Как нанимателю утвердить понятие «обходной лист»? Как поступать, если работник не подписал (подписал и не сдал обходной лист и т.д.)? Какие структурные подразделения должны это контролировать и нести ответственность?
В ТК отсутствует такое понятие, как обходной лист. На практике форму, порядок, а также сроки заполнения обходного листа определяет наниматель в локальных нормативных правовых актах (далее – ЛНПА) организации.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Как правило, обходной лист позволяет систематизировать в одном документе определенные сведения в отношении наличия (отсутствия) каких-либо задолженностей со стороны работника, возврата (невозврата) им материальных ценностей, документов и т.д.
По сложившейся практике обходной лист оформляют при увольнении работников. Поскольку применение обходного листа не урегулировано законодательством, то наниматель вправе самостоятельно определять возможность и порядок его использования.
В связи с этим в организации может быть утверждена форма обходного листа, а процедура его оформления при увольнении закреплена в ЛНПА, например в правилах внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР). В таком случае на работника будет возложена обязанность по выполнению этой нормы ПВТР.
Справочно:
Примерная форма контракта нанимателя с работником утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180.
Справочно:
примерная форма трудового договора утверждена постановлением Минтруда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155
Такое требование закреплено в п. 11 части первой ст. 53 ТК, подп. 3.2 и 3.12 примерной формы трудового договора и подп. 8.2 и 8.11 Примерной формы контракта.
Невыполнение указанных обязанностей может повлечь для работника применение меры дисциплинарного взыскания.
При этом недопустимы со стороны нанимателя действия по задержке выплаты окончательного расчета и выдачи трудовой книжки в случае непредставления обходного листа работником при увольнении.
Мария Ковалевич, юрист