Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

За что Департамент государственной инспекции труда может оштрафовать кадровика?

Профессия кадровика предполагает знание законо­дательства о труде, в т.ч. и всех его последних изменений, а также правильного оформления документов и их обработки. Вероятность допустить ошибку при такой нагрузке достаточно велика, а за каждую выявленную в ходе проверки государственным контролирующим (надзорным) органом ошибку будет отвечать виновное должностное лицо нанимателя, на которое возложены эти обязанности. Какие типичные ошибки допускают кадровики и за что они могут быть оштрафованы? Разобраться с этими и другими вопросами помогла Ольга Васильевна Сбитнева, заместитель начальника отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.

 

Какие основные функции и задачи возложены на Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – Департамент)?

Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляет Департамент, полномочия которого определены Положением № 959.

Основными задачами Департамента являются:

надзор за соблюдением законодательства о труде;

– выявление и пресечение нарушений законодательства о труде;

– координация деятельности органов государственного надзора и контроля, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, органов общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, в т.ч. по обеспечению своевременности произведения всех выплат, причитающихся работникам от нанимателей.

Одна из функций Департамента – проведение проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде и привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законо­дательства о труде.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 ТК).

 

Справочно:

граждане вправе осуществлять защиту гражданских прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту гражданских прав с соблюдением пределов, определенных в соответствии с гражданско-правовыми нормами (принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты) (ст. 2 ГК).

 

 

За какие действия или бездействие могут привлечь к административной ответственности?

Основанием возникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о труде является совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.

При осуществлении Департаментом надзорной деятельности подлежат изучению вопросы приема, перемещения, перевода, изменения существенных условий труда, предоставления трудовых отпусков, удержаний, порядка применения дисциплинарных взысканий, увольнения, получения, хранения и выдачи трудовой книжки.

Нарушения законодательства о труде при заключении, продлении трудовых договоров (контрактов) с работниками, изменении существенных условий труда, предоставлении трудовых отпусков, применении дисциплинарных взысканий, получении, хранении и выдаче трудовой книжки выявляются практически в каждой проверке.

Причиной таких нарушений зачастую являются действия конкретных работников, приведшие к указанным нарушениям.

 

С какого момента административное правонарушение считается оконченным?

Порядок административного процесса, права и обязанности его участников определены ПИКоАП.

Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния (ст. 2.2 КоАП). Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий.

 

В течение какого времени может быть применено административное взыскание?

Сроки наложения административного взыскания определены ст. 7.6 КоАП.

 

В каких случаях могут быть оштрафованы работники кад­ровой службы?

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1

У работника А. истекал срок действия контракта. Наниматель принял решение о прекращении трудовых отношений с А. по истечении срока действия контракта. Однако, несмотря на возложенную на начальника отдела кадров обязанность предупредить работника о прекращении трудовых отношений, А. не был предупрежден не позднее чем за 1 месяц о расторжении с ним контракта.

 

Нарушение законодательства

Нарушена часть третья п. 1-1 Указа № 180: каждая из сторон контракта письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения не позднее чем за 1 месяц до истечения срока действия контракта или в более продолжительный срок, если он предусмотрен контрактом, коллективным договором и иными локальными нормативными правовыми актами.

Штрафные санкции

За иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 КоАП и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику, на физических лиц налагается штраф в размере от 2 до 20 базовых величин (ч. 4 ст. 9.19 КоАП).

 

Справочно:

не подлежат доказыванию факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по гражданскому делу (ч. 3 ст. 6.2 ПИКоАП).

 

Пример 2

Трудовые договоры содержат условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством. Так, в трудовых договорах, заключенных с инженером-программистом Л. и инженером-экологом Ш., предусмотрена периодичность выплаты заработной платы 1 раз в месяц (25-го числа месяца, следующего за отчетным).

 

Нарушение законодательства

Нарушены:

часть третья ст. 19 ТК;

ст. 73 ТК (периодичность выплаты заработной платы не реже 2 раз в месяц).

Штрафные санкции

В связи с наличием повода к началу административного процесса привлечены к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа главный бухгалтер – по ч. 1 ст. 9.19 КоАП (за нарушение периодичности выплаты заработной платы), специалист по кадрам – по ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Пример 3

Приказы нанимателя о приеме на работу не объявлялись работникам под роспись. Так, облицовщик деталей мебели 2-го разряда С. не ознакомлен под роспись с приказом нанимателя от 05.11.2019 № 112-к.

 

Нарушение законодательства

Нарушены:

часть четвертая ст. 25 ТК;

п. 5 части первой ст. 54 ТК.

Штрафные санкции

Специалист по кадрам привлечен к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Пример 4

Работник не был предупрежден об изменении существенных условий труда при переводе на контрактную форму найма письменно в установленный срок. Кроме того, изменение существенных условий труда работника не было обосновано производственными, организационными или экономическими причинами.

Так, С., работавшая временно по срочному трудовому договору от 05.01.2018, была переведена 11.03.2018 на контрактную форму найма (контракт от 11.03.2018) без предупреждения об изменении существенных условий труда письменно в установленный срок.

 

Нарушение законодательства

Нарушены:

ст. 10 ТК;

часть третья ст. 32 ТК;

п. 1 Декрета № 29;

часть первая ст. 32 ТК;

подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5.

 

Штрафные санкции

Специалист по кадрам привлечен к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Пример 5

По истечении максимального срока действия контракта (5 лет), заключенного с А., не был заключен новый контракт на срок не менее 1 года. При этом прежний контракт был продлен на срок более 5 лет.

 

Нарушение законодательства

Нарушены:

п. 2 части первой ст. 17 ТК;

часть вторая п. 1-1 Указа № 180;

часть четвертая п. 12 Положения № 1476.

Пример 6

Контракт, заключенный с М. (дата рождения – 23.12.1958), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой, исполнительской и производственно-технологической дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет (дата наступления пенсионного возраста – 23.12.2020), продлевался менее чем до достижения указанного возраста с 06.01.2019 по 05.01.2020.

 

Нарушение законодательства

Нарушены:

абз. 3 части первой п. 2 Указа № 180;

– абз. 3 части второй п. 55 Положения № 1476.

Штрафные санкции

Специалист по кадрам привлечен к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Пример 7

Работнику, признанному инвалидом, не установлен основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Так, условием контракта, заключенного с К., являющимся инвалидом, установлен основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня.

 

Нарушение законодательства

Нарушен п. 2 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней».

Штрафные санкции

Специалист по кадрам привлечен к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Пример 8

До увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам не проведена проверка допущенных им нарушений, результаты которой должны быть оформлены актом (служебной запиской). Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов не объявляется работнику под роспись в 5-дневный срок.

 

Нарушение законодательства

Нарушены:

ст. 10 ТК;

часть пятая ст. 199 ТК;

п. 7 Декрета № 5.

Штрафные санкции

Специалист по кадрам привлечен к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Пример 9

Приказом нанимателя З. уволен 29.05.2019. При увольнении ему была начислена компенсация за неиспользованный трудовой отпуск за 2 календарных дня, а не за 4.

Таким образом, денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск при увольнении работника выплачена не в полном размере в связи с неверным исчислением количества дней неиспользованного трудового отпуска, подлежащего компенсации.

По причине неверного исчисления количества календарных дней отпуска, подлежащих компенсации, был причинен материальный вред работнику.

 

Штрафные санкции

Инспектор по кадрам привлечен к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Пример 10

При приеме трудовой книжки от работника в октябре 2019 г. ему не выдавалась расписка о получении трудовой книжки.

 

Нарушение законодательства

Нарушена часть четвертая п. 79 Инструкции № 40.

 

Штрафные санкции

Специалист по кадрам привлечен к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Пример 11

В день увольнения 19.03.2019 кадровик не направил работнику заказное письмо (с уведомлением о вручении) о необходимости явиться за получением трудовой книжки. Работнику тем самым причинен материальный вред.

Таким образом, в действиях кадровика усматривается состав административного правонарушения.

 

Нарушение законодательства

Нарушен п. 74 Инструкции № 40.

Штрафные санкции

Инспектор по кадрам привлечен к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

 

Документы:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 (Положение № 959).

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (Указ № 180).

Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (Декрет № 5).

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (Декрет № 29).

Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 № 1476 (Положение № 1476).

Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (Инструкция № 40).

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.