Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Временное совмещение должности

В организации работает 4 человека: директор, заместитель директора, главный бухгалтер и продавец. Главный бухгалтер уходит на больничный по беременности и родам, а затем в отпуск по уходу за ребенком. После оформления отпуска по уходу за ребенком она продолжит работать в организации на 0,25 ставки. Соответственно пособие ей сохранится в размере 100 %. Но кто-то должен заменить ее на время отпуска по беременности и родам (126 дней).

Можно ли оформить заместителю директора временное совмещение должностей на период отпуска по беременности и родам?

 

В данной ситуации может быть 2 варианта оформления выполнения обязанностей отсутствующего работника: установление доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 ТК) без освобождения от обязанностей по контракту либо временное заместительство (ст. 68 ТК) с освобождением от основных обязанностей. Вместе с тем при любом варианте оформления исполнения обязанностей главного бухгалтера требуется, чтобы у работника, который будет выполнять эти обязанности, имелось соответствующее образование, которое предъявляется к занятию должности «главный бухгалтер».

Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (часть первая ст. 67 ТК).

На основании приведенной нормы совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника допускаются у одного и того же нанимателя в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены).

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей работы происходит при замене работника, отсутствующего в связи с отпуском, болезнью и в других случаях, когда за ним сохраняется место работы.

В случае освобождения работника от своей основной работы и поручении ему работы другого временно отсутствующего работника такой перевод осуществляется в соответствии со ст. 33 ТК (временный перевод в связи с производственной необходимостью). При этом оплата труда производится в соответствии со ст. 68 ТК (временное заместительство).

При поручении работнику работ по другой профессии (должности) либо выполнении обязанностей временно отсутствующего работника наниматель должен учитывать специфику вида деятельности, характер выполняемых работником обязанностей, другие факторы, а также наличие документа об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающего право на выполнение соответствующей работы. Кроме того, поручение работнику дополнительного объема работы не должно препятствовать выполнению им обязанностей по основной работе, а также влиять на качество их выполнения.

Поручение работнику выполнения обязанностей временно отсутствующего работника и установление соответствующей доплаты наниматель должен оформить приказом (распоряжением).

ЭТО ВАЖНО! Установление доплаты не влечет внесения изменений в трудовой договор (контракт) с работником. В связи с этим дополнительное соглашение не заключается. В издаваемом нанимателем приказе (распоряжении) может быть оговорен срок (если он известен) установления доплаты, а также указана только дата начала ее установления без оговорки конкретного срока.

ЭТО ВАЖНО! Поручение выполнения обязанностей временно отсутствующего работника не отнесено законодателем к существенным условиям труда. Следовательно, оно возможно только по соглашению сторон. Доплата за установленное выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может быть отменена в одностороннем порядке по инициативе как нанимателя, так и работника.

При временном заместительстве замещающему работнику в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, оплата производится в порядке и размере, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (ст. 68 ТК).

Условия и порядок оплаты труда при временном заместительстве в иных организациях устанавливаются нанимателем и предусматриваются в коллективных договорах, соглашениях.

Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (п. 3 части второй ст. 19 ТК).

ЭТО ВАЖНО! Квалификационные справочники не содержат такого наименования должности, как «исполняющий обязанности» или «временно исполняющий обязанности». Следовательно, при возложении исполнения обязанностей на другого работника либо назначении работника исполняющим обязанности по другой должности наименование его должности будет оставаться прежним.

Например, при подписании документов заместителем директора, на которого возложено исполнение обязанностей главного бухгалтера, следует указывать должность «заместитель директора». Правомочность подписания соответствующих документов заместителем директора будет подтверждаться приказом о возложении на него обязанностей главного бухгалтера.

Одновременно следует отметить, что квалификационные требования к занятию должности главного бухгалтера установлены Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон).

На должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Нацбанка) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

– наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;

– отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

На должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков, страховых организаций) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

– наличие сертификата профессионального бухгалтера;

– отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (ст. 8 Закона).

Таким образом, при применении ст. 67 и 68 ТК наниматель должен ориентироваться на имеющееся у заместителя директора образование.

 

Мария Ковалевич, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.