Административно наказуемые деяния в трудовой сфере
При большом количестве административно наказуемых деяний юридических лиц и их должностных лиц большинство из них относятся к нарушениям в сфере хозяйственной деятельности.
Что же касается правонарушений в сфере трудовых правоотношений, то административно наказуемых составов в данной области законодатель предусмотрел сравнительно немного.
В КоАП нет отдельной главы, в которой были бы собраны статьи, предусматривающие ответственность юридического лица и его должностных лиц за нарушения законодательства о труде. Они содержатся в различных главах КоАП, предусматривающих меры ответственности за административные правонарушения против чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (гл. 9), против здоровья населения (гл. 16), против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (гл. 20) и др.
К правонарушениям непосредственно в сфере труда можно отнести деяния, влекущие административную ответственность, установленную за:
отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП);
нарушение законодательства о пенсионном обеспечении (ст. 9.14 КоАП);
нарушение законодательства о занятости населения (ст. 9.15 КоАП);
отказ в приеме на работу (ст. 9.16 КоАП);
нарушение правил по охране труда (ст. 9.17 КоАП);
нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (ст. 9.18 КоАП);
нарушение законодательства о труде (ст. 9.19 КоАП );
сокрытие страхового случая (ст. 9.20 КоАП);
нарушение порядка и условий трудоустройства граждан за границей (ст. 9.23 КоАП);
нарушение требования заключения гражданско-правовых договоров (ст. 9.25 КоАП);
нарушение законодательства об административных процедурах (ст. 9.26 КоАП).
Применительно к рассматриваемым проблемам административная ответственность нанимателя и его должностных лиц также установлена за нарушение правил и норм радиационной безопасности (ст. 16.6 КоАП), нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8 КоАП), непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах (ст. 21.10 КоАП), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 23.56 КоАП), прием на работу без документов (ст. 23.15 КоАП), нарушение требований по безопасному ведению работ (ст. 23.61 КоАП) и др.
А теперь рассмотрим несколько случаев наступления указанной выше административной ответственности.
Привлечение к ответственности нанимателей за неисполнение обязанностей в области обеспечения занятости населения
Наниматели в соответствии со ст. 21 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее - Закон) обязаны:
содействовать проведению государственной политики в области обеспечения занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной
подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
своевременно (не позднее чем за 3 месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки их осуществления), производимых в порядке, установленном законодательством;
не менее чем за 2 месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;
принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со ст. 11 Закона;
принимать на работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, согласно договорам (заявкам) на обучение, заключенным между указанными учреждениями образования и нанимателями;
создавать рабочие места (в т.ч. специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в ст. 11 Закона;
создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;
письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 2 недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);
предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;
осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей, и т.д.;
перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.
Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.
Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения установлена ст. 9.15, 9.16 КоАП.
Протоколы об указанных административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов государственной службы занятости населения (п. 55 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП).
За неисполнение нанимателями обязанностей установлена административная ответственность должностных и юридических лиц
Дела об административных правонарушениях за нарушение законодательства о занятости населения и отказе в приеме на работу рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.
Статья 9.15 КоАП (нарушение законодательства о занятости населения) состоит из 3 частей:
часть первая предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ), а юридическому лицу - до 100 БВ за невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством;
часть вторая определяет административную ответственность в виде штрафа в размере от 30 до 50 БВ, а юридическому лицу - до 100 БВ за невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;
часть третья устанавливает административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а юридическому лицу - до 100 БВ за неуведомление органов государственной службы занятости населения, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий).
Пример 1
В результате проверки закрытого акционерного общества «Т» (далее - ЗАО «Т») установлено
неисполнение нормы абзаца девятого части первой ст. 21 Закона, т.е. государственная служба занятости не была уведомлена о наличии вакансий. Составлено 2 административных протокола - на юридическое лицо и должностное лицо (инспектора по кадрам).
Административное дело в отношении ЗАО «Т» было рассмотрено судьей и вынесено судебное постановление, в котором указано, что 12 декабря 2009 г. в ходе проверки ЗАО «Т» было выявлено нарушение, выразившееся в непредоставлении в органы государственной службы занятости сведений о наличии следующих вакансий: 0,5 штатной единицы инженера-конструктора и 0,25 штатной единицы инженера по охране труда.
В судебном заседании представитель ЗАО «Т» вину полностью признал и пояснил суду, что нарушение произошло по недоразумению. Виновность юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.15 КоАП, также подтверждается протоколом об административном правонарушении, протоколом опроса, приказами, актом проверки и другими письменными материалами дела.
Приведенные доказательства получены в соответствии с требованиями закона и из предусмотренных им источников. Оснований для сомнения в их достоверности не имеется.
С учетом изложенного суд постановил наложить штраф на ЗАО «Т» в размере 30 БВ. Инспектор по кадрам ЗАО «Т» за это же административное правонарушение подвергнут штрафу в сумме 30 БВ. Постановления суда в отношении ЗАО «Т» и инспектора по кадрам не обжалованы, не опротестованы и вступили в законную силу.
Необоснованно отказали в приеме на работу? Платите штраф!
Только на должностных лиц нанимателя налагаются штрафы за отказ в приеме на работу (ст. 9.16 КоАП):
- в размере от 20 до 50 БВ - за необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони (ч. 1 ст. 9.16 КоАП);
- в размере от 20 до 50 БВ - за отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессиональнотехнического, среднего специального или высшего образования, в соответствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учреждением образования и нанимателем, а равно иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным (ч. 2 ст. 9.16 КоАП).
Пример 2
Генеральный директор ЗАО «Ф» отказал в приеме на работу лицу, обязанному возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - обязанное лицо), направленному органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства. В результате проверки отказ в приеме на работу обязанного лица признан необоснованным. Составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - генерального директора. Административное дело направлено в суд для привлечения должностного лица к административной ответственности.
В судебном заседании установлено, что генеральный директор ЗАО «Ф» отказал в приеме на работу Ш. - лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным. По Декрету Президента РБ от24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Ш. был направлен службой занятости на свободное рабочее место водителя автомобиля.
ЗАО «Ф» включено в перечень организаций (утвержденный решением Мингориспол- кома и Миноблисполкома), на которые возлагается ответственность по трудоустройству вышеуказанной категории граждан. Сведения о потребности в работниках на вакансию водителя автомобиля нанимателем заявлены в количестве 2 единиц. На момент отказа согласно представленным к проверке документам штат предприятия не был укомплектован 2 штатными единицами водителя автомобиля. Таким образом, отказ генерального директора
ЗАО «Ф» по причине отсутствия вакансии признан необоснованным. В судебном заседании должностное лицо вину признало полностью.
Помимо этого виновность должностного лица подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении, табелем учета рабочего времени, сведениями о наличии свободных рабочих мест, актом проверки соблюдения законодательства о занятости населения.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность, суд отнес чистосердечное раскаяние в совершенном правонарушении.
Усматривая в действиях должностного лица признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.16 КоАП и учитывая характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины в содеянном, имущественное положение, судья счел целесообразным подвергнуть должностное лицо административному взысканию в виде штрафа в размере 20 БВ.
В заключение...
Правильное и своевременное использование прав, предоставленных юридическому лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, и его представителям, создает предпосылки для более эффективной защиты своей хозяйственной деятельности от неправомерных действий и решений должностных лиц, ведущих административный процесс.
Многие из указанных прав предоставляют возможность для ведения активной защиты бизнеса. Хотя бремя доказывания в административном процессе и возлагается на орган, ведущий административный процесс, не пользоваться своими правами едва ли разумно и продуктивно. Особенно если анализ возникшей ситуации указывает на слабости позиции «обвиняющей» стороны, обусловленные неправильным применением ею норм материального права, изложенных в КоАП и иных нормативных правовых актах, или нарушением ею процессуальных норм, закрепленных в ПИКоАП.