собственник имущества организации либо уполномоченный им орган на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 254 ТК).

Таким образом, в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица ситуация с увольнением заместителя руководителя может быть разрешена разными способами.

Способ 1. Увольнение по решению собственника имущества 

В данном случае при расторжении трудового договора (контракта) процедура увольнения заместителя руководителя будет такой же, как при увольнении руководителя, а именно сочетать в себе требования, установленные ТК, и требования гражданского законодательства.

Заместитель директора должен обратиться к собственнику имущества с заявлением на увольнение.

Собственник имущества рассматривает заявление и принимает одно из двух решений: удовлетворить просьбу либо отказать.

При положительном исходе расторжение трудовых отношений с заместителем руководителя, исполняющим обязанности руководителя, оформляют путем издания решения собственника имущества.

ЭТО ВАЖНО! При увольнении заместителя директора, временно исполняющего обязанности руководителя организации, нормы, предусмотренные ст. 260 ТК, не применяются.
 
Справочно: руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом собственника имущества организации или уполномоченный им орган в письменной форме не позднее чем за 1 месяц.

Если трудовой договор расторгается без уважительных причин, руководитель организации по требованию собственника имущества организации или уполномоченного им органа обязан выплатить организации компенсацию в размере, определяемом трудовым договором.

К уважительным причинам, в частности, относятся:

1) достижение руководителем организации пенсионного возраста;
2) препятствующая продолжению трудовой деятельности болезнь;
3) необходимость ухода за больным членом семьи;
4) нарушение собственником имущества организации или уполномоченным им органом условий трудового договора.

Способ 2. Увольнение по решению общего собрания участников хозяйственного общества

Эта процедура увольнения характерна для хозяйственных обществ в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) и общества с дополнительной ответственностью (ОДО).

В данном случае решение об увольнении заместителя директора организации будет принимать общее собрание участников либо совет директоров. При документальном оформлении процедуры увольнения следует обратить внимание на то, что документом, отражающим расторжение трудовых отношений между нанимателем и работником (заместителем директора), является не приказ по личному составу, а протокол общего собрания участников хозяйственного общества (ст. 47 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).

ЭТО ВАЖНО! В первом и во втором случае документом, на основании которого следует вносить запись об увольнении заместителя директора в его трудовую книжку, является либо протокол, либо решение учредителя (собственника имущества).

Образцы протокола, решения и записей в трудовую книжку смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22–24 журнала.

Можно ли изменить лицо, исполняющее обязанности руководителя организации в его отсутствие?

На заместителя руководителя организации (обособленного структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).

Если в организации несколько заместителей руководителя, то распределение должностных обязанностей между ними осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя (часть шестая п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32).

Права и обязанности заместителя руководителя организации определены в актах законодательства, учредительных документах организации, а также в трудовом договоре (контракте), должностной инструкции. Круг полномочий может быть дополнен на основании выданной руководителем организации доверенности.

В данной ситуации возникает вопрос: может ли заместитель директора, временно исполняющий обязанности руководителя организации, делегировать право, например, подписи приказа о своем увольнении другому работнику? Исходя из норм, определенных ст. 1 ТК, такую возможность имеет только наниматель – юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.
 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.