Работники кадровых служб в ряде случаев взаимодействуют с отдельными органами государственного управления.
В данном материале вы ознакомитесь с особенностями такого взаимодействия со службами занятости.
Взаимодействие государственной службы занятости и нанимателей строится на основе Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон).
Данным Законом нанимателям предоставлено право:
– принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;
– получать от органов государственной службы занятости населения бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
– обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) суд в порядке, установленном законодательством.
При этом круг обязанностей нанимателей определен ст. 22 Закона и достаточно широк.
Рассмотрим те из обязанностей, реализация которых на практике вызывает вопросы и сложности в работе кадровых служб.
Обязанность информировать о массовых высвобождениях работников
Наниматели обязаны своевременно представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз (абз. 3 части первой ст. 21 Закона):
– не позднее чем за 3 месяца письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством;
– не менее чем за 2 месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников.
Справочно: критерии массового высвобождения определены постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.04.2009 № 47 «О критериях массового высвобождения работников». Массовым высвобождением работников в организации считаются случаи:
– ликвидации организации со списочной численностью работников 25 человек и более;
– если количество высвобождаемых работников при сокращении численности или штата работников определено следующими параметрами (см. таблицу):
– ликвидации организации со списочной численностью работников 25 человек и более;
– если количество высвобождаемых работников при сокращении численности или штата работников определено следующими параметрами (см. таблицу):
Списочная численность работников организации в среднем за последний отчетный месяц (человек)
|
Удельный вес высвобождаемых работников от списочной численности организации (процентов) |
Календарный период, в течение которого осуществляется высвобождение работников (месяцев)
|
До 1 000
|
20 (но не менее 25 человек)
|
1
|
От 1 001 до 2 000
|
15
|
1
|
От 2 001 до 5 000
|
10
|
1
|
От 5 001 до 10 000
|
10
|
2
|
Свыше 10 000
|
5
|
2
|
Образец уведомления о массовом высвобождении работников смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
ЭТО ВАЖНО! За неуведомление, несвоевременное или не в полном объеме уведомление органов по труду, занятости и социальной защите нанимателем или его уполномоченным должностным лицом о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников установлена административная ответственность – штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 100 БВ (ч. 3 ст. 9.15 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
От редакции:
Напоминаем, что с 1 апреля размер базовой величины будет составлять 100 тыс. руб. Более подробно о последствиях увеличения базовой величины для нанимателей и кадровой службы читайте в статье С. Большакова «Увеличивается базовая величина. На что стоит обратить внимание кадровику?» в журнале «Я – специалист по кадрам», 2012, № 3, с. 7.
Напоминаем, что с 1 апреля размер базовой величины будет составлять 100 тыс. руб. Более подробно о последствиях увеличения базовой величины для нанимателей и кадровой службы читайте в статье С. Большакова «Увеличивается базовая величина. На что стоит обратить внимание кадровику?» в журнале «Я – специалист по кадрам», 2012, № 3, с. 7.
После получения службой занятости сведений о предстоящем высвобождении может быть разработан план совместных (службы занятости и нанимателя) мероприятий по оказанию содействия в трудоустройстве работников, подлежащих высвобождению, которым может быть предусмотрено:
– проведение консультаций для высвобождаемых работников по вопросам осуществления трудовых прав и социальных гарантий, предусмотренных законодательством РБ, коллективными договорами и соглашениями;
– предоставление руководителям кадровых служб предприятий информации из банка данных о наличии вакантных рабочих мест на других предприятиях, испытывающих потребность в работниках;
– открытие консультационного пункта службы занятости на предприятии и пр.
Обязанность уведомлять о свободных рабочих местах (вакансиях)
Помните об обязанности письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 2 недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты (абз. 9 части первой ст. 21 Закона).
Законодательством установлены форма сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), а также Инструкция по заполнению сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.11.2006 № 149 «Об утверждении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и инструкций по их заполнению» (далее – постановление № 149).
Образец уведомления о наличии свободных рабочих мест (вакансий) смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24–25 журнала.
Несмотря на кажущуюся громоздкость формы, ее заполнение не представляет каких-либо трудностей. Она может быть заполнена непосредственно в органах по труду, занятости и социальной защите, где, как правило, имеются бланки, отпечатанные типографским способом.
Уведомление может быть представлено в электроном виде
Законодательством предоставлена возможность передавать и получать сведения о вакантных рабочих местах посредством электронной почты при условии, что между органом по труду, занятости и социальной защите и нанимателем имеется соответствующее соглашение.
ЭТО ВАЖНО! Неуведомление, несвоевременное или не в полном объеме уведомление органов по труду, занятости и социальной защите нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о наличии свободных рабочих мест (вакансий) установлена административная ответственность – штраф в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 100 БВ (ч. 3 ст. 9.15 КоАП).
Законодательством запрещено указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях).
Перечень дискриминационных условий определен в абз. 2 части второй ст. 10 Закона.
При этом не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:
1) основанные на свойственных данной работе требованиях;
2) обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).
Прием на работу по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите
Форма направления на работу разработана и утверждена постановлением № 149 (см. приложение 7). На руки безработному выдается направление на работу (распечатанное на принтере), в котором должны быть указаны наименование и месторасположение нанимателя, а также наименование вакансии (вакантная единица), для занятия которой направляется безработный.
При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, необходимо в 5-дневный срок вернуть в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу. Прием на работу граждан по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите осуществляется по общим правилам заключения трудовых договоров, установленных Трудовым кодексом РБ.
Обращаем внимание: если вы намерены отказать в приеме на работу гражданину, направленному органом по труду, занятости и социальной защите, то необходимо в направлении органа по труду, занятости и социальной защите сделать отметку о дне явки гражданина, указать причину отказа в приеме на работу и возвратить ему направление.
Образец направления на работу смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.
Прием на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони
Законодательством определен перечень категорий граждан, которым обеспечиваются дополнительные гарантии занятости (ст. 11 Закона):
– дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов;
– инвалиды;
– освобожденные из мест лишения свободы;
– впервые ищущие работу в возрасте до 21 года;
– лица предпенсионного возраста (за 2 года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях) и др.
Данный перечень категорий граждан, которым обеспечиваются дополнительные гарантии занятости, не является исчерпывающим и может быть расширен иными законами и актами Президента.
Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения указанным категориям граждан обеспечиваются в т.ч. путем установления брони для приема на работу.
Порядок установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, определен одноименным Положением, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.11.2006 № 1595.
Для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают нанимателям независимо от форм собственности броню для приема на работу таких граждан на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии).
Броня устанавливается на основании:
– оценки состояния и прогноза развития занятости населения региона, банка данных безработных из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
Органы по труду, занятости и социальной защите на основе поступившей от нанимателей информации о количестве граждан (с указанием их категорий), прием на работу которых гарантируется в очередном календарном году на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии) и о возможности создания рабочих мест для их трудоустройства (в т.ч. специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью), готовят проекты решений местных исполнительных и распорядительных органов об установлении брони.
В решениях местных исполнительных и распорядительных органов указываются:
– наниматели;
– категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и количество граждан, подлежащих трудоустройству на свободные рабочие места (вакансии);
– минимальное количество создаваемых рабочих мест.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства в счет брони, вы должны в направлении сделать отметку о дне явки гражданина, указать причину отказа ему в приеме на работу и возвратить направление гражданину.
ЭТО ВАЖНО! За необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установлена административная ответственность – штраф в размере от 20 до 50 БВ (ч. 1 ст. 9.16 КоАП).