По данным Белстата, в 2015 г. с ходатайствами о дополнительной защите и предоставлении статуса беженца в органы внутренних дел обратились 1 227 человек. Из них около 75 % составили граждане Украины. Миграционный прирост населения в целом в 2015 г. составил 18 494 человека и по сравнению с 2014 г. увеличился на 2 772 человека. Основной миграционный обмен Беларуси происходил со странами СНГ.
Правоохранительные органы ожидают, что в 2016 г. с ходатайствами о дополнительной защите и предоставлении статуса беженца обратятся около 1 200 иностранцев и примерно 3/4 из них составят граждане Украины. Складывающаяся в стране миграционная ситуация предопределила необходимость внесения изменений в действующее законодательство, регулирующее трудовые отношения между нанимателями Республики Беларусь и иностранцами.
Поправки в Закон были приняты депутатами Палаты представителей в первом чтении, изменения и дополнения в Закон внесены 5 января 2016 г. и вступают в силу с 15 июля 2016 г.
Принятие поправок направлено на защиту отечественного рынка труда, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь и иностранцев, а также противодействие незаконной миграции.
Основные новшества касаются определений терминов, приведенных в ст. 1 Закона.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон).
Справочно:
в настоящее время наличие в Республике Беларусь представительства иностранной организации автоматически влечет обязанность головной компании оформлять своих работников с учетом требований Закона независимо от того, направляется ли иностранец для работы в представительство либо выполняет в Беларуси иную трудовую функцию, не связанную с деятельностью представительства.
Новое определение термина «наниматель Республики Беларусь»
В Законе детализирован термин «наниматель Республики Беларусь»: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иностранная организация, осуществляющая наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, а также физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, которым законодательством Республики Беларусь предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с трудящимися-иммигрантами и которые используют труд трудящихся-иммигрантов на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Таким образом, из категорий лиц, которым предоставлено право привлекать иностранную рабочую силу, исключены нерезиденты Республики Беларусь, за исключением представительств иностранных организаций, привлекающих иностранных граждан, не имеющих разрешений на постоянное проживание (далее – иностранцы), для работы в своих представительствах.
ЭТО ВАЖНО! После вступления в силу изменений в Закон, если иностранец будет направлен головной компанией для выполнения трудовой функции в Беларуси, например для выполнения работ в рамках стройплощадки, на него не будет распространяться действие Закона, и соответственно в отношении его не нужно будет оформлять специальное разрешение.
Это означает, что после вступления в силу Закона и окончания срока действия ранее выданных специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение) иностранцам у нерезидентов Республики Беларусь будет отсутствовать право привлечения иностранной рабочей силы, за исключением представительств иностранных организаций и случаев, определенных Президентом Республики Беларусь.
Привлечение «высококвалифицированных работников»
Справочно:
Законом введено понятие «высококвалифицированный работник» – иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющее высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.
В настоящее время наниматель обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в ситуации, когда количество привлекаемых им для работы иностранцев превышает 10 человек.
Однако Законом предусмотрено освобождение нанимателя Республики Беларусь, планирующего привлекать более 10 иностранных граждан, от обязанности получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы:
– при использовании труда высококвалифицированных специалистов;
– в случае, когда иностранец привлекается в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал в качестве собственника имущества, учредителя, участника.
Уточнено также, что в случае выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), специальное разрешение выдается без заключения органа по труду, занятости и социальной защите о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Беларуси.
Внесение вышеперечисленных изменений направлено прежде всего на создание условий по привлечению в Беларусь высококвалифицированных специалистов из числа иностранцев, а также иностранцев, учреждающих в Республике Беларусь коммерческие организации.
Обязанности нанимателя Республики Беларусь
Дополнен перечень обязанностей нанимателя Республики Беларусь.
Так, наниматель Республики Беларусь будет обязан:
– получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, с которым предполагается заключение трудового договора;
– выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения, полученного в отношении данного трудящегося-иммигранта;
– зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения, а также изменения и (или) дополнения, касающиеся содержания и условий трудовых договоров, в месячный срок со дня их внесения;
– прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом в случае аннулирования соответствующего специального разрешения;
– вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение 5 рабочих дней со дня прекращения трудового договора с соответствующим трудящимся-иммигрантом, либо получения уведомления об аннулировании соответствующего специального разрешения, либо истечения срока действия специального разрешения, а также в случае, когда трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, в отношении которого было получено специальное разрешение, не заключен.
Справочно:
заключение трудового договора на территории иностранного государства между трудящимися-иммигрантами и нанимателем Республики Беларусь, являющимся иностранной организацией, осуществляющей наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, осуществляется в порядке, определенном законодательством иностранного государства (ст. 32 Закона).
Требования к трудовому договору
Трудовой договор между трудящимся мигрантом и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском или белорусском языке, а также на родном или понятном для трудящегося-мигранта языке.
В трудовом договоре, заключаемом на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, помимо сведений, предусмотренных частью второй ст. 19 ТК, также должны быть указаны:
– порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;
– условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта;
– срок трудового договора, заключаемого на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, не должен превышать срока действия специального разрешения.
Действие Закона не распространяется
Расширен перечень отношений, связанных с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Беларуси иностранцами, на которых не распространяется действие Закона. Из сферы действия Закона исключены отдельные категории иностранцев:
– иностранцы, получающие высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по получаемой специальности;
– иностранцы, получившие высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение 1 года после получения специальности и присвоения квалификации.
При приеме на работу вышеназванных лиц нанимателю не требуется получать разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (далее – разрешение), а также специальное разрешение.
Внимание! Это означает, что иностранцы, которые еще учатся либо уже получили образование в Беларуси (в течение 1 года после получения образования), получают право на трудоустройство на равных с гражданами Республики Беларусь условиях.
Дополнительные основания для отказа в выдаче разрешений
Законом определены дополнительные основания для отказа в выдаче разрешений и специальных разрешений.
В выдаче специального разрешения может быть отказано:
– в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;
– если иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (5 и более раз) в течение 1 календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию;
– если иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, является гражданином (подданным) государства, неблагополучного в миграционном отношении. При этом список таких государств в настоящее время не опубликован.
Справочно:
эти дополнения в целом связаны с миграционной обстановкой в мире и направлены в первую очередь на предупреждение появления дестабилизирующих общественный порядок факторов и охрану национального рынка труда.
Основания для аннулирования разрешений
Специальное разрешение может быть аннулировано в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, а также если иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (5 и более раз) в течение 1 календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию.
Закон позволит своевременно реагировать на изменение миграционной ситуации
Внесенные изменения и дополнения в Закон позволят, с одной стороны, стимулировать привлечение отдельных категорий работников из числа иностранцев, в которых заинтересована Беларусь, а с другой – своевременно реагировать на изменение миграционной ситуации в мире и не допустить на белорусский рынок труда нелегальных мигрантов.
Ольга Мещерякова, юрист