Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Внесены изменения в Положение о режиме труда и отдыха водителей

4 января 2019 г. Минтрансом внесены изменения в порядок регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки. О том, каких положений коснулись изменения, расскажем в статье.

 

С учетом специфики режима труда и отдыха водителей автомобилей, а также в целях предупреждения влияния неблагоприятных факторов на их здоровье при исполнении трудовых обязанностей утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей.

Данное Положение определяет особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, исходя из специфики организации их труда и отдыха, работающих в организациях независимо от форм собственности и у индивидуальных предпринимателей (часть первая п. 1, п. 2 Положения).

Документ:

Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение).

Документ:

постановление Минтранса Республики Беларусь от 19.04.2018 № 13 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 82» (далее – постановление № 13).

Справочно:

дежурство в резерве – это нахождение водителя в специально оборудованном помещении в организации или пассажирском терминале в постоянной готовности к выезду на линию. Возможность установления нанимателем такого дежурства введена только для водителей, выполняющих городские и пригородные автомобильные перевозки в регулярном сообщении (п. 5 Положения).

 

 

Основные изменения

Теперь в рабочее время включается время проведения стажировки в качестве водителя-наставника, дежурства в резерве и иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде (абз. 11–13 п. 9 Положения).

Кроме того, ранее Положением не предусматривалось, какие операции, совершаемые водителем, входят в подготовительно-заключительное время. Прежней редакцией Положения было определено, что в рабочее время водителя включалось 20 мин подготовительно-заключительного времени и 5 мин времени проведения предрейсового медосмотра.

Согласно новой редакции получение, оформление, сдача транспортных и проездных документов, оборудования, денежных средств, осмотр, проверка технического, санитарного состояния и комплектности, заправка автомобиля включены в подготовительно-заключительное время (п. 9 Положения).

Таким образом, изменения предоставляют право нанимателям самостоятельно по согласованию с профсоюзом (при его наличии) устанавливать продолжительность этих периодов (абз. 2 и 3 п. 9, п. 10 Положения). При этом продолжительность подготовительно-заключительного времени устанавливается исходя из состава работ, включаемых в него (абз. 2 п. 10 Положения).

Уточнен порядок учета рабочего времени водителя, направленного в служебную командировку. Так, рабочее время водителя в случае его возвращения из командировки за пределами установленного у нанимателя рабочего времени учитывается по фактической продолжительности (часть четвертая п. 20 Положения).

 

ЭТО ВАЖНО! Расширен перечень случаев, при которых продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена до 12 ч. К ним также отнесено время выполнения автомобильных перевозок для собственных нужд (подп. 15.3 п. 15 Положения).

 

ЭТО ВАЖНО! Вместе с тем при выполнении городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении и междугородных автомобильных перевозок, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) водителя также может быть увеличена до 12 ч (подп. 15.1, 15.2 п. 15 Положения).

 

ЭТО ВАЖНО! Что касается количества сверхурочных часов работы у водителей с суммированным учетом рабочего времени, то установлен новый порядок их определения. Так, исчисление количества часов производится путем вычитания от фактически отработанного водителем времени нормы рабочего времени, запланированной нанимателем и установленной графиком работ (сменности) (часть вторая п. 19 Положения).

Планирование рабочего времени

Новая редакция Положения внесла коррективы в вопросы планирования рабочего времени водителей.

Так, для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях – графики работ (часть третья п. 3 Положения).

 

ЭТО ВАЖНО! Законодательно разрешено только в случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса внесение изменений в утвержденные графики работ (сменности), а также определен порядок внесения таких изменений.

 

Вносимые нанимателем изменения утверждаются и доводятся до сведения водителя не позднее одних суток, предшествующих тому дню, когда ему нужно будет выйти на работу (часть шестая п. 3 Положения).

При этом следует учитывать, что изменения в графике производятся только с согласия водителя. Ранее Положением возможность изменения графика работ (сменности) не предусматривалась.

Время отдыха водителей

Произошли изменения и в части времени отдыха водителей.

 

ЭТО ВАЖНО! Согласно внесенным изменениям минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности работы (смены), предшествующей отдыху. При этом в продолжительность такого отдыха также включается время перерыва для отдыха и питания (часть первая п. 23 Положения).

 

В некоторых случаях допускается с согласия водителя уменьшение продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха (суммированного отдыха) до 12 ч (часть третья п. 23 Положения). При этом одна из частей суммированного отдыха должна быть не менее 10 ч, а в случае осуществления водителем автомобильных перевозок для собственных нужд – не менее 9 ч (часть третья п. 23 Положения).

 

ЭТО ВАЖНО! Минимальное время для двух ежедневных обеденных перерывов водителя увеличено до 40 мин в совокупности (часть вторая п. 21 Положения).

 

В отличие от ранее действовавшей нормы в новой редакции Положения предусмотрено, что время перерывов между частями рабочего дня при режиме работы с разделением рабочего дня на части наниматель с согласия водителя может отнести ко времени ежедневного (междусменного) отдыха (часть четвертая п. 12 Положения).

 

Ольга Сбитнева, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.