По информации сайта http://www.ej.by/, Минтруда и Минобразования РБ готовят инновационный проект, который позволит приравнять неформальное образование к официальному и перейти от справочников должностей и профессий к профстандартам. Будет разработана национальная рамка квалификаций с уровнями, где будет не только указано образование, полученное в признанных государством учреждениях образования, но и учтено неформальное, домашнее самообразование.
Журнал «Я – специалист по кадрам» обратился за комментариями к Ольге Крыжановской, члену экспертной группы, работающей над данными вопросами.
Начнем с того, что существует запрос со стороны нанимателей, которые хотели бы получить на рынке труда специалистов, обладающих конкретными навыками и отвечающих современным требованиям производственных и бизнес-процессов. Сейчас конкуренция требует от нанимателей быстрого обновления производства, продукции и услуг, а работники должны быть специалистами широкого профиля, готовыми постоянно совершенствоваться и накапливать новый профессиональный опыт.
Нынешняя система квалификаций была создана в середине прошлого века, и квалификационные справочники (ЕТКС) включали в себя около 5 тыс. профессий рабочих и около 2,5 тыс. должностей служащих, в то время как все развитые страны готовят квалифицированных специалистов по 600–800 профессиям. ЕТКС никогда не являлись основой для разработки образовательных стандартов, а описание профессий в них не дает полного представления о том, что должен знать и уметь работник, какими компетенциями обладать, чтобы считаться профессионалом.
Огромное количество профессий приводит к тому, что государство испытывает дефицит в квалифицированных молодых кадрах, а работодатели теряют огромные деньги на их переподготовку применительно к конкретным производствам и видам деятельности.
На данном этапе развития отраслей экономики возникли и с течением времени все более обостряются проблемы обеспечения производства квалифицированными кадрами, и прежде всего – в инновационных областях. Поэтому очевидна необходимость создания и внедрения в практику новых, более эффективных и надежных подходов и методов действия и регулирования в данной сфере, роль которых, как показывает международная практика, смогут выполнить профессиональные стандарты. Также очевидна необходимость создания нормативной базы, которая ввела бы профессиональные стандарты в правовое поле нашего государства.
Как показывает международный опыт, именно профессиональные стандарты описывают требования работодателей к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, которые и являются значимыми для сферы профессионального образования.
Что же такое профессиональный стандарт?
Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к ее содержанию, условиям труда, качеству, квалификации и компетенции работников по различным квалификационным уровням, т.е. это документ, раскрывающий с позиций сферы труда содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников. Профессиональные стандарты – документы нового типа, представляющие наиболее полную и актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения конкретных видов трудовой деятельности.
Образовательный же стандарт является техническим нормативным правовым актом, определяющим цели образования, согласующим требования к образованию, предъявляемые обществом и государством, и представляющий собой совокупность требований к результатам освоения образовательных программ, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие.
Назначение и применение профессиональных стандартов
Профессиональный стандарт:
– позволяет четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет оптимального описания требований к трудовым функциям, качеству их выполнения, к уровню квалификации и компетенциям работника;
– предназначен для решения широкого круга задач в области управления персоналом: разработки стандартов предприятия, должностных инструкций, систем оплаты труда, систем мотивации и стимулирования персонала; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации и сертификации кадров, планирования карьеры;
– является содержательной основой для разработки и обновления образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования;
– расширяет возможности трудоустройства выпускников и молодых специалистов;
– обеспечивает формирование грамотной кадровой политики и создание эффективной системы управления персоналам на основе объективных показателей;
– дает возможность поддержания необходимого уровня квалификации всех работников;
– позволяет провести объективную оценку квалификационного уровня работника;
– создает условия для формирования системы постоянного обучения, профессионального развития и управляемого карьерного роста работников;
– позволяет сократить затраты на подбор и адаптацию персонала;
– обеспечивает снижение текучести персонала за счет повышения уровня личной мотивации;
– предоставляет возможность работникам адекватно оценивать свой профессиональный уровень и выстраивать стратегию личностного развития внутри предприятия и др.
Основные отличия профессиональных стандартов от образовательных стандартов
Исходя из вышеизложенного, а также содержания, алгоритма разработки и утверждения привычных для нас образовательных стандартов можно констатировать, что профессиональные стандарты отличаются от образовательных стандартов следующим:
1) по принадлежности:
– профстандарты принадлежат профессиональному сообществу в данном виде деятельности;
– образовательные стандарты – системе профессионального образования (в т.ч. и негосударственного);
2) по объекту регулирования:
– профстандарты отражают закономерности развития профессии и конкретных трудовых функций;
– образовательные стандарты – закономерности педагогического процесса и конкретных педагогических единиц;
3) по зонам использования:
– профстандарты дают ориентиры в профессиональной деятельности;
– образовательные стандарты – ориентиры в процессе обучения;
4) по субъектам регулирования:
– профстандарты разрабатывают организации, делегированные профессиональным сообществом в данном виде деятельности, и другие заинтересованные структуры;
– образовательные стандарты – Минобразование, учебно-методические объединения, учреждения образования и т.п.;
5) по содержанию (внутреннему устройству):
– в профстандартах зафиксированы описания профессиональной деятельности (функции, работы, продукты, технологии, знания, умения, компетенции, уровни квалификации);
– в образовательных стандартах отражается описание форм и содержания обучения (какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части и др.);
6) по направлениям использования:
– профстандарты:
применяются для суммирования требований профессионалов к своей деятельности и информирования социальных партнеров – потребителей кадров, заинтересованных в функционировании и развитии системы образования;
являются основой для создания систем проведения оценки квалификации и сертификации работников;
помогают формированию грейдов (систем оплат);
выстраивают пути дальнейшего развития непрерывного образования;
обеспечивают возможность перехода профессионала из одной профессии в другую;
способствуют обеспечению мобильности квалифицированного (сертифицированного) персонала;
применяются для учета по уровням квалификации кадров, а также для планирования на предприятии, отрасли, в регионе, в стране;
обеспечивают защиту интересов работодателей и самого наемного профессионала;
– образовательные стандарты:
используются для описания возможностей «подрядчика» (учреждений образования и других образовательных структур) и информирования социальных партнеров;
являются основой у «подрядчика» для внутреннего контроля процесса подготовки и обеспечения качества выпускников (кредитно-зачетная система, аккредитация образовательных программ, процедура государственной аттестации выпускников).
Несмотря на определенные различия, профессиональные и образовательные стандарты должны являться элементами единой национальной системы квалификаций – комплекса взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынке труда.
ЭТО ВАЖНО! Таким образом, профессиональный стандарт должен найти широкое применение при подборе и расстановке кадров; при планировании и нормировании труда, а также для решения задач по развитию систем управления персоналом; для создания систем сертификации персонала и оценки уровня квалификации работников (аттестации); для разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей; при проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.