С 1 января 2015 г. в полной мере начал действовать Указ № 325, который не только упорядочил деятельность организаций по выдаче микрозаймов, но и структурировал сами эти организации, фактически ввел новых субъектов финансового рынка – так называемые микрофинансовые организации (далее – МКФО). Причем Указ № 325 содержит определенные требования к руководителю названной организации при его назначении, а также условия его отстранения от должности. Рассмотрим эти требования, а также документы, которыми они подтверждаются.
Что такое МКФО
МКФО – это коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов. Микрозаймом считается денежная сумма до 15 000 базовых величин* (БВ), выданная одному заемщику на основании договора займа или иного договора, опосредующего передачу денежных средств на аналогичных условиях (часть первая п. 2 Указа № 325). Нацбанк обязательно включает МКФО в реестр микрофинансовых организаций (п. 2 Указа № 325).
__________________
* С 1 января 2015 г. БВ установлена в размере 180 000 руб. (постановление Совета Министров РБ от 29.12.2014 № 1255).
Коммерческие МКФО – юридические лица, являющиеся ломбардами и зарегистрированные в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия.
Некоммерческие МКФО – юридические лица, зарегистрированные в организационно-правовой форме фонда или потребительского кооператива (потребительский кооператив финансовой взаимопомощи, общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, потребительский кооператив второго уровня) (п. 3 Указа № 325).
Деятельность МКФО
Коммерческие МКФО осуществляют исключительно деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования (подп. 3.1 п. 3 Указа № 325).
Некоммерческие МКФО, созданные в организационно-правовой форме фонда, вправе осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является заемщик – физическое лицо, и предоставлению микрозаймов субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на цели осуществления предпринимательской деятельности. Деятельность по предоставлению микрозаймов фонд осуществляет исключительно для достижения целей, определенных уставом.
Некоммерческие МКФО, созданные в форме:
– потребительского кооператива финансовой взаимопомощи, –вправе предоставлять микрозаймы только своим членам (физическим лицам) и только на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является член кооператива;
– общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, – вправе предоставлять микрозаймы только своим членам (субъектам малого и (или) среднего предпринимательства) и только на цели осуществления предпринимательской деятельности;
– потребительского кооператива второго уровня, – вправе предо-ставлять микрозаймы своим членам (потребительским кооперативам финансовой взаимопомощи, обществам взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) фондам) (подп. 3.2 п. 3 Указа № 325).
Справочно:
деятельность потребительских кооперативов регулируется ст. 116 ГК и Законом РБ от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».
Причем потребительский кооператив финансовой взаимопомощи и общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства вправе предоставлять займы (помимо микрозаймов) только потребительскому кооперативу второго уровня, членом которого является этот кооператив, общество соответственно (часть четвертая подп. 3.2. п. 3 Указа № 325).
Справочно:
Деятельность ломбардов регулируется ст. 339, 809–810 ГК, а также Инструкцией об особенностях осуществления ломбардами операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, утверж-денной постановлением Минфина РБ от 20.09.2004 № 138.
Деятельность фондов регулируется ст. 118, 119 ГК и Положением о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 302.
Требования к руководителю МКФО
Для руководителя МКФО Указ № 325 устанавливает квалификационные требования и требования к деловой репутации, соответствие которым является одним из условий включения такой организации в реестр Нацбанка (п. 4 Указа № 325).
Квалификационное требование, предъявляемое к руководителю МКФО, – высшее юридическое или экономическое образование; допускается наличие иного высшего образования при условии, если у него есть документы о прохождении переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля.
Требования к деловой репутации:
1. Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
2. Отсутствие в течение последних 2 лет фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения лицом виновных действий, являющихся основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя.
3. Отсутствие установленных вступившим в законную силу решением суда фактов осуществления виновных действий, повлекших банкротство юридического лица.
4. Отсутствие постановления органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.
Таким образом, законодатель предъявляет особые требования к моральным качествам и порядочности руководителя МКФО, которые необходимо подтвердить документально (п. 4 Указа № 325). Нацбанк откажет во включении в реестр, если юридическое лицо не представит все документы, включая и те, которые подтверждают перечисленные выше требования.
Перечень документов, которые подаются для включения МКФО в реестр и подтверждают выполнение указанных выше требований, уточнен постановлением № 1155.
Рассмотрим эти документы подробнее.
1. Документ об образовании
В Нацбанк подаются заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие у руководителя высшего юридического или экономического образования (либо иного высшего образования – с приложением заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих прохождение переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля) (постановление № 1155).
Документом, подтверждающим наличие соответствующего высшего образования, является диплом о высшем образовании (диплом магистра, кандидата наук, доктора наук) в области права или экономики, финансов. Документом, подтверждающим прохождение переподготовки, является диплом о переподготовке на уровне высшего образования (ст. 98 КоО).
Поскольку нормы Указа № 325 не содержат требований к гражданст-ву руководителя МКФО, то считаем, что иностранцы и лица без граж-данства также могут занимать эту должность. Следовательно, квалификационные требования могут подтверждаться не только документами о высшем образовании, полученными в учреждениях образования СССР или Республики Беларусь, имеющих государственную аккредитацию, но и в учебных заведениях иностранных государств. Что касается последних, то потребуется также предъявить документ Минобразования РБ о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.
Специальностями юридического профиля являются специальности, в наименовании которых используется слово «право», специальности с присвоением квалификации, в наименовании которой используется слово «юрист». Специальности экономического профиля – это специальности, в наименовании которых используются слова «экономика», «финансы», «банковское дело», «управление», «менеджмент», «маркетинг», «бизнес», «бизнес-администрирование», специальности с присвоением квалификации, в наименовании которой используются слова «экономист», «финансист», «специалист банковского дела», «бухгалтер», «менеджер».
Точные наименования специальностей юридического или экономического профиля можно найти в Общегосударственном классификаторе РБ ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утверж-денном и введенном в действие постановлением Минобразова-ния РБ от 02.06.2009 № 36.
2. Справка об отсутствии непогашенной или неснятой судимости
Для включения в реестр МКФО подается и оригинал, и копия справки об отсутствии непогашенной и неснятой судимости (постановление № 1155).
Разберемся, что такое непогашенная или неснятая судимость.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения судимости. Погашение судимости происходит автоматически по истечении срока, установленного ст. 97 УК. Срок погашения судимости зависит от тяжести совершенного преступ-ления и варьируется от 0 (погашается сразу после отбытия наказания) до 8 лет (по особо тяжким преступлениям).
Судимость может быть снята ранее срока ее погашения по правилам ст. 98 УК, когда лицо после отбытия наказания своим поведением доказало, что ведет законопослушный образ жизни.
Погашение или снятие судимости аннулируют правовые последствия уголовной ответственности (ст. 99 УК), т.е. после погашения или снятия судимости лицо не представляет повышенной общественной опасности, и в случае совершения им административных правонарушений или уголовно наказуемых преступлений к нему не будут применяться более строгие меры ответственности.
ЭТО ВАЖНО! В Указе № 325 и постановлении № 1155 уточняется, что учитывается судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности. Составы этих преступлений содержатся в разд. VIII УК. К ним, в частности, относятся: хищение любого вида, мошенничество, вымогательст-во и др., а вот взятка не является таким преступлением, так как отно-сится к категории преступлений против государства. Считаем, что здесь есть проблема, потому что при формальном прочтении норм судимый за взяточничество гражданин может занимать должность руководителя МКФО.
Справку об отсутствии непогашенной или неснятой судимости можно получить в ОВД или УВД по месту жительства. Справка выдается на платной основе. Необходимо написать заявление, предъявить документ, удостоверяющий личность, и приложить квитанцию об оплате. Форма справки и порядок ее выдачи определены постановлением № 909.
Что касается иностранцев и лиц без гражданства, то данную справку в ОВД они могут получить только в том случае, если имеют постоянное место жительства на территории нашей страны. Считаем, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории другого государства, должны предъявить аналогичный документ, выданный компетентным органом иностранного государства, надлежащим образом легализованный, т.е. переведенный на русский или белорусский язык и нотариально заверенный (апостилированный). Но пока такого требования в нашем законодательстве нет.
3. Копия трудовой книжки
Отсутствие в течение последних 2 лет фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя подтверждается копией трудовой книжки или выпиской из трудовой книжки, заверенными надлежащим образом.
В постановлении № 1155 указана только копия трудовой книжки.
В Указе № 325 уточнено, что препятствием для занятия должности руководителя МКФО является не любой случай расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя, а только тот, когда работник был уволен по причине совершения виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к нему со стороны нанимателя, т.е. по п. 2 ст. 47 ТК. По данному основанию может быть уволен только работник, обслуживающий денежные или материальные ценности, совершивший виновные действия.
Считаем, что в этом случае следует рассматривать данное требование Указа № 325 буквально, т.е. учитывать как обстоятельство, препятствующее занятию должности руководителя МКФО, только увольнение по п. 2 ст. 47 ТК, а не добавлять сюда еще и случаи увольнения, скажем, по п. 8 ст. 42 ТК, когда тоже может быть утрачено доверие к работнику. Такое расширительное толкование приведет к дополнительным ограничениям трудовых прав работников.
4. Документ, подтверждающий отсутствие установленных вступившим в законную силу решением суда фактов осуществления виновных действий, повлекших банкротство юридического лица
5. Справка о непривлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу
Постановление № 1155 указывает даже 2 документа: оригинал и копию справки об отсутствии постановления органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, датированная не позднее 60 календарных дней до дня подачи заявления.
Порядок получения данной справки такой же, как и справки об отсутствии непогашенной или неснятой судимости.
Для иностранцев и лиц без гражданства виды документов не указан. Считаем, что они могут представить аналогичный документ, выданный компетентным органом иностранного государства (если его выдача предусмотрена законодательством иностранного государства), надлежащим образом легализованный и переведенный на русский или белорусский язык.
Справочно:
стоимость справки об отсутствии непогашенной или неснятой судимости:
– для физических лиц:
стоимость срочной (в течение 3 рабочих дней) – 1 БВ;
обычной (в течение 15 рабочих дней) – 0,5 БВ;
– для юридических лиц:
стоимость срочной (в течение 3 рабочих дней) – 1 БВ;
обычной (в течение 10 рабочих дней) – 0,5 БВ.
Срок выдачи справки указан без учета времени на почтовую пересылку с момента подачи заявления (постановление № 909).
Отстранение от работы руководителя МКФО
Руководитель МКФО может быть отстранен от работы по требованию Нацбанка по основаниям, предусмотренным п. 10 Указа № 325.
Эти основания можно условно разделить на 2 группы:
1) нарушения требований, предъявляемых к руководителю МКФО, для занятия должности:
– несоответствие руководителя МКФО квалификационному требованию;
– несоответствие руководителя МКФО требованиям к деловой репутации;
2) нарушения самой МКФО законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов:
– систематическое (2 и более раза в течение календарного года) непредставление МКФО в Нацбанк информации и (или) отчетности (несвоевременное их представление);
– несоблюдение некоммерческой МКФО, созданной в организационно-правовой форме потребительского кооператива, размеров финансовых нормативов, минимального размера фондов и (или) резервов;
– несоблюдение коммерческой МКФО установленного Нацбанком требования к минимальному размеру уставного фонда;
– систематическое (2 и более раза в течение календарного года) несоблюдение МКФО предельных размеров получаемых займодавцем с заемщика процентов по микрозаймам;
– систематическое (2 и более раза в течение календарного года) неисполнение МКФО предписания Нацбанка о прекращении нарушения прав потребителя;
– систематическое (2 и более раза в течение календарного года) нарушение МКФО порядка предоставления и привлечения микрозаймов.
Трудовым законодательством предусмотрена такая мера, как отстранение от работы по требованию уполномоченных государственных органов (часть первая ст. 49 ТК).
Справочно:
отстранение от работы (должности) – это временное недопущение работника нанимателем по своей инициативе либо по требованию уполномоченных государственных органов к исполнению предусмотренных трудовым договором обязанностей с приостановлением начисления заработной платы на период отстранения.
Отстранение от работы не является прекращением трудового договора (контракта) с работником, оно имеет временный характер и отменяется после устранения причин, послуживших основанием для отстранения. Но отстранение может также повлечь перевод работника на другую должность или даже закончиться увольнением, если причины не устранены или устранить их невозможно.
Если рассмотреть основания отстранения руководителя МКФО, установленные Указом № 325, то, несмотря на их устранимость, практически все они могут привести к добровольному или принудительному уходу руководителя МКФО с должности. Так, несоответствие квалификационному требованию может означать только отсутствие нужного образования у руководителя. В соответствии с КоО минимальный срок получения высшего образования составляет 4 года, а минимальный срок переподготовки на базе высшего образования – 1 год, поэтому трудно представить, что организация будет в течение такого длительного срока существовать без руководителя.
Выявление несоответствия руководителя МКФО требованиям к деловой репутации – еще более худший вариант, так как совершение одного из рассмотренных выше правонарушений или преступлений либо сокрытие руководителем таких фактов делает невозможным его дальнейшее пребывание в должности руководителя МКФО.
Что касается второй группы оснований, предусматривающих нарушение законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, то неоднократное и грубое нарушение норм административного или хозяйственного законодательства практически всегда влечет наложение административного взыскания, а то и привлечение к уголовной ответственности должностного лица (например, ст. 11.17, 11.18, 11.23, 11.70, 11.71, 11.75 КоАП; ст. 234, 235, 237, 242, 257 УК и др.). А даже однократное привлечение руководителя МКФО к такой ответственности создаст несоответствие требованиям к деловой репутации со всеми негативными последствиями.
Таким образом, к руководителю МКФО законодательство предъявляет достаточно жесткие требования как с профессиональной, так и с морально-этической стороны. Не все вопросы еще урегулированы: отсутствует, например, механизм приема на эту должность иностранца. На практике неизбежно возникнут проблемы, так как основной финансовый капитал для организации МКФО идет из-за границы. Кроме того, в законодательстве есть специальные нормы, касающиеся трудовых отношений с руководителями унитарных предприятий или потребительских кооперативов, поэтому в следующих материалах мы продолжим рассмотрение указанных вопросов.
Документы:
Указ Президента РБ от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (Указ № 325).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2014 № 1155 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156» (постановление № 1155).
Постановление Совета Министров РБ от 20.07.2006 № 909 «Об утверждении Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений» (постановление № 909).
Кодекс РБ об административных правонарушениях (КоАП).