Продолжая тему о видах ответственности нанимателя за нарушения законодательства о труде, рассмотрим подробнее административную ответственность юридического лица и его должностных лиц.
Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности - Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), введенными в действие с 1 марта 2007 г. (с изменениями и дополнениями).
Важно знать, что юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП (ст. 4.8 КоАП).
При любой реорганизации юридических лиц (слияние, присоединение, разделение, преобразование) административную ответственность будут нести их правопреемники независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения и государственной регистрации соответствующей реорганизации.
В рассматриваемом случае одновременно возникает и дополнительный субъект - должностное лицо юридического лица, ответственное за осуществление определенных функций. Это означает, что привлечение должностного лица организации к административной ответственности не освобождает от нее юридическое лицо. И наоборот, наложение административного штрафа на юридическое лицо не является основанием для оправдания виновного должностного лица и назначения ему наказания.
Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.
Условия признания физического лица виновным
Должностное лицо нанимателя может быть признано виновным в совершении административного правонарушения лишь в случае его вменяемости.
Отношение лица к совершенному противоправному деянию может быть выражено:
-в форме умысла (если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления либо не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий или относилось к ним безразлично);
-в форме неосторожности (если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).
Условия признания вины юридического лица
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не приняты все меры по их соблюдению.
Таким образом, исключается возможность невиновной ответственности юридических лиц как якобы отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений.
Ответственность юридических лиц - это не только наказание за противоправное деяние. Меры ответственности применяют также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.
Кто и по каким основаниям вправе начать административный процесс?
Административный процесс против субъекта предпринимательской деятельности и (или) его должностного лица может быть начат частными физическими лицами и должностными лицами государственных органов, общественных объединений и иных организаций (пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП). Именно они могут информировать публичную власть о совершении административного правонарушения и обратиться к ней с требованием о привлечении субъекта предпринимательской деятельности и (или) его должностного лица к административной ответственности.
Информацию о совершенном административном правонарушении необходимо представлять, как правило, в виде письменного заявления, адресованного соответствующему государственному органу, уполномоченному начать административный процесс. Такое заявление является поводом к началу административного процесса, подлежит обязательному рассмотрению с принятием по нему соответствующего процессуального решения.
Пример 1
Согласно делу об административном правонарушении с таким заявлением в налоговый орган обратился гражданин Д., уволенный из частного торгового унитарного предприятия (далее - ЧТУП) «Б» по сокращению штатов. Считая свое увольнение необоснованным, работник пожаловался на нанимателя и указал в заявлении, что в организации практиковалась выдача заработной платы «в конверте». Заявление гражданина послужило поводом к началу административного процесса по делу о неуплате сумм подоходного налога ЧТУП «Б» и последующему привлечению этой организации и ее руководства к административной ответственности по ст. 13.6 КоАП (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа).
Признаки административного правонарушения также могут быть выявлены непосредственно судом или органом, ведущим административный процесс.
При наличии одного из приведенных выше поводов к началу административного процесса орган, уполномоченный его начать, проверяет полученную информацию. Если в этой информации содержатся данные, указывающие на признаки какого-либо административного правонарушения, предусмотренного статьями Особенной части КоАП, уполномоченный орган начинает процесс.
Протокол об административном правонарушении - важнейший процессуальный документ
Административный процесс начинается с момента составления протокола об административном правонарушении (ст. 9.5 ПИКоАП).
Правом проведения проверки заявления (сообщения) об административном правонарушении и составлении протокола наделены уполномоченные на это должностные лица более 70 различных государственных органов, организаций или их служб или подразделений, органов местного управления и самоуправления (ст. 3.30 ПИКоАП).
Протокол об административном правонарушении - важнейший процессуальный документ, которым начинается административный процесс. Он также является и единственным документом, в котором в сжатом виде отражается вся информация, необходимая для принятия решения по делу об административном правонарушении.
Вам необходимо знать, что содержание протокола об административном правонарушении регламентировано законом. Так, ст. 10.2 ПИКоАП установлено, что протокол должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; объяснение физического лица, в отношении которого ведется административный процесс; отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, физическим лицом или представителем юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс.
Физическое лицо и представитель юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс, имеют право знакомиться с протоколом об административном правонарушении (ст. 4.1 ПИКоАП), делать замечания и давать объяснения по его содержанию (ст. 10.2 ПИКоАП). Лицо, составившее протокол, обязано внести эти замечания и объяснения в протокол.
На какие положения протокола об административном правонарушении следует обращать внимание в целях зашиты своих прав и законных интересов?
Прежде всего нужно проверить, уполномочено ли лицо, составившее протокол, на совершение этого действия (часть вторая ст. 3.29 ПИКоАП), и установить, входит ли лицо, составившее протокол, в перечень должностных лиц, наделенных правом на его составление.
Большое значение имеет и содержащаяся в протоколе информация о времени, месте и обстоятельствах совершения административного правонарушения. Обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, не могут основываться на предположениях, непроверенных данных (ч. 3 ст. 2.7 ПИКоАП).
Если вы заметили, что обстоятельства совершения деяния изложены неверно, то следует написать замечания. Эти замечания могут быть учтены как смягчающие или устраняющие административную ответственность. Они также могут послужить основанием для изменения квалификации содеянного.
Если протокол об административном правонарушении не составляется, административный процесс начинается с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. Перечень этих случаев невелик. Они предусмотрены в ч. 1 и 2 ст. 10.3 ПИКоАП.
В отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя составление протокола об административном правонарушении является обязательным.
Кто наделен правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях?
Дело об административном правонарушении должно быть направлено в соответствующий суд, орган, ведущий административный процесс, с учетом его подведомственности.
Подведомственность дела, определяющая полномочия того или иного суда, органа, ведущего административный процесс, на рассмотрение дела об административном правонарушении соответствующей категории, установлена в гл. 3 ПИКоАП.
Правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях наделены суды (общие и хозяйственные), а также органы, ведущие административный процесс, к числу которых ст. 3.1 ПИКоАП относит 27 государственных органов и органов местного управления или самоуправления.
Нужно знать, что если судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, примет к своему производству и рассмотрит дело об административном правонарушении, не подведомственное ему, то решение по этому делу является незаконным.
Обязательно исследуются доказательства по делу
Исследование доказательств по делу - это опрос лица, в отношении которого ведется административный процесс, или его представителя, опрос свидетелей, осмотры, экспертизы и иные процессуальные действия.
Именно на этой стадии у лица, в отношении которого ведется административный процесс, или его представителя имеются максимальные возможности для защиты своих прав и законных интересов или прав и законных интересов представляемого лица.
Большое значение имеет возможность непосредственного изложения позиции стороны судье, должностному лицу органа, рассматривающим дело об административном правонарушении. Такое выступление должно тщательно готовиться еще до начала рассмотрения дела.
Во избежание ошибок и непонимания рекомендуем изложить выступление на бумаге и заявить ходатайство о приобщении его к делу об административном правонарушении.
Стадия вынесения постановления по делу
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя завершается вынесением одного из следующих мотивированных постановлений:
-о наложении административного взыскания;
-о прекращении дела об административном правонарушении.
Постановление о наложении административного взыскания выносится, когда:
доказано, что индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом совершено деяние, в котором содержатся все признаки состава административного правонарушения;
отсутствуют основания для прекращения дела об административном правонарушении.
Последует ли наказание и каким оно будет?
За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
В отношении юридических лиц применяются лишь административные взыскания в виде штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации и взыскания стоимости предмета административного правонарушения.
Иногда при доказанности совершения юридическим лицом либо его должностным лицом административно наказуемого деяния взыскание может быть не наложено из-за окончания установленного в КоАП срока, по завершении которого на лицо не может быть наложено административное взыскание.
Таким образом, если к моменту разрешения жалобы истек срок для привлечения лица к административной ответственности, то суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), прекращают административный процесс.
Сроки наложения административного взыскания
Сроки, в течение которых может быть наложено административное взыскание, предусмотрены ст. 7.6 КоАП. Для большинства административных правонарушений срок наложения административного взыскания составляет 2 месяца, исчисляемых со дня его совершения. Если административное правонарушение является длящимся, то этот срок исчисляется со дня его обнаружения.
Истечение установленного в КоАП срока, по завершении которого на лицо не может быть наложено административное взыскание, признается фактором, исключающим административный процесс.
Пример 2
Юридическое лицо на территории, прилегающей к предприятию, хранило железобетонные плиты и другие строительные материалы (ч. 1 ст. 21.14 КоАП (нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов)) с 8 декабря 2009 г. по 9 февраля 2010 г., когда было обнаружено данное административное правонарушение. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за это правонарушение, если на него до 10 марта 2010 г. не будет наложено административное взыскание.
За отдельные виды административных правонарушений, совершенных индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, установлены более длительные сроки наложения административного взыскания:
за административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - 6 месяцев со дня их совершения;
административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - 3 года со дня их совершения и 6 месяцев со дня их обнаружения.
Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 13.14 КоАП, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 2 лет со дня совершения и 2 месяцев со дня их обнаружения;
административное правонарушение, определенное ст. 9.21 КоАП, - 1 год со дня его совершения;
административное правонарушение, установленное ст. 23.18 КоАП, совершенное индивидуальным предпринимателем, - 2 года со дня его совершения и 3 месяца со дня обнаружения.
В ст. 7.6 КоАП определены и иные сроки наложения административных взысканий в связи с:
отменой постановления о наложении административного взыскания;
отказом в возбуждении уголовного дела;
прекращением уголовного дела.
Вас обязаны известить
Принятое решение должно быть доведено до сведения заинтересованных лиц. Для этого постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании его рассмотрения (ст. 11.11 ПИКоАП). По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника копия этого постановления вручается им под роспись.
Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовало при рассмотрении дела об административном правонарушении, то копия постановления в течение 3 дней должна быть вручена или выслана ему заказным письмом.
В большинстве случаев постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП. Таким же образом вступает в силу и постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Лишь по истечении срока на обжалование (опротестование) такое постановление обращается к исполнению.
Обжалование - еще один шанс защитить свои законные права и интересы
Давайте поговорим о процедурах обжалования постановления, потому что именно они дают один из шансов для защиты своих прав и законных интересов в административном процессе.
Право на обжалование не вступившего в законную силу постановления по делу об административном взыскании имеют индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых оно вынесено, потерпевший, их представители, защитник (ч. 1 ст. 12.1 ПИКоАП).
Постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.
Прокурор вправе опротестовать любое постановление по делу об административном взыскании.
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном взыскании обжалуется либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), либо в суд, а постановление суда - в вышестоящий суд в 10-дневный срок, исчисляемый со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления. На подачу жалобы на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации установлен меньший срок - 5 суток.
Только в том случае, если пропуск срока подачи жалобы имел место по уважительным причинам, есть возможность его восстановления. Для этого лицо, имеющее право на подачу жалобы, должно обратиться с ходатайством к должностному лицу, уполномоченному рассматривать жалобу, или в суд о восстановлении пропущенного срока и привести доказательства уважительности его пропуска.
Жаловаться нужно правильно!
Жалоба (протест) направляется не тому органу (должностному лицу, суду), которому адресуется, а в суд, органу, вынесшему постановление, которые обязаны направить ее в 3-дневный срок вместе с делом адресату.
Подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) государственной пошлиной не облагается.
Однако с жалоб на постановления о наложении административного взыскания, подаваемых в суд, взимается государственная пошлина в размере, предусмотренном Налоговым кодексом РБ.
К жалобе, подаваемой в суд, должен быть приложен документ, подтверждающий уплату обжалующим лицом государственной пошлины. При отсутствии этого документа жалоба не подлежит принятию и будет возвращена заявителю без рассмотрения.
Постановление суда, должностного лица, уполномоченных рассматривать жалобу, вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а потерпевшему - по его просьбе.
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе тех же лиц, которые вправе обжаловать постановление, не вступившее в законную силу (ч. 1 ст. 12.1 ПИКоАП), но только при условии, что ими оно уже обжаловалось ранее, до вступления постановления в законную силу.
Прокурор может опротестовать такое постановление вне зависимости от того, опротестовывал ли он его, когда оно не вступило в законную силу.
Процесс пересмотра (отмены, изменения) постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу, ограничен 6-месячным сроком, который начинается со дня вступления такого постановления в законную силу. Продление этого срока не предусмотрено, равно как и восстановление его по уважительным причинам.