В организации происходит изменение в структуре управления, и полномочия исполнительного органа хозяйственного общества по решению общего собрания участников хозяйственного общества переданы по договору управляющему. В связи с этим должности директора и его заместителей исключены из штатного расписания.
Какие должности необходимо ввести в штатное расписание для заместителей директора, чтобы это не было для них понижением в должности?
Решение о введении в штатное расписание тех или иных должностей принимает наниматель.
Такого понятия, как «понижение в должности», законодательство о труде не предусматривает. Для руководящих должностей служащих можно говорить об уровнях управления, которые выстраиваются применительно к утвержденной организационной структуре.
Так, должности руководителей (руководитель организации, его заместители (главный инженер), главные специалисты, руководители структурных подразделений) распределяются в организационной структуре по уровням управления, количество которых определяется нанимателем и зависит от осуществляемых видов экономической деятельности, численности работников и других факторов.
В случае, когда полномочия исполнительного органа хозяйственного общества переданы по договору управляющему, из уровней управления исключаются должности руководителя организации и его заместителей. С учетом этого по уровням управления распределяются должности главных специалистов и руководителей структурных подразделений, введение которых подчиняется следующим правилам.
Должность – служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности (ст. 1 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Отнесение выполняемых работ к конкретным должностям и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ст. 61 ТК).
С учетом этого наименование должности определяется применительно к трудовой функции, которая поручается работнику. При этом данные вопросы относятся к компетенции нанимателя, который самостоятельно определяет необходимость введения в штатное расписание тех или иных должностей, в т.ч. должностей главных специалистов и руководителей структурных подразделений (необходимое количество уровней управления).
В данном случае, поскольку в организационной структуре отсутствует должность руководителя, должностные обязанности и соответственно наименования должностей работников, которые выполняли функции заместителей руководителя организации (руководство соответствующим направлением деятельности), будут изменяться. Их новые обязанности могут соответствовать как должностям руководителей, так и должностям специалистов. В связи с этим с учетом названной выше нормы ст. 61 ТК наниматель самостоятельно устанавливает наименования должностей этих работников.
В то же время следует учитывать, что изменение трудовой функции работника признается изменением существенных условий его труда, что соответственно влечет за собой письменное предупреждение работника не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 ТК).
Так, в случае если работник, выполнявший функции заместителя руководителя организации, назначается на должность главного специалиста (руководителя структурного подразделения), то изменяются его должностные обязанности и, следовательно, наниматель обязан предупредить данного работника об изменении существенных условий его труда.
Автомобиль находится на ремонте на СТО, водителю автомобиля оформляют простой и оплачивают в соответствии с коллективным договором. Во время простоя он ничего не делает.
Можно ли возложить на водителя другую работу во время его простоя (например, подметать территорию, красить и др.)?
Можно, но только учитывая некоторые особенности организации труда и нормы законодательства о труде.
Простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.) (часть первая ст. 34 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Законодательство о труде предоставляет нанимателю возможность привлечения работника к другой работе (по другой профессии (должности)) при оформлении простоя.
Такое привлечение определено как «временный перевод в связи с простоем» (ст. 34 ТК). Временный перевод в связи с простоем осуществляется с учетом профессии, специальности, квалификации, должности работника на все время простоя. Кроме того, требуется оформление приказа о временном переводе работника на работу по другой профессии (должности).
Временный перевод водителя автомобиля в связи с простоем может производиться нанимателем по родственной профессии (например, слесарем по ремонту автомобиля). При этом обязательным условием поручения работы по другой профессии является наличие у работника квалификации по этой профессии.
Если же у нанимателя нет возможности перевода по родственной профессии, то временный перевод в связи с простоем может осуществляться, например, по профессии, относящейся к неквалифицированному труду. В таких случаях, как правило, не требуется присвоение работнику квалификации, поскольку квалификационный разряд рабочим отдельных профессий, тарифицируемых в диапазоне 1–2-го разрядов (например, дворникам, уборщикам территории и др.) и не требующих профессиональной подготовки, может быть присвоен в порядке, установленном нанимателем, если иное не предусмотрено локальными нормативными правовыми актами (п. 24 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34).
При временном переводе работника на другую работу в связи с простоем оплата труда производится по выполняемой работе. При этом следует учитывать, что при временном переводе на нижеоплачиваемую работу за работниками, выполняющими нормы выработки или переведенными на повременно оплачиваемую работу, сохраняется средний заработок по прежней работе, а работникам, не выполняющим нормы выработки, производится оплата труда по выполняемой работе, но не ниже их тарифной ставки (часть третья ст. 34 ТК).
В случае если у нанимателя отсутствует работа, которую могут выполнять работники, находящиеся в простое, то следует руководствоваться ст. 71 ТК: при простое работнику выплачивается заработная плата в размере не ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада). При этом наниматель самостоятельно принимает решение о том, должен ли работник находиться на рабочем месте во время простоя либо нет.