Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Знакомьтесь – молодые специалисты

Что происходит после расторжения трудового договора с молодым специалистом и получения учреждением образования соответствующего уведомления?

Молодой специалист и наниматель обязаны в 3-дневный срок сообщить о причинах непри­бытия молодого специалиста к месту работы, его увольнения или перевода, а также представить ко­пии необходимых документов, в т.ч. подтверждаю­щих право молодого специалиста на освобожде­ние от возмещения затраченных средств (часть первая п. 5 Положения о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затра­ченных государством на подготовку рабочего (слу­жащего), специалиста, утвержденного постановле­нием Совета Министров РБ от 23.09.2006 № 1255 (в редакции от 22.12.2009) (далее - Положение о возмещении средств)).

В месячный срок учреждение образования ор­ганизует работу по сбору необходимой информа­ции для принятия одного из решений, предусмот­ренных частью второй п. 5 Положения о возме­щении средств.

После этого данное учреждение выполняет одно из следующих действий:

-предъявляет молодому специалисту тре­бование о возмещении затраченных бюджетных средств (принимает отрицательное решение; далее - специальная ответственность). Отрицательное решение принимается при нарушении молодым специалистом установленного порядка работы по распределению (неявка по месту распределения, увольнение за виновные действия);

-освобождает его от специальной ответст­венности (принимает положительное решение). Положительное решение принимается при нали­чии оснований, предусмотренных п. 4 Положения о возмещении средств. Однако в некоторых из ука­занных в п. 4 оснований (в частности, повторяю­щих нормы пп. 14-17 Положения о распределе­нии выпускников учреждений образования, полу­чивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утверж­денного постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702 (в редакции от 22.12.2009) (далее - Положение о распределении)) содер­жится оговорка, что освобождение от такой ответственности происходит только в случае, когда отсутствует возможность предоставления соот­ветствующего нового места работы (перераспре­деление).

Одновременно с принятием положительного решения учреждение образования должно выдать молодому специалисту справку о самостоятель­ном трудоустройстве. С этого момента лицо утра­чивает специальный статус и имеет право трудо­устраиваться на общих основаниях.

Перечень оснований выдачи справки о само­стоятельном трудоустройстве имеет закрытый ха­рактер. Таким образом, если учреждение образо­вания принимает отрицательное решение, оно не вправе выдать молодому специалисту справку о самостоятельном трудоустройстве.

Это может негативно повлиять на дальнейшую возможность возмещения молодым специалистом затраченных бюджетных средств. Так, по нормам п. 35 Положения о распределении наниматели независимо от формы собственности не вправе принимать на работу выпускников государствен­ных учреждений образования без предъявления направления на работу либо справки о самостоя­тельном трудоустройстве.

Иными словами, не имея ни одного из названных документов, в тече­ние оставшегося срока работы по распределению молодой специалист не сможет трудоустроиться (наниматель при этом рискует быть привлеченным к административной ответственности) и возмес­тить затраченные бюджетные средства.

Принятое решение оформляется приказом ру­ководителя учреждения образования и направля­ется молодому специалисту.

Если в отношении такого специалиста было принято отрицательное решение, производится расчет денежных средств, подлежащих возмеще­нию в бюджет, который прилагается к приказу с уведомлением о добровольном возмещении дан­ной суммы в течение 6 месяцев.

В каких случаях молодой специалист должен возместить затраченные бюджетные средства?

Условно разделим основания незаключения или расторжения трудового договора между нани­мателем и молодым специалистом на уважитель­ные и неуважительные. Разделение осуществляет­ся по критерию легальности (т.е. такое основание признано уважительным специальным или иным законодательством, а также правоприменительной практикой) и применения или неприменения к молодому специалисту специальной ответствен­ности .

Законодательством о распределении уста­новлены обстоятельства, которые однозначно не могут квалифицироваться как уважительные при­чины незаключения или расторжения трудового договора с молодым специалистом (п. 11 приложе­ния 2 к Положению о возмещении средств):

-неприбытие молодого специалиста к месту работы по распределению;

-увольнение молодого специалиста до исте­чения срока работы по распределению.

Последнее уточним: оно обусловлено осно­ваниями, предусмотренными пп. 4, 5, 7-9 ст. 42 Трудового кодекса РБ (далее - ТК), т.е. нарушени­ем трудовой дисциплины, за которые наниматель имеет право расторгнуть трудовой договор с мо­лодым специалистом (п. 36 Положения о распре­делении):

- систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возло­женных на него трудовым договором или прави­лами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинар­ного взыскания (п. 4 ст. 42 ТК);

- прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительных причин (п. 5 ст. 42 ТК);
появление на работе в состоянии алкогольно­го, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабо­чем месте и в рабочее время (п. 7 ст. 42 ТК);

- совершение по месту работы хищения имуще­ства нанимателя, установленного вступившим в за­конную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8 ст. 42 ТК);

- однократное грубое нарушение правил ох­раны труда, повлекшее увечье или смерть других работников (п. 9 ст. 42 ТК).

Во всех перечисленных случаях учреждение образования принимает решение о взыскании с молодого специалиста затраченных бюджетных средств и рассчитывает соответствующую сумму. Как уже было отмечено, в данном случае не при­меняется процедура перераспределения.

В некоторых ситуациях правоприменительная практика идет навстречу молодым специалистам, в отношении которых было вынесено судебное ре­шение о взыскании с них затраченных бюджетных средств.

Например, в г. Могилеве в 2007 г. лицам, которые не явились к месту работы по распреде­лению или были уволены в связи с нарушением ус­тановленного порядка работы по распределению, было предложено заключить трудовой договор с первым нанимателем, чтобы соответственно на­чать работу по распределению или доработать ус­тановленный срок.

В каких случаях молодой специалист освобождается от возмещения затраченных бюджетных средств?

 

Уважительными причинами расторжения тру­дового договора с молодым специалистом явля­ются следующие основания, возникшие после его трудоустройства у первого нанимателя (п. 4 Поло­жения о возмещении средств):

перечисленные в частях первой - третьей п. 14, п. 15, части третьей п. 16, п. 17 Положения о распределении;

молодой специалист относится к детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения роди­телей, лицам из числа детей-сирот, детям, остав­шимся без попечения родителей, а также к лицам в возрасте от 18 до 23 лет, потерявшим последнего из родителей в период обучения;

молодой специалист относится к детям военнослужащих, лиц рядового и начальствую­щего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований, погибших (умерших) либо ставших инвалидами при испол­нении обязанностей воинской службы (служеб­ных обязанностей), работников, обслуживающих воинские контингенты в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия, погибших (умерших) либо ставших инвалидами в период боевых действий;

молодой специалист имеет льготы в соот­ветствии со ст. 18 Закона РБ от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других ра­диационных аварий»;

молодой специалист призван на службу в Вооруженные Силы;

молодой специалист в год окончания высше­го учебного заведения (для выпускников высших медицинских учебных заведений - в год прохож­дения стажировки (интернатуры)) зачислен на обу­чение в магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру) на дневную форму получения образования (при условии завершения обучения в установленном порядке);

сокращение штатов или ликвидация органи­зации (п. 1 ст. 42 ТК);

несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (п. 2 ст. 42 ТК);

неявка на работу в течение более 4 меся­цев подряд вследствие временной нетрудоспо­собности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места рабо­ты (должности) при определенном заболевании (п. 6 ст. 42 ТК).

Два последних обстоятельства должны быть подтверждены медицинским заключением;

наличие обстоятельств, не зависящих от воли сторон (ст. 44 ТК):

восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 44);
нарушение установленных правил приема на работу (п. 3 ст. 44);

нарушение нанимателем законодательства о труде, условий коллективного или трудового до­говора (ст. 41 ТК);
перевод молодого специалиста с его согла­сия от одного нанимателя к другому (п. 4 ст. 35 ТК) по согласованию между ними в соответствии с полученной специальностью и присвоенной ква­лификацией на основании решения учреждения образования о перераспределении молодого спе­циалиста;
переход на выборную должность (п. 4 ст. 35 ТК).

Отметим, что общим условием применения любого из названных оснований увольнения явля­ется заключение молодым специалистом трудово­го договора с первым нанимателем. То есть если молодой специалист не прибыл на место работы по распределению, то независимо от наличия при­веденных оснований он не будет освобожден от специальной ответственности.

Кроме того, молодой специалист освобож­дается от возмещения денежных средств в соот­ветствии с условиями, указанными в пп. 1, 7-11 приведенного перечня, только при невозможности предоставить ему соответствующее новое место работы путем перераспределения.

Во всех названных случаях молодой специа­лист может освобождаться от возмещения денеж­ных средств, затраченных государством на его обучение, и получить справку о самостоятельном трудоустройстве. Исключение составляют ситуа­ции, названные в пп. 5 и 6 приведенного перечня (такие молодые специалисты освобождаются от специальной ответственности, но справка о са­мостоятельном трудоустройстве им не выдается, поскольку в последующем по нормам специаль­ного законодательства они должны обратиться за перераспределением).

Очевидно, что большинство уважительных причин расторжения трудового договора с моло­дым специалистом, прямо предусмотренных за­конодательством, не зависят от воли такого спе­циалиста, и имеют место вне зависимости от его желания.

Какие нарушения законодательства о распределении могут быть допущены нанимателем и какая ответственность предусмотрена за них?

Самим специальным законодательством ответ­ственность нанимателя за совершение указанных правонарушений не предусмотрена. Законодатель­ство о распределении тесно связано с трудовым законодательством. Ответственность за несоблюдение норм законодательства о труде установлена Кодексом об административных правонарушени­ях РБ (далее - КоАП), т.е. правомерно говорить о привлечении нанимателя к административной от­ветственности при совершении некоторых из ука­занных правонарушений.

Виновный наниматель может быть привлечен к ответственности за несоблюдение норм специ­ального законодательства в случае совершения следующих правонарушений:

-необоснованный отказ в приеме на работу молодого специалиста (часть третья п. 30, п. 34 Положения о распределении).

Запрещается необоснованный отказ в заклю­чении трудового договора лицам, прибывшим на работу после окончания государственных учебных заведений по направлению (п. 5 ст. 16 ТК).

За отказ уполномоченным должностным ли­цом нанимателя в приеме на работу выпускника учебного заведения, получившего направление на работу, устанавливается штраф в разме­ре от 20 до 50 базовых величин (часть вторая ст. 9.16 КоАП);

заключение трудового договора с молодым специалистом в течение двух лет после окончания учреждения образования, который не предоставил свидетельство о направлении на работу или справ­ку о самостоятельном трудоустройстве (п. 35 По­ложения о распределении).

При заключении трудового договора нанима­тель обязан потребовать, а молодой специалист должен предъявить нанимателю направление на работу (справку о самостоятельном трудоустрой­стве) (ст. 26 ТК).

Статья 23.15 КоАП предусматривает штраф в размере до 5 базовых величин (при повторном правонарушении - до 10 базовых величин):

-за прием на работу без документов, подлежа­щих обязательному предъявлению при заключении трудового договора;

-перевод молодого специалиста на работу, ко­торая не связана с полученной специальностью и присвоенной квалификацией (п. 36 Положения о возмещении);

-непредставление в учреждение образования уведомления о неприбытии молодого специали­ста на работу, о заключении, изменении, растор­жении трудового договора с молодым специали­стом (часть первая п. 5 Положения о возмещении средств);

-невыполнение гарантий или невыплату ком­пенсаций, предусмотренных законодательством о молодых специалистах (пп. 26, 27, 28[1], 29 Положе­ния о распределении);

-необеспечение условий, указанных в свиде­тельстве о направлении на работу (часть третья п. 30 Положения о распределении);

-другие нарушения порядка, установленного Положением о распределении и Положением о возмещении средств.

Часть четвертая ст. 9.19 КоАП устанавлива­ет следующий состав административного право­нарушения: «Иные нарушения законодательства о труде, <...> причинившие вред работнику» и преду­сматривает санкцию в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Вместе с тем применение данной нормы не всегда возможно, так как не в каждой ситуации удается определить, причинен ли вред работнику (молодому специалисту). Например, перевод мо­лодого специалиста на работу, которая не соответ­ствует полученной им специальности и присвоен­ной квалификации, невыплата предусмотренной компенсации или несоблюдение условий, указан­ных в свидетельстве о направлении на работу, бу­дут нарушениями его прав.

Непредставление же соответствующего уведом­ления в учреждение образования (п. 4 приве­денного перечня) напрямую никак не отражается на правовом положении молодого специалиста.

В данном случае можно говорить об определенных негативных последствиях для учреждения образо­вания, так как оно лишается возможности контро­лировать прохождение работы по распределению своих выпускников. Поэтому применение нормы части четвертой ст. 9.19 КоАП возможно далеко не при каждом нарушении законодательства о мо­лодых специалистах.

Особенности прохождения работы по распределению некоторых категорий молодых специалистов

Как решается вопрос с прохождением работы по распределению молодого специалиста, который желает продолжить свое обучение?

Каждый гражданин имеет право на получение образования. Ограничения прав на получение об­разования могут устанавливаться только законом (ст. 3 Закона РБ от 29.10.1991 № 1202-XII «Об обра­зовании» (далее - Закон об образовании)).

Особенность реализации данного права моло­дыми специалистами установлена частью четвер­той п. 5 ст. 30 Закона РБ от 11.07.2007 № 252-З «О высшем образовании» (далее - Закон «О выс­шем образовании»), п. 32 Положения о распреде­лении. По их нормам поступление в учреждение образования для продолжения обучения является уважительным основанием для незаключения тру­дового договора с молодым специалистом и осво­бождения его от специальной ответственности.

Однако такое основание обусловлено опреде­ленными ограничениями:

молодой специалист должен поступить на обучение в дневной форме получения образова­ния, так как данная норма не применяется в случае получения образования в заочной форме;

полученное образование должно быть более высокого уровня (ступени). В отношении выпуск­ников вузов можно говорить о поступлении в магистратуру, которая является второй ступенью высшего образования. Магистры же могут посту­пать в аспирантуру, которая относится к «после­вузовскому» образованию, т.е. представляет более высокий уровень.

В отношении молодых специалистов, полу­чивших профессионально-техническое или сред­нее специальное образование, абзац десятый подп. 4.1 п. 4 Положения о возмещении средств устанавливает дополнительное ограничение: дан­ная категория лиц вправе воспользоваться пра­вами, описанными в настоящем разделе только в случае, если они поступили в учреждения об­разования Республики Беларусь или Российской Федерации.

В отношении иных молодых специалистов (вы­пускников вузов, магистров) такое ограничение в действующей редакции законодательства о рас­пределении отсутствует. Молодой специалист мо­жет поступить в любое учреждение образования на обучение в дневной форме получения образо­вания более высокого уровня, независимо от того, в каком государстве находится это учреждение об­разования.

Лица, которые не трудоустроились по распре­делению в связи с зачислением в учреждение об­разования для продолжения обучения (поступили в магистратуру, аспирантуру в год получения доку­мента о высшем образовании), должны письменно уведомить об этом нанимателя, свой вуз и вернуть направление на работу.

Вместе с тем указанные лица освобождаются от специальной ответственности лишь при усло­вии, что они завершат обучение в установлен­ном порядке (часть четвертая п. 5 ст. 30 Закона «О высшем образовании», абзац одиннадцатый подп. 4.1 п. 4 Положения о возмещении средств).

Если с молодым специалистом уже был заклю­чен трудовой договор, он подлежит расторжению на основании заявления молодого специалиста и предоставленного документа о зачислении в учре­ждение образования:

если был заключен бессрочный трудовой до­говор - по желанию работника в связи с наступле­нием обстоятельств, исключающих или значитель­но затрудняющих продолжение работы (ст. 40 ТК);

если был заключен срочный трудовой до­говор - по требованию работника в связи с на­ступлением «других уважительных причин» (ст. 41 ТК).

Наниматель направляет соответствующее уведом­ление в учреждение образования.

К сожалению, изменившаяся редакция рас­сматриваемого правила говорит об освобождении от специальной ответственности лишь тех моло­дых специалистов, которые поступили в магист­ратуру, аспирантуру в год окончания учреждения образования. На наш взгляд, справедливым будет распространить такое освобождение и на моло­дых специалистов, которые также зачислены в ма­гистратуру, аспирантуру, но спустя какое-то время после окончания (не в тот же год) вуза.

Еще одной особенностью прохождения рабо­ты по распределению данной категорией молодых специалистов является то обстоятельство, что та­ким молодым специалистам не выдается справка о самостоятельном трудоустройстве (часть чет­вертая п. 5 Положения о возмещении средств). За ними сохраняется обязательство работать по распре­делению установленный (или оставшийся) срок после окончания обучения более высокого уровня (ступени) в указанных ниже случаях.

Если до окончания обучения лица, поступив­шие в учреждение образования для продолжения обучения, будут отчислены, то вуз имеет право решать вопрос их перераспределения (выдачи но­вого направления на работу или справки о само­стоятельном трудоустройстве).

Вам необходимо помнить, что обучение в уч­реждении образования входит в трудовой стаж. Поэтому магистрант должен сдать свою трудовую книжку (при ее наличии) в управление кадровой работы учреждения образования для внесения записей о поступлении и окончании обучения.

В данном случае можно сравнить обучение в маги­стратуре с основным местом работы, где должна храниться его трудовая книжка. При этом маги­странт имеет право на трудоустройство к любому нанимателю на условиях совместительства (т.е. не более чем на полставки), так как его обуче­ние осуществляется в дневной форме (т.е. занима­ет основное рабочее время).

Если обучение в магистратуре осуществлялось за счет республиканского и (или) местных бюдже­тов, то по ее окончании магистрант обладает тре­мя признаками лица, подлежащего распределению в описанном ранее порядке (часть двенадцатая ст. 10 Закона об образовании, часть первая п. 5 ст. 30 Закона «О высшем образовании»).

После получения нового направления на ра­боту по распределению молодой специалист - ма­гистр должен отработать 2 года по его условиям. В этой ситуации срок работы по распределению до поступления в магистратуру не учитывается. В случае если молодой специалист - магистр нару­шит порядок прохождения работы по распределе­нию и с него будут взысканы бюджетные средства, взысканию подлежат только те бюджетные средст­ва, которые были затрачены на обучение молодого специалиста в магистратуре.

Если обучение в магистратуре не финанси­ровалось за счет бюджетных средств, а молодой специалист - магистр до поступления в магистра­туру заключил трудовой договор с первым нани­мателем, он должен вернуться на работу к этому нанимателю, чтобы доработать оставшийся срок (поскольку не получил справку о самостоятельном трудоустройстве и не утратил специальный статус, хоть и был освобожден от возмещения затрачен­ных бюджетных средств на время обучения в ма­гистратуре).

Если обучение в магистратуре не финан­сировалось за счет бюджетных средств, но мо­лодой специалист - магистр до поступления в магистратуру не заключил трудовой договор с первым нанимателем, он также должен быть распределен, так как не может быть освобожден от возмещения затраченных бюджетных средств (абзац одиннадцатый подп. 4.1 п. 4 Положения о возмещении средств применяется только в
случае, когда молодой специалист уже заключил трудовой договор с первым нанимателем), и ему не выдана справка о самостоятельном трудоуст­ройстве.

Определенная проблема в этом случае, однако, заключается в том, что такой молодой специалист до поступления должен вернуть направление на работу (т.е. не имеет оснований трудоустроиться после окончания магистратуры к первому нанима­телю), а п. 22 Положения о распределении не ус­танавливает описанные обстоятельства в качестве основания для перераспределения.

По мнению автора, молодой специалист - магистр в этом слу­чае должен обратиться за перераспределением, поскольку он все еще обладает тремя признаками лица, подлежащего распределению, которые оста­лись после завершения первой ступени высшего образования.

Комиссия по распределению может напра­вить магистранта и к тому же нанимателю, от которого он уволился (либо не трудоустроился) в связи с поступлением в магистратуру (при нали­чии вакансии), и к любому другому, от которых были получены заявки. Вместе с тем так как ма­гистрант - лицо с более высокой квалификаци­ей, чем лицо, получившее высшее образование первой ступени, представляется, что ему должна быть предложена работа на более значимой, от­ветственной должности.

Как решается вопрос с прохождением работы по распределению молодого специалиста, который призван на воинскую службу?

Ответ на данный вопрос зависит от того, при­ступил ли молодой специалист к работе по рас­пределению.

Если с молодым специалистом был заключен трудовой договор, он подлежит расторжению по п. 1 ст. 44 ТК.

После получения уведомления первого нани­мателя об увольнении молодого специалиста в связи с призывом на воинскую службу учрежде­ние образования должно принять решение об ос­вобождении молодого специалиста от возмещения затраченных бюджетных средств (абзац девятый подп. 4.1 п. 4 Положения о возмещении средств).

Если молодой специалист до заключения с ним трудового договора был призван на воинскую службу, период службы засчитывается в срок ра­боты по распределению (т.е. на момент окончания воинской службы лицо имеет статус молодого спе­циалиста, но должно работать всего один год по распределению). Этот год исчисляется с момента заключения трудового договора с нанимателем.

Особенностью прохождения работы по рас­пределению данной категорией молодых специали­стов является то обстоятельство, что в описанных случаях им не выдается справка о самостоятель­ном трудоустройстве (часть четвертая п. 5 Поло­жения о возмещении средств). За ними сохраня­ется обязательство отработать по распределению оставшийся срок после окончания службы в Воо­руженных Силах.

В соответствии с п. 31 Положения о распреде­лении у молодого специалиста во втором случае есть следующие варианты:

В случае если молодой специалист желает трудоустроиться и работать оставшийся год по рас­пределению у первого нанимателя, он письменно уведомляет об этом нанимателя за два месяца до окончания службы.

Так как с молодым специалистом не был заклю­чен трудовой договор, на него не распространяют­ся гарантии, установленные гл. 31 ТК, в частности, право поступления на работу к тому же нанима­телю на должность, равноценную занимаемой до призыва на воинскую службу (ст. 342 ТК).

Вместе с тем, поскольку молодого специалиста необходимо трудоустроить в соответствии с полученной спе­циальностью, квалификацией, наниматель обязан предоставить ему именно должность, указанную в заявке, в соответствии с которой выпускник был распределен.

Если у нанимателя осталась возможность при­нять молодого специалиста на работу, они заклю­чают трудовой договор. Если нет - наниматель дает мотивированный отказ в трудоустройстве («откреп­ление»), и молодой специалист должен обратить­ся в свое учреждение образования с ходатайством о перераспределении. Если отсутствует возмож­ность предоставить молодому специалисту новое место работы, ему выдается справка о самостоя­тельном трудоустройстве, и он утрачивает особый статус;

В случае если молодой специалист не жела­ет работать оставшийся год у первого нанимателя, учреждение образования решает вопрос о его пере­распределении в установленном порядке.

Как решается вопрос с распределением молодого специалиста, трудовой договор с которым был расторгнут в связи с нарушением нанимателем трудового законодательства?

В случае нарушения нанимателем законо­дательства о труде необходимо строго соблюдать правила расторжения трудового договора по требованию работника (молодого специалиста), установленные ст. 41 ТК. Если наниматель допус­тил нарушение законодательства о труде, кол­лективного или трудового договора, работник должен обратиться в компетентные органы для документального установления такого факта.

Такими органами могут выступать департа­мент государственной инспекции труда Мини­стерства труда и социальной защиты, профсоюз или суд. Только на основании решений указан­ных компетентных органов работник пишет за­явление с требованием о расторжении с ним трудового договора. В противном случае, если специалист, не дождавшись указанного реше­ния, оставит место работы, у нанимателя поя­вится право уволить его за дисциплинарный проступок.

Законодательством не установлен срок, в те­чение которого наниматель должен расторгнуть трудовой договор на основании соответствую­щего заявления работника. Судебная практика говорит о том, что в случае нарушения нанимате­лем трудового законодательства и установления этого факта компетентным органом трудовой до­говор должен быть расторгнут в срок, указанный работником в соответствующем заявлении.

При увольнении в связи с нарушением на­нимателем законодательства о труде последний выплачивает работнику 2-недельный (ввиду рас­торжения бессрочного трудового договора) или 3-месячный (вследствие расторжения контракта) средний заработок.

Молодой специалист должен также обра­титься в учреждение образования, которое ре­шает вопрос о его перераспределении (абзац пятый части первой п. 22 Положения о распре­делении).

 

[1] В случае если местные исполнительные или распоряди­тельные органы или наниматель приняли на себя такие обя­зательства.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.