Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

ВОПРОС-ОТВЕТ

1. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-2009) содержит наименования должностей «секретарь приемной руководителя» (код должности - 24690) и «секретарь» (код должности - 24658).

Можно ли предусматривать в штатных расписаниях в филиа­лах организации должность «секретарь приемной руководителя» либо указанное наименование может быть предусмотрено только в штатном расписании центрального аппарата организации аналогично должности «помощник руководителя организации»?

Можно предусматривать с учетом трудо­вой функции.

Квалификационные характеристики долж­ностей «секретарь приемной руководителя» (код ка­тегории - 2 (специалисты)) и «секретарь» (код кате­гории - 3 (другие служащие)) содержатся в выпуске 1 Единого квалификационного справочника должно­стей служащих Республики Беларусь, утвержден­ном постановлением Минтруда РБ от 30.12.1999 № 159. Их должностные обязанности установлены применительно к классификации служащих.

Так, в должностные обязанности секретаря приемной руководителя входят:

работа по организационно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности организации;

ведение делопроизводства;

подготовка документов и материалов для ра­боты руководителя;

организация телефонных переговоров руко­водителя;

составление писем, запросов, других доку­ментов по поручению руководителя;

контроль за исполнением работниками органи­зации приказов и распоряжений руководителя и др.

В случае если должностной инструкцией работ­ника предусмотрено выполнение указанных функ­ций, то наименование его должности в штатном расписании указывается как «секретарь приемной руководителя».

При выполнении функций, связанных с инфор­мационно-техническими работами, характерными для должностей других служащих (например, вы­полнение технических функций по обслуживанию работы руководителя организации, запись посети­телей, ведение и оформление различного рода про­токолов и др.), возможно установить наименование должности «секретарь».

С учетом этого наниматель самостоятельно опре­деляет наименование должности как в централь­ном аппарате, так и в филиалах в соответствии с трудовыми функциями, порученными для выпол­нения работнику, и устанавливает ему соответст­вующую тарификацию. Одновременно следует учи­тывать, что назначение на должность «секретарь приемной руководителя» производится с учетом квалификационных требований по данной долж­ности, которые предполагают наличие у работника высшего или среднего специального образования.

2. Работник работает бухгалтером с 1981 г.  В 1990 г. при проведении аттестации ему была присвоена 1-я категория, которая в 1998 г. подтверждена при очередной аттестации. В 2003 г. нанимателем работнику снижена катего­рия до 2-й с условием получения образования, хотя решение комиссии было оставить 1-ю категорию. Работник получил среднее специальное обра­зование и закончил курсы повышения квалифи­кации.

Как восстановить категорию? Правильно ли нани­матель снизил категорию, если она уже присвоена?

Наниматель снизил категорию безосновательно.

По нормам ст. 80 Кодекса законов о тру­де РБ (действовал до 1 января 2000 г.) присвоение квалификационных категорий производилось на­нимателем в порядке, предусмотренном коллектив­ным договором. При этом нормы квалификацион­ных требований к квалификационным характери­стикам соответствующих должностей не являлись обязательными.

Со вступлением в силу Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З (далее - ТК) отнесение выпол­няемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответст­вующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглаше­нием или нанимателем в соответствии с квалифи­кационными справочниками, утвержденными в уста­новленном порядке (ст. 61 ТК).

Таким образом, с 1 января 2000 г. наниматель при присвоении специалистам квалификационных категорий обязан учитывать условия, предусмот­ренные квалификационными характеристиками со­ответствующих должностей специалистов (наличие образования, стажа работы и др.), содержащихся в выпусках Единого квалификационного справочни­ка должностей служащих.

Присвоенная работнику в установленном законо­дательством порядке квалификационная катего­рия не считается частью наименования должности, которая уточняет характер трудовой функции, а опре­деляет уровень квалификации работника, являет­ся самостоятельным понятием и в обязательном по­рядке указывается в трудовой книжке работника.

Наниматель обязан определить трудовую функ­цию работника с указанием квалификации в соот­ветствии со штатным расписанием, функциональ­ными обязанностями, должностной инструкцией (ст. 19 ТК).

Таким образом, если трудовая функция и, сле­довательно, размеры оплаты труда были определе­ны нанимателем в зависимости от наличия квали­фикационной категории, которая была присвоена работнику по действовавшему на тот момент законо­дательству о труде, то снизить ее до 2-й квалифи­кационной категории в связи с отсутствием необ­ходимого образования, а также определить работ­нику без изменения содержания трудовой функции другие условия оплаты труда (без учета имеющейся 1-й квалификационной категории) у нанимателя оснований не было.

3. Можно ли работника, окончившего юри­дический факультет БГУ и имеющего стаж работы в должности юрисконсульта 17 лет, в должности ведущего юрисконсульта - 8 лет, при­нять на должность юрисконсульта 1-й категории, если он не имеет записи в трудовой книжке о при­своении 2-й и 1-й категории?

Юрисконсульту может быть присвоена I 1-я категория, но решение о приеме на 44 должность принимает наниматель.

Порядок присвоения специалистам квалифи­кационных категорий установлен Общими поло­жениями Единого квалификационного справоч­ника должностей служащих (ЕКСД), утвержденны­ми постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32 (далее - Общие положения), с изменениями и дополнениями. При этом к аттеста­ции на присвоение квалификационных категорий допускаются те специалисты, которые имеют преду­смотренные квалификационными характеристи­ками образование и стаж работы по соответствую­щим должностям.

Исключение, предусмотренное частью первой п. 25 Общих положений, позволяет не учитывать последовательность присвоения категорий и учи­тывать стаж на руководящих должностях по соот­ветствующему направлению деятельности. На ква­лификационные требования по наличию образова­ния, определенные по должностям специалистов, данное исключение не распространяется.

Следовательно, юрисконсульту, не имеющему квалификационной категории, но имеющему выс­шее юридическое образование и стаж работы по соответствующему направлению деятельности не менее 6 лет, на основании рекомендаций аттеста­ционной комиссии по решению нанимателя может быть присвоена 1-я квалификационная категория.

Присвоенная работнику квалификационная ка­тегория не является частью наименования должно­сти, которая уточняет характер трудовой функции, а определяет уровень квалификации работника и является самостоятельным понятием.

Присвоенная работнику квалификационная ка­тегория в обязательном порядке указывается в его трудовой книжке.

Решение, принимаемое аттестационной комис­сией, носит рекомендательный характер для нани­мателя, который принимает окончательное реше­ние, оформляемое приказом.

4. В штатном расписании организации чис­лится 8 штатных единиц, в т.ч. редактор, который выполняет функции по написа­нию и редактированию текстовых сообщений, отформатированных для чтения на сотовых те­лефонах.

Возможно ли перевести редактора на должность главного редактора и создать новую штатную единицу (при этом должность редактора ликвидируется в штатном расписании)?

Какие при этом требования должны предъяв­ляться к работнику?

Должность «главный редактор» может быть | введена в штатное расписание при наличии самостоятельного структурного под­разделения.

Штатное расписание является локальным нор­мативным правовым актом и самостоятельно раз­рабатывается и утверждается нанимателем (ст. 194 ТК). В связи с этим вопросы введения в штатное расписание наименований и количества должно­стей, распределения должностных обязанностей между ними относятся к компетенции нанимателя.

Вместе с тем необходимо учитывать, что со­гласно Общегосударственному классификато­ру Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденному и введен­ному в действие постановлением Минтруда и соц­защиты РБ от 22.10.2009 № 125, должность «ре­дактор» относится к категории «специалисты» (код должности - 2), а должность «главный редактор» -к категории «руководители» (код должности - 1). Следовательно, трудовые функции по должности «главный редактор» предполагают осуществление руководства и контроля за работой работников ре­дакционной коллегии и редакции.

С учетом изложенного должность «главный ре­дактор» не может быть введена в штатное распи­сание организации без создания самостоятельного структурного подразделения.

Квалификационные требования по должностям «главный редактор» и «редактор» предусмотрены в соответствующих квалификационных характери­стиках, содержащихся в выпуске 31 Единого ква­лификационного справочника должностей служа­щих, утвержденном постановлением Минтруда РБ от 31.08.2000 № 120.

Наталья Хурсова, экономист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.