В организации работники работают по трудовым договорам старого образца, которые некорректны ни по форме, ни по содержанию.
Можно ли старые договоры выбросить и переподписать с сотрудниками новую форму (с фактической даты приема)?
Как провести эту процедуру?
Содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных ТК (ст. 19 ТК).
Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:
1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;
2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
3) трудовую функцию (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;
4) основные права и обязанности работника и нанимателя;
5) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);
6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);
7) условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные по сравнению с вышеизложенными условия об установлении испытательного срока, срока обязательной работы после получения образования не менее установленного договором, если обучение производилось за счет средств нанимателя, и иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором.
Справочно: Примерная форма трудового договора утверждена постановлением Минтруда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155, а Примерная форма контракта – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180.
Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон, если иное не предусмотрено ТК. В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде (часть четвертая ст. 19 ТК).
Это значит, что наниматель должен своевременно приводить условия заключенных трудовых договоров и контрактов в соответствие с законодательством о труде, т.е. содержать их в актуальном виде. Кроме того, в период трудовых отношений стороны – наниматель и работник – могут приходить к соглашению о заключении дополнительных соглашений к трудовому договору (контракту), в т.ч. в связи с изменением существенных условий труда.
Следовательно, при несоответствии трудовых договоров (контрактов) примерным формам в связи с изменением законодательства о труде наниматель должен провести работу по актуализации указанных документов путем заключения к ним дополнительного соглашения либо путем изложения их в новой редакции.
Кроме того, в случае, когда к контракту с работником было заключено достаточное количество дополнительных соглашений, допустимо при его продлении изложить контракт в новой редакции с сохранением срока его действия.
При организации труда работников наниматель обязан, в частности, оформлять изменение условий и прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением) (п. 15 части первой ст. 55 ТК).
Следовательно, наниматель должен издать приказ (распоряжение) о внесении изменений и дополнений в трудовые договоры (контракты) с работниками, изложив их в новой редакции.
Мария Ковалевич, юрист