Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Является ли рабочим местом транспортное средство во время отдыха в рейсе?

Законодательство Республики Беларусь запрещает работникам появляться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические вещества в рабочее время или по месту работы.

Употребление водителем спиртных напитков в командировке (рейсе) несет крайне негативные последствия для организации-нанимателя, особенно для нанимателей, занимающихся автомобильными перевозками грузов третьих лиц (профессиональные перевозчики). Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения может нанести ущерб жизни и здоровью людей. Это повлечет для нанимателя, как владельца источника повышенной опасности, обязанность по возмещению вреда жизни и здоровью пострадавшего, а также имуществу юридических лиц. Кроме того, в некоторых случаях может последовать и конфискация транспортного средства (в случае повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения согласно ст. 18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).

Поэтому транспортные компании стараются быстро расстаться с водителями, допускающими употребление спиртных напитков во время нахождения в командировке (рейсе), даже если водитель не допустил непосредственного управления транспортным средством в состоянии опьянения. Казалось бы, если установлен факт нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения или употребления спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, то наниматель вправе уволить работника по п. 7 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК). Трудности возникают при установлении факта употребления спиртного водителями в рейсе.

 

Пример

Находясь в рейсе, водитель автомобиля совершил ДТП (столкнулся со шлагбаумом на автозаправочной станции (АЗС)). Он не вызвал ГАИ, не сообщил о произошедшем нанимателю (данные обязанности предусмотрены подп. 32.2 ПДД Республики Беларусь, рабочей инструкцией водителя автомобиля, контрактом). Вместо этого водитель выпил пиво и в состоянии алкогольного опьянения лег спать в кабину автомобиля. Прибывшие на место ДТП сотрудники ГАИ, которых вызвали работники АЗС, составили 2 протокола об административных правонарушениях: по факту совершения ДТП и по факту употребления алкоголя после совершения ДТП до момента прибытия сотрудников ГАИ и оформления ими всех соответствующих административно-процессуальных действий. Наниматель после данного инцидента провел служебное расследование, взял объяснения с водителя и принял решение уволить последнего по п. 7 ст. 42 ТК. Наниматель прежде всего руководствовался положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»: в целях дальнейшего укрепления общественной безопасности и дисциплины, создания дополнительных условий для безопасной жизнедеятельности населения руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности необходимо обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы.

Также водителя привлекли к административной ответственности по п. 3 ст. 18.16 КоАП и назначили административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами.

Работник не согласился с увольнением и предъявил к нанимателю иск. В исковом заявлении он требовал изменить дату и формулировку увольнения на предусмотренную ст. 41 ТК и выплатить ему средний заработок за время вынужденного прогула на дату вынесения решения суда.

Законность увольнения рассмотрел суд

Истец был не согласен с увольнением по п. 7 ст. 42 ТК по 2 основаниям: по его мнению, пиво он употребил в нерабочее время и спальное место кабины автомобиля не является его рабочим местом. В судебном заседании представитель водителя основывался на нормах Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки[*] (далее – ЕСТР, Соглашение). В соответствии с ним в периоды, предоставляемые водителю во время рейса (командировки) исключительно для сна и восстановления сил, он имеет полное право употреблять спиртные напитки и наркотические и токсические вещества. Иначе наниматель нарушает конституционное право работника на отдых. Представитель истца полагал, что за употребление спиртных напитков водитель уже понес административную ответственность, что, по его мнению, должно было исключить дисциплинарную ответственность в виде увольнения. Адвокат также утверждал, что спальное место кабины автомобиля не является рабочим местом водителя, так как предусмотрено для отдыха.

Наниматель не согласился с позицией истца по следующим основаниям. В соответствии со ст. 110 ТК рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. Совершив ДТП, водитель был обязан совершить действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, а именно пп. 31 и 32 ПДД Республики Беларусь (вызвать сотрудников ГАИ, принять меры к сохранению места ДТП, не употреблять спиртные напитки и т.д.), соблюдать аналогичные требования контракта и рабочей инструкции, т.е. был обязан исполнять возложенные на него трудовые обязанности до момента окончания оформления ДТП.  

Положения ЕСТР никоим образом не влияют на указанные выше обязанности водителя, так как в соответствии со ст. 9 «Изъятия» ЕСТР, для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений Соглашения в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в транспортном средстве лиц, транспортного средства или находящегося на нем груза.

Кроме того, согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденным нанимателем, с которыми водитель был ознакомлен под роспись, выходные дни водителям предоставляются после окончания рейса (командировки). В исключительных случаях с разрешения нанимателя выходные дни могут предоставляться водителю во время рейса. Ответчик разрешения на использование выходных дней истцу не давал. Соответственно водитель и в момент совершения ДТП, и в момент распития спиртных напитков находился в командировке и должен был совершать действия в интересах нанимателя, т.е. работать (исполнять требования ПДД, контракта и рабочей инструкции), на своем рабочем месте – транспортном средстве, что однозначно доказывает обоснованность его увольнения по п. 7 ст. 42 ТК.

Мнение водителя, что транспортное средство во время отдыха в период нахождения работника в рейсе (командировке) не является его рабочим местом, неверно. В период нахождения водителя в рейсе (командировке) его рабочим местом, где непосредственно исполняются трудовые обязанности водителя, является транспортное средство. Наличие спального места в кабине транспортного средства предусмотрено для отдыха водителя, а не для распития алкогольных напитков, нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения во время нахождения его в рейсе (командировке). Факт того, что водитель находился в кабине транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, подтвержден объяснительной запиской водителя и протоколом об административном правонарушении.

Таким образом, водитель в момент нахождения в рейсе (командировке) при непосредственном исполнении своих трудовых обязанностей:

1) совершил ДТП, не уведомив об этом компетентные органы (ГАИ) и нанимателя и не дождавшись от последнего дальнейших инструкций, и тем самым нарушил положения ПДД и рабочей инструкции;

2) не дождавшись прибытия сотрудников ГАИ, в рабочее время употребил пиво и находился в состоянии алкогольного опьянения на своем рабочем месте – в транспортном средстве, и тем самым нарушил:

– положения контракта, заключенного с истцом, в соответствии с которым работник обязуется при осуществлении принятия, перевозки, сдачи груза (данный срок определяется с момента передачи автопоезда от нанимателя к работнику до момента сдачи его после выполнения конкретной работы (перевозки)) не употреблять средства алкогольного, наркологического, токсического воздействия, сильнодействующие препараты, а равно не отвлекаться на решение не связанных с перевозкой проблем;

– положения рабочей инструкции, в соответствии с которой водитель обязан вести себя должным образом, не совершать административных и уголовных преступлений. Во время рейса (командировки) водителю запрещается употреблять алкогольные, наркотические, психотропные, сильнодействующие вещества;

– пп. 31 и 32  ПДД Республики Беларусь, в соответствии с которым участнику дорожного движения, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Решение суда

Суд первой инстанции, выслушав доводы сторон и представленные доказательства, вынес решение об отказе в иске в полном объеме. Суд посчитал, что такая мера дисциплинарной ответственности, как увольнение, в данном случае полностью обоснована ввиду того, что осуществление трудовой деятельности работника связано с источником повышенной опасности и нахождение работника в грузовом транспорте в состоянии алкогольного опьянения может повлечь тяжкие последствия как для граждан, так и для юридических лиц.

Правильность выводов суда первой инстанции подтвердил Минский городской суд, отклонив кассационную жалобу истца.

Важные выводы

Находясь в командировке, водитель, действуя по поручению нанимателя, совершая действия в его интересах на протяжении всего периода командировки, не вправе употреблять спиртные напитки при нахождении в транспортном средстве даже в периоды отдыха, которые предоставляются водителю исключительно для восстановления сил.

 

Екатерина Кульба, юрист

 

[*] Заключено в г. Женеве 01.07.1970. Республика Беларусь присоединилась к Соглашению (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1992 № 721).

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.