Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Временное исполнение обязанностей директора: приказ или доверенность?

Ситуации, когда в организации отсутствует директор по тем или иным причинам, встречаются нередко. Однако даже временное отсутствие руководителя может негативно отразиться на деятельности организации.
Автор настоящей статьи проанализировал вопрос о том, как правильно оформить полномочия лица, которое будет временно исполнять обязанности директора, с точки зрения трудового права и корпоративных отношений.

 

Необходимость назначить исполняющего обязанности директора в период его отсутствия возникает достаточно часто. Причины отсутствия могут быть разные: отпуск, командировка, болезнь и т.д. Бывает и так, что новость об отсутствии руководителя организации в течение дня узнают по факту.

Как не рекомендуется поступать

Первое, чего не следует делать, это указывать в уставных документах положение о назначении исполняющего обязанности исполнительного органа, т.е. директора.  На практике имели место случаи, когда в уставные документы участники общества вносили положение о назначении лица, исполняющего обязанности директора на период его отсутствия. Эти действия неверны. Рассмотрим почему.

Согласно законодательству РБ единоличный исполнительный орган любого юридического лица не может существовать «в 2 лицах». А отсутствие директора на работе по какой-то причине, например, болезни, не означает, что с ним прекращены трудовые и корпоративные отношения. Именно за отсутствующим директором сохраняются права и обязанности единоличного исполнительного органа, предусмотренные как законодательством так, и уставом юридического лица. Но есть одно «но».

В соответствии с судебной практикой временно исполняющий обязанности является тем же исполнительным органом общества, что и директор, обладает тем же объемом прав и обязанностей и должен избираться в таком же порядке, т.е. через созыв и проведение общего собрания участников. А это значит, что действующий директор должен быть освобожден от исполнения своей функции, что недопустимо с точки зрения трудового законодательства.

Нарушение же процедуры назначения временно исполняющего обязанности, предусмотренной законодательством и уставом общества, служит основанием для признания такого назначения недействительным.

Если исполняющий обязанности руководителя в нарушение требования законодательства назначен непосредственно самим директором (приказом, распоряжением) без выдачи ему доверенности, то это лицо будет действовать с превышением полномочий. Сделка, заключенная данным лицом, может быть признана решением суда недействительной. Поэтому такой выход из ситуации не является законным.

Нужно ли издавать приказ о назначении временно исполняющего обязанности директора?

По данному поводу мнения специалистов разделились. Одни считают такие действия правомерными и возможными и наделяют при этом временно исполняющего обязанности правом действовать от имени юридического лица без доверенности. Другие считают, что директор не имеет права наделять иное лицо своими полномочиями, поскольку такой приказ выходит за рамки компетенции исполнительного органа. Это право дано только собственнику юридического лица либо его высшему органу управления.

В указанном вопросе видно противоречие между нормами трудового и корпоративного права. Если исходить из норм Трудового кодекса РБ заместители директора являются уполномоченными должностными лицами нанимателя, которые реализуют различные функции нанимателя в трудовых отношениях (оформление документов, издание распоряжений, контроль за их исполнением, проверка правильности действий подчиненных и т.п.).

Полномочия указанных лиц на принятие тех или иных решений определяются на основании соответствующих документов  (уставов, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций, доверенностей, письменных распоряжений вышестоящих руководителей, приказов и т.п.).

На заместителя руководителя возложены должностные обязанности соответствующего руководителя в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).

В связи с тем что замещение руководителя входит в служебные обязанности заместителя директора, ему не производятся доплаты за исполнение обязанностей директора во время его отсутствия.

Как правильно оформить полномочия временно исполняющего обязанности?

Самой простой формой передачи отдельных полномочий является оформление доверенности. В доверенности необходимо четко указать круг полномочий для делегирования. Временно исполняющий обязанности сможет действовать только в рамках указанных полномочий.

Если вдруг возникнет ситуация, когда полномочий будет недостаточно, можно прибегнуть к ст. 184 Гражданского кодекса РБ: «прямое последующее одобрение сделки уполномоченным лицом юридического лица создает, изменяет или прекращает для нее права и обязанности по сделке с момента ее совершения». То есть впоследствии директор должен будет одобрить (либо не одобрить) сделку, признав ее совершенной.

Отметим, что дополнительно к доверенности издание приказа с указанием лица, на которое возлагается исполнение той или иной обязанности директора на время его отсутствия, также будет не лишним.

Обратите внимание, когда временно исполняющий обязанности назначен и ему необходимо подписывать документы, не происходит изменения должности лица, на которое возложено исполнение обязанностей руководителя организации. Следовательно, подписывать документы такой работник будет с указанием своей должности.

После проставления подписи на документе следует указать, что действует этот работник на основании доверенности и приказа, потому что назначается временно исполняющий обязанности приказом директора, а действовать будет в силу доверенности, выданной руководителем предприятия.

Доверенность необходима для подтверждения полномочия лица на совершение сделок, проведение переговоров, подписание исковых заявлений и иных действий. Приказ необходим для взаимоотношений внутри организации (например, для принятия решений по спорным вопросам, входящим в компетенцию директора, для определения в бухгалтерии необходимых доплат и т.д.).

Когда директор отсутствует длительное время

Несколько иная ситуация возникает в случае, когда директор в принципе не может исполнять свои обязанности: пропал без вести, тяжелое продолжительное заболевание и т.д.

В этом случае в хозяйственных обществах может избираться или назначаться лицо, которое будет исполнять обязанности руководителя организации определенное время, например, на 2 месяца. Порядок его назначения или избрания должен соответствовать законодательству и уставным документам.

С таким лицом заключается срочный трудовой договор с указанием срока его действия.

Что же касается унитарных предприятий, то в период отсутствия исполнительного органа непосредственно учредитель имеет право выполнять функции директора. Для этого необходимо вынести решение со следующей формулировкой: «Выполнение функций директора в соответствии с подп. 6.2 и 6.3 п. 6 Устава Унитарного Предприятия и ст. 252 Трудового кодекса Республики Беларусь до назначения директора принимает на себя учредитель с 01.04.2013».

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.