Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Зачем нужны профессиональные стандарты

По информации сайта http://www.ej.by/, Минтруда и Минобразования РБ готовят инновационный проект, который позволит приравнять неформальное образование к официальному и перейти от справочников должностей и профессий к профстандартам. Будет разработана национальная рамка квалификаций с уровнями, где будет не только указано образование, полученное в признанных государством учреждениях образования, но и учтено неформальное, домашнее самообразование.

Журнал «Я – специалист по кадрам» обратился за комментариями к Ольге Крыжановской, члену экспертной группы, работающей над данными вопросами.

Нач­нем с то­го, что су­ще­ст­ву­ет за­прос со сто­ро­ны на­ни­ма­те­лей, ко­то­рые хо­те­ли бы по­лу­чить на рын­ке тру­да спе­циа­ли­стов, об­ла­даю­щих кон­крет­ны­ми на­вы­ка­ми и от­ве­чаю­щих со­вре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям про­из­вод­ст­вен­ных и биз­нес-про­цес­сов. Сей­час кон­ку­рен­ция тре­бу­ет от на­ни­ма­те­лей бы­ст­ро­го об­нов­ле­ния про­из­вод­ст­ва, про­дук­ции и ус­луг, а ра­бот­ни­ки долж­ны быть спе­циа­ли­ста­ми широкого профиля, го­то­вы­ми по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­во­вать­ся и на­ка­п­ли­вать но­вый про­фес­сио­наль­ный опыт.

Ны­неш­няя сис­те­ма ква­ли­фи­ка­ций бы­ла соз­да­на в се­ре­ди­не про­шло­го ве­ка, и ква­ли­фи­ка­ци­он­ные спра­воч­ни­ки (ЕТКС) вклю­ча­ли в се­бя око­ло 5 ты­с. про­фес­сий ра­бо­чих и око­ло 2,5 ты­с. долж­но­стей слу­жа­щих, в то вре­мя как все развитые стра­ны го­то­вят ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов по 600–800 про­фес­си­ям. ЕТКС ни­ко­гда не яв­ля­лись ос­но­вой для раз­ра­бот­ки об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов, а опи­са­ние про­фес­сий в них не да­ет пол­но­го пред­став­ле­ния о том, что дол­жен знать и уметь работник, ка­ки­ми ком­пе­тен­ция­ми об­ла­дать, что­бы счи­тать­ся про­фес­сио­на­лом.

Ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во про­фес­сий при­во­дит к то­му, что го­су­дар­ст­во ис­пы­ты­ва­ет де­фи­цит в ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных мо­ло­дых кад­рах, а ра­бо­то­да­те­ли те­ря­ют ог­ром­ные день­ги на их пе­ре­под­го­тов­ку при­ме­ни­тель­но к кон­крет­ным про­из­вод­ст­вам и ви­дам дея­тель­но­сти.

На дан­ном эта­пе раз­ви­тия от­рас­лей эко­но­ми­ки воз­ник­ли и с те­че­ни­ем вре­ме­ни все бо­лее обо­ст­ря­ют­ся про­бле­мы обес­пе­че­ния про­из­вод­ст­ва ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми кад­ра­ми, и пре­ж­де все­го – в ин­но­ва­ци­он­ных об­лас­тях. По­это­му оче­вид­на не­об­хо­ди­мость соз­да­ния и вне­дре­ния в прак­ти­ку но­вых, бо­лее эф­фек­тив­ных и на­деж­ных под­хо­дов и мето­дов дей­ст­вия и ре­гу­ли­ро­ва­ния в дан­ной сфе­ре, роль ко­то­рых, как по­ка­зы­ва­ет ме­ж­ду­на­род­ная прак­ти­ка, смо­гут вы­пол­нить про­фес­сио­наль­ные стан­дар­ты. Так­же оче­вид­на не­об­хо­ди­мость соз­да­ния нор­ма­тив­ной ба­зы, ко­то­рая ввела бы про­фес­сио­наль­ные стан­дар­ты в пра­во­вое по­ле на­ше­го го­су­дар­ст­ва.

Как по­ка­зы­ва­ет ме­ж­ду­на­род­ный опыт, имен­но про­фес­сио­наль­ные стан­дар­ты опи­сы­ва­ют тре­бо­ва­ния ра­бо­то­да­те­лей к ка­че­ст­ву и со­дер­жа­нию тру­да в оп­ре­де­лен­ной об­лас­ти про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти, ко­то­рые и яв­ля­ют­ся значимы­ми для сфе­ры про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Что же та­кое про­фес­сио­наль­ный стан­дарт?

Про­фес­сио­наль­ный стан­дарт – мно­го­функ­цио­наль­ный нор­ма­тив­ный до­ку­мент, оп­ре­де­ляю­щий в рам­ках кон­крет­но­го ви­да про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти тре­бо­ва­ния к ее со­дер­жа­нию, ус­ло­ви­ям тру­да, ка­че­ст­ву, ква­ли­фи­ка­ции и ком­пе­тен­ции ра­бот­ни­ков по раз­лич­ным ква­ли­фи­ка­ци­он­ным уров­ням, т.е. это до­ку­мент, рас­кры­ваю­щий с по­зи­ций сфе­ры тру­да со­дер­жа­ние про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти в рам­ках оп­ре­де­лен­но­го ви­да эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти, а так­же тре­бо­ва­ния к ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков. Про­фес­сио­наль­ные стан­дар­ты – до­ку­мен­ты но­во­го ти­па, пред­став­ляю­щие наи­бо­лее пол­ную и ак­ту­аль­ную ин­фор­ма­цию о тре­бо­ва­ни­ях к ква­ли­фи­ка­ци­ям, не­об­хо­ди­мым для вы­пол­не­ния кон­крет­ных ви­дов тру­до­вой дея­тель­но­сти.

Об­ра­зо­ва­тель­ный же стан­дарт яв­ля­ет­ся тех­ни­че­ским нор­ма­тив­ным пра­во­вым ак­том, оп­ре­де­ляю­щим це­ли об­ра­зо­ва­ния, со­гла­сую­щим тре­бо­ва­ния к об­ра­зо­ва­нию, предъ­яв­ляе­мые об­ще­ст­вом и го­су­дар­ст­вом, и пред­став­ляю­щий со­бой со­во­куп­ность тре­бо­ва­ний к ре­зуль­та­там ос­вое­ния об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют не­об­хо­ди­мое лич­но­ст­ное и про­фес­сио­наль­ное раз­ви­тие.

На­зна­че­ние и при­ме­не­ние про­фес­сио­наль­ных стан­дар­тов

Про­фес­сио­наль­ный стан­дарт:

– по­зво­ля­ет чет­ко струк­ту­ри­ро­вать про­фес­сио­наль­ную дея­тель­ность ра­бот­ни­ка за счет оп­ти­маль­но­го опи­са­ния тре­бо­ва­ний к тру­до­вым функ­ци­ям, ка­че­ст­ву их вы­пол­не­ния, к уров­ню ква­ли­фи­ка­ции и ком­пе­тен­ци­ям ра­бот­ни­ка;

– пред­на­зна­чен для ре­ше­ния ши­ро­ко­го кру­га за­дач в об­лас­ти управ­ле­ния пер­со­на­лом: раз­ра­бот­ки стан­дар­тов пред­при­ятия, долж­но­ст­ных ин­ст­рук­ций, сис­тем оп­ла­ты тру­да, сис­тем мо­ти­ва­ции и сти­му­ли­ро­ва­ния пер­со­на­ла; та­ри­фи­ка­ции долж­но­стей; от­бо­ра, под­бо­ра и ат­те­ста­ции и сер­ти­фи­ка­ции кад­ров, пла­ни­ро­ва­ния карь­е­ры;

– яв­ля­ет­ся со­дер­жа­тель­ной ос­но­вой для раз­ра­бот­ки и об­нов­ле­ния об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов и об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм всех уров­ней про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния;

– рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти тру­до­уст­рой­ства вы­пу­ск­ни­ков и мо­ло­дых спе­циа­ли­стов;

– обес­пе­чи­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние гра­мот­ной кад­ро­вой по­ли­ти­ки и соз­да­ние эф­фек­тив­ной сис­те­мы управ­ле­ния пер­со­на­лам на ос­но­ве объ­ек­тив­ных по­ка­за­те­лей;

– да­ет воз­мож­ность под­дер­жа­ния не­об­ходи­мо­го уров­ня ква­ли­фи­ка­ции всех ра­бот­ников;

– по­зво­ля­ет про­вес­ти объ­ек­тив­ную оцен­ку ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го уров­ня ра­бот­ни­ка;

– соз­да­ет ус­ло­вия для фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы по­сто­ян­но­го обу­че­ния, про­фес­сио­наль­но­го раз­ви­тия и управ­ляе­мо­го карь­ер­но­го рос­та ра­бот­ни­ков;

– по­зво­ля­ет со­кра­тить за­тра­ты на под­бор и адап­та­цию пер­со­на­ла;

– обес­пе­чи­ва­ет сни­же­ние те­ку­че­сти пер­со­на­ла за счет по­вы­ше­ния уров­ня лич­ной мо­ти­ва­ции;

– пре­дос­тав­ля­ет воз­мож­ность ра­бот­ни­кам аде­к­ват­но оце­ни­вать свой про­фес­сио­наль­ный уро­вень и вы­страи­вать страте­гию лич­ностного раз­ви­тия внут­ри пред­при­ятия и др.

Ос­нов­ные от­ли­чия про­фес­сио­наль­ных стан­дар­тов от об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов

Ис­хо­дя из вы­ше­из­ло­жен­но­го, а так­же со­дер­жа­ния, ал­го­рит­ма раз­ра­бот­ки и ут­вер­ж­де­ния при­выч­ных для нас об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что про­фес­сио­наль­ные стан­дар­ты от­ли­ча­ют­ся от об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов сле­дую­щим:

1) по при­над­леж­но­сти:

– проф­стан­дар­ты при­над­ле­жат про­фес­сио­наль­но­му со­об­ще­ст­ву в дан­ном ви­де дея­тель­но­сти;

– об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты – сис­те­ме про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния (в т.ч. и не­го­су­дар­ст­вен­но­го);

2) по объ­ек­ту ре­гу­ли­ро­ва­ния:

– проф­стан­дар­ты от­ра­жа­ют за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия про­фес­сии и кон­крет­ных тру­до­вых функ­ций;

– об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты – за­ко­но­мер­но­сти пе­да­го­ги­че­ско­го про­цес­са и кон­крет­ных пе­да­го­ги­че­ских еди­ни­ц;

3) по зо­нам ис­поль­зо­ва­ния:

– проф­стан­дар­ты да­ют ори­ен­ти­ры в про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти;

– об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты – ори­ен­ти­ры в про­цес­се обу­че­ния;

4) по субъ­ек­там ре­гу­ли­ро­ва­ния:

– проф­стан­дар­ты раз­ра­ба­ты­ва­ют ор­га­ни­за­ции, де­ле­ги­ро­ван­ные про­фес­сио­наль­ным со­об­ще­ст­вом в дан­ном ви­де дея­тель­но­сти, и дру­гие за­ин­те­ре­со­ван­ные струк­ту­ры;

– об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты – Ми­ноб­ра­зо­ва­ние, учеб­но-ме­то­ди­че­ские объ­е­ди­не­ния, уч­ре­ж­де­ния об­ра­зо­ва­ния и т.п.;

5) по со­дер­жа­нию (внут­рен­не­му уст­рой­ст­ву):

– в проф­стан­дар­тах за­фик­си­ро­ва­ны опи­са­ния про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти (функ­ции, ра­бо­ты, про­дук­ты, техноло­гии, зна­ния, уме­ния, ком­пе­тен­ции, уров­ни ква­ли­фи­ка­ции);

– в об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тах от­ра­жа­ет­ся опи­са­ние форм и со­дер­жа­ния обу­че­ния (ка­ки­ми об­ра­зо­ва­тель­ны­ми средст­ва­ми бу­дет фор­ми­ро­вать­ся та или иная ком­пе­тен­ция, до­ля сво­бод­ной и ва­риа­тив­ной час­ти и др.);

6) по на­прав­ле­ни­ям ис­поль­зо­ва­ния:

– проф­стан­дар­ты:

при­ме­ня­ют­ся для сум­ми­ро­ва­ния тре­бо­ва­ний про­фес­сио­на­лов к сво­ей дея­тель­но­сти и ин­фор­ми­ро­ва­ния со­ци­аль­ных парт­не­ров – по­тре­би­те­лей кад­ров, за­ин­те­ре­со­ван­ных в функ­цио­ни­ро­ва­нии и раз­ви­тии сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния;
яв­ля­ют­ся ос­но­вой для соз­да­ния сис­тем про­ве­де­ния оцен­ки ква­ли­фи­ка­ции и сер­ти­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков;
по­мо­га­ют фор­ми­ро­ва­нию грей­дов (сис­тем оп­лат);

вы­страи­ва­ют пу­ти даль­ней­ше­го раз­ви­тия не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния;

обес­пе­чи­ва­ют воз­мож­ность пе­ре­хо­да про­фес­сио­на­ла из од­ной про­фес­сии в дру­гую;

спо­соб­ст­ву­ют обес­пе­че­нию мо­биль­но­сти ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го (сер­ти­фи­ци­ро­ван­но­го) пер­со­на­ла;

при­ме­ня­ют­ся для уче­та по уров­ням ква­ли­фи­ка­ции кад­ров, а так­же для пла­ни­ро­ва­ния на пред­при­ятии, от­рас­ли, в ре­гио­не, в стра­не;

обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту ин­те­ре­сов ра­бо­то­да­те­лей и са­мо­го на­ем­но­го про­фес­сио­на­ла;

– об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты:

ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния воз­мож­но­стей «под­ряд­чи­ка» (уч­ре­ж­де­ний об­ра­зо­ва­ния и дру­гих об­ра­зо­ва­тель­ных структур) и ин­фор­ми­ро­ва­ния со­ци­аль­ных парт­не­ров;

яв­ля­ют­ся ос­но­вой у «под­ряд­чи­ка» для внут­рен­не­го кон­тро­ля про­цес­са под­го­тов­ки и обес­пе­че­ния ка­че­ст­ва вы­пу­ск­ни­ков (кре­дит­но-за­чет­ная сис­те­ма, ак­кре­ди­та­ция об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм, про­це­ду­ра го­су­дар­ст­вен­ной ат­те­ста­ции вы­пу­ск­ни­ков).

Не­смот­ря на оп­ре­де­лен­ные раз­ли­чия, про­фес­сио­наль­ные и об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты долж­ны яв­лять­ся эле­мен­тами еди­ной на­цио­наль­ной сис­те­мы ква­ли­фи­ка­ций – ком­плек­са взаи­мо­свя­зан­ных до­ку­мен­тов, обес­пе­чи­ваю­щих взаи­модей­ст­вие сфер про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния и тру­да в це­лях по­вы­ше­ния ка­че­ст­ва под­го­тов­ки ра­бот­ни­ков и их кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти на на­цио­наль­ном и ме­ж­ду­на­род­ном рын­ке тру­да.

ЭТО ВАЖ­НО! Та­ким об­ра­зом, про­фес­сио­наль­ный стан­дарт дол­жен най­ти ши­ро­кое при­ме­не­ние при под­бо­ре и рас­ста­нов­ке кад­ров; при пла­ни­ро­ва­нии и нор­ми­ро­ва­нии тру­да, а так­же для ре­ше­ния за­дач по раз­ви­тию сис­тем управ­ле­ния пер­со­на­лом; для соз­да­ния сис­тем сер­ти­фи­ка­ции пер­со­на­ла и оцен­ки уров­ня ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков (ат­те­ста­ции); для раз­ра­бот­ки об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов и про­грамм обу­че­ния в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми ра­бо­то­да­те­лей; при про­ве­де­нии про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ки, пе­ре­под­го­тов­ки и по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции спе­циа­ли­стов.

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.