Работником получена вторая профессия. В каком порядке сведения о ней нужно внести в трудовую книжку? Нужно ли дополнять сведения о профессии, специальности, указанные на титульном листе трудовой книжки, в случае получения рабочим второй профессии?
Сведения, перечисленные в п. 17 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее – Инструкция), следует вносить на титульный лист трудовой книжки при ее первичном оформлении либо при выдаче дубликата.
Получение рабочим второй и последующих профессий нужно отметить в трудовой книжке с указанием разрядов этих профессий (абз. 5 п. 21 Инструкции).
Пример 1
Слесарем-ремонтником получена вторая профессия – электрогазосварщик с присвоением 3-го разряда. В трудовой книжке в гр. 1 раздела «Сведения о работе» указывают порядковый номер записи, в гр. 2 – дату получения второй профессии, в гр. 3 записывают: «Получена вторая профессия – электрогазосварщик с присвоением 3-го разряда», в гр. 4 указывают соответствующее удостоверение, его номер и дату выдачи.
При выполнении работ по вновь полученной профессии в трудовой книжке необходимо сделать об этом соответствующую запись.
Пример 2
В гр. 3 следует указать: «Получена вторая профессия – электрогазосварщик с присвоением 3-го разряда и возложением обязанностей по выполнению электрогазосварочных работ в инструментальном производстве»; в гр. 4 наряду с указанием соответствующего удостоверения о получении второй профессии, его номера и даты делают ссылку на дату и номер приказа.
Профессию, специальность на титульном листе трудовой книжки следует указывать на основании документа об образовании (п. 17 Инструкции).
Изменение записей о профессии, специальности на первой странице (титульном листе) трудовой книжки в случае получения работником новой профессии, специальности нужно производить путем дополнения имеющихся записей без зачеркивания ранее внесенных записей.
С учетом изложенного можно сделать вывод о необходимости внесения на титульном листе трудовой книжки записи о полученной второй профессии путем дополнения.
Справочно:
понятие «документы об образовании» раскрыто в ст. 14 Закона РБ от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании». Так, лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по определенному уровню (ступени) основного образования, повышению квалификации или переподготовке, учреждения образования выдают документы (в т.ч. и с отличием) о соответствующем образовании (за исключением уровня дошкольного образования и I ступени общего среднего образования) и (или) квалификации, присвоении академической степени.
Образцы документов об образовании и порядок их заполнения и выдачи определены постановлением Совета Министров РБ от 22.01.2010 № 68.
Лица, получившие документ об образовании с присвоением квалификации, имеют право заниматься соответствующей профессиональной деятельностью и занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные требования к уровню образования и квалификации.
Лицам, не завершившим основное образование данного уровня (ступени) или не прошедшим итоговую аттестацию, а также прошедшим полный курс обучения в неаккредитованном учреждении образования, выдается справка установленного Министерством образования образца.
Признание документов об образовании учебных заведений иностранных государств и установление их соответствия документам об образовании Республики Беларусь производит Министерство образования в порядке, установленном Правительством. Министерство образования обеспечивает соответствие документов об образовании РБ международным нормам.