Воинский учет – это государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов. О том, как кадровой службе правильно организовать воинский учет в 2019 г., расскажем в статье.
В Республике Беларусь установлен приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, который выражается в прекращении (приостановлении) гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве (ст. 5 Закона о воинской службе).
Воинский учет призывников и военнообязанных ведется:
– в военных комиссариатах (обособленных подразделениях военных комиссариатов);
– соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов) (далее – местные исполнительные и распорядительные органы);
– организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности (далее – организации).
Воинский учет ведется по месту жительства и основной работы (учебы) граждан (п. 3 постановления № 1662).
Порядок ведения воинского учета в организациях
Порядок ведения воинского учета в организации предусмотрен:
– в ст. 9 Закона о воинской обязанности;
– разделе «Ведение воинского учета граждан в организациях» постановления № 1662;
– гл. 11 «Ведение воинского учета в организациях» Инструкции № 21.
В зависимости от количества состоящих на воинском учете граждан в организации для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных создается подразделение или назначается работник (п. 117 Инструкции № 21).
В подп. 9.3 п. 9 постановления № 1662 установлена численность работников организации, осуществляющих учет военнообязанных и призывников, исходя из следующих норм труда на одного работника при наличии на воинском учете:
– от 500 до 2 500 граждан – 1 работник;
– от 2 500 до 5 000 граждан – 2 работника;
– от 5 000 до 8 000 граждан – 3 работника;
– на каждые последующие 3 000 граждан – по 1 работнику.
При наличии на воинском учете в организациях менее 500 граждан работа по воинскому учету и бронированию граждан может возлагаться в установленном законодательством о труде порядке на одного из работников организации.
Персональный состав указанного подразделения и его задачи (должностные обязанности работника) определяются в приказе руководителя организации.
Назначение, перемещение и увольнение работников, ответственных за учет военнообязанных, проводятся по согласованию с военным комиссаром района, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника, ответственного за учет военнообязанных, руководитель организации назначает лицо, исполняющее обязанности убывшего работника. В данном случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных, в т.ч. бланки специального учета, личные карточки. Перед подписанием акта наличие бланков специального учета, числящихся за организацией, сверяется с данными военного комиссариата.
Руководитель организации обеспечивает подразделение (работника) специально оборудованным помещением и железными шкафами, необходимыми для сохранности документов.
Документы:
1) Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон о воинской службе).
2) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее – постановление № 1662).
3) Постановление Минобороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных» (далее – Инструкция № 21).
4) Закон Республики Беларусь от 26.10.2000 № 449-З «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (далее – Закон о мобилизации).
5) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2005 № 624 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах».
Справочно:
копия приказа представляется в военный комиссариат района.
Обязанности должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу
Обязанности ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организации закреплены:
– в ст. 9 Закона о воинской обязанности;
– п. 29 постановления № 1662;
– п. 119 Инструкции № 21.
Ответственные лица обязаны:
– проверять при приеме на работу (учебу) у призывников удостоверения призывников, а у военнообязанных – военные билеты;
– установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете по месту жительства. Призывники и военнообязанные, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) только после приема их на воинский учет;
– направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в соответствующий орган, ведущий воинский учет по месту жительства;
– обеспечить полноту и качество воинского учета призывников и военнообязанных из числа работающих (обучающихся) в организациях;
– осуществлять учет изменений, касающихся семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, должности (специальности) и места жительства граждан, и еженедельно письменно сообщать о них в военные комиссариаты района (города);
– ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников и военных билетах, представлять эти карточки по требованию для сверки с учетными данными военных комиссариатов районов (городов);
– направлять в месячный срок в местные исполнительные и распорядительные органы, военные комиссариаты, иные организации, ведущие воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, становящихся на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
– своевременно вносить предложения военным комиссариатам районов (городов) по бронированию военнообязанных в своих интересах;
– ежегодно до 1 декабря представлять в военный комиссариат района (города) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем году;
– по требованию военного комиссариата оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;
– обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в военные комиссариаты;
– сообщать в недельный срок в военные комиссариаты районов (городов) обо всех призывниках и военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учреждений образования);
– направлять по запросам военного комиссара военного комиссариата района (города) (руководителя обособленного подразделения военного комиссариата) сведения о численности работников организаций (призывников и военнообязанных), в т.ч. забронированных за организацией на период мобилизации и военного времени.
Документы по воинскому учету
В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатываются (ведутся):
– план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных;
– картотека личных карточек на граждан, состоящих на воинском учете в организации;
– приходно-расходная книга по учету бланков специального воинского учета по форме 18 согласно приложению 2 к Инструкции № 21;
– расписки в приеме документов воинского учета по форме 22 согласно приложению 2 к Инструкции № 21;
– журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных по форме 24 согласно приложению 2 к Инструкции № 21;
– справочная информация, документы по воинскому учету и бронированию военнообязанных;
– служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в организации;
– другие документы по ведению воинского учета (п. 120 Инструкции № 21).
В организациях ведется персонально-первичный воинский учет граждан по личным карточкам.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняются личные карточки, являются:
– для призывников – паспорт, военный билет.
Личные карточки на военнообязанных и другие документы воинского учета должны храниться в опечатываемых хранилищах (железных шкафах), к которым имеют доступ только руководитель организации и назначенный работник.
Основными документами военнообязанных, на основании которых заполняются личные карточки, являются паспорт и военный билет.
Форма личной карточки установлена в приложении 2 к Инструкции № 21.
Справочно:
план работы по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных согласовывается с военным комиссаром района, его утверждает руководитель организации.
Справочно:
формат личной карточки 203´180 мм. Во всех графах должны быть сделаны четкие и полные записи на основании паспорта, военного билета, документа об образовании и других документов, необходимых для заполнения личной карточки. Все изменения в данных о военнообязанном (образование, семейное положение, перемена места жительства и др.) регулярно отражаются в личной карточке. После заполнения всех граф личной карточки лицо, ответственное за воинский учет, подписывает личную карточку и проставляет дату заполнения.
Ведение картотеки военнообязанных
В организациях из личных карточек формируется картотека военнообязанных, состоящая из следующих разделов:
– личные карточки на офицеров запаса;
– личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса.
Личные карточки военнообязанных женского пола размещаются в конце каждого раздела по алфавиту.
Сверка документов
Дату сверки документов воинского учета организации с документами воинского учета военного комиссариата устанавливает военный комиссар.
Письмо военного комиссариата, с указанием сроков сверки, отправляется в организацию. В письме содержится информация об общем порядке сверки, указаны даты сверки с военными комиссариатами, например:
№ |
Наименование военного комиссариата |
Дата сверки |
Отметка военного |
1 |
Заводской |
14.06.2019 |
|
<…> |
|
|
|
9 |
Центральный |
28.02.2019 |
|
Данное письмо необходимо каждый раз при представлении документов на сверку представлять в военные комиссариаты, чтобы проставить отметку о представлении документов.
В ходе сверки уточняются следующие данные:
– данные, содержащиеся в разделе «Сведения о воинском учете»;
– фамилии, собственные имена и отчества (если таковые имеются);
– даты рождения;
– места рождения;
– образование;
– должности (профессии);
– семейное положение и состав семьи;
– адреса мест жительства военнообязанных (часть вторая п. 125 Инструкции № 21).
До начала сверки указанные данные уточняются по документам воинского учета организации и посредством личного общения с работниками организации.
Это важно! Как правило, работник, ответственный за ведение воинского учета, обзванивает военнообязанных и приглашает с паспортом и военным билетом на сверку. Также можно сделать рассылку по электронной почте с просьбой зайти с указанными документами в отдел кадров.
Отметка о проведении сверки в личной карточке делается простым карандашом с указанием даты сверки и заверяется подписью должностного лица (работника) организации, ответственного за воинский учет, например:
14.12.2018
Свиридова
По завершении сверки всех личных карточек должностное лицо военного комиссариата (МИРО) делает запись в журнале учета проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных.
Справочно:
МИРО – местные исполнительные и распорядительные органы.
Справочно:
форма журнала установлена в приложении 2 к Инстукции № 21.
В журнале отражаются результаты проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, состоящих на воинском учете.
Для проведения сверки учетных данных личных карточек с учетными данными военных комиссариатов (других городов, районов Республики Беларусь) в данные военные комиссариаты отправляются именные списки для сверки в 2 экземплярах.
Это важно! Сверка проводится только после получения запроса от этих военных комиссариатов. После получения 2-го экземпляра списка от военного комиссариата он подшивается в дело по воинскому учету.
Инна Козич, юрист
(Продолжение следует.)