В этом номере журнала мы продолжим беседу о молодых специалистах, их особом статусе, а также рассмотрим особенности трудовых отношений с данной категорией работников, которые необходимо знать кадровой службе.
Какие льготы существуют при распределении?
Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702 (в редакции от 22.12.2009) (далее - Положение о распределении), предусматривает ограниченный перечень оснований, при наличии которых выпускник может рассчитывать на определенные льготы при распределении:
выпускник является инвалидом I или II группы. В этом случае выпускнику предоставляется работа с учетом состояния его здоровья по месту постоянного жительства его родителей или его супруга (часть первая п. 14 Положения о распределении);
один из родителей выпускника или его муж (жена) является инвалидом I или II группы. Данное основание позволяет выпускнику трудоустроиться по распределению (при наличии заявки) по месту постоянного жительства такого родителя или мужа (жены) (часть вторая п. 14 Положения о распределении).
По мнению автора, данная норма требует доработки. Например, когда родственник выпускника (помимо указанных в данной норме) признан недееспособным (ограниченно дееспособным), а выпускник является его опекуном (попечителем), мы считаем справедливым распространить на последнего данную льготу;
выпускник имеет медицинские противопоказания к работе по полученной профессии (специальности). Место работы такому выпускнику предоставляется с учетом состояния его здоровья (часть третья п. 14 Положения о распределении);
выпускник относится к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением обучавшихся по договорам о целевой подготовке специалистов) (часть четвертая п. 14 Положения о распределении).
Место работы такому выпускнику предоставляется по месту закрепления за ним жилых помещений, либо по месту включения его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо с его согласия - в населенных пунктах, где ему будет предоставлено место для проживания в общежитии;
супруг (супруга) выпускника избран на выборную должность в государственные органы, направлен на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь. В этом случае работа выпускнику предоставляется по месту прохождения супругом (супругой) государственной службы (п. 15 Положения о распределении);
супруг (супруга) выпускника является военнослужащим Вооруженных Сил, сотрудником Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорским работником. Данное обстоятельство позволяет выпускнику трудоустроиться по месту прохождения супругом (супругой) службы (п. 15 Положения о распределении).
Однако такая льгота не распространяется на супругов военнослужащих, проходящих срочную военную службу, и курсантов военных училищ;
выпускникам-супругам, которые должны быть направлены на работу по распределению одновременно, работа предоставляется в организациях, расположенных в одном населенном пункте (часть первая п. 16 Положения о распределении). Эта льгота распространяется также на супругов, которые являются выпускниками одного учебного года разных учреждений образования;
супруг (супруга) выпускника распределен ранее. Данное обстоятельство позволяет выпускнику трудоустроиться в том же населенном пункте (часть вторая п. 16 Положения о распределении);
супруг (супруга) выпускника работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь. В данном случае работа выпускнику предоставляется по месту работы или жительства супруга (супруги) (часть третья п. 16 Положения о распределении). Такая льгота актуальна в случае, когда супруг (супруга) выпускника не является молодым специалистом (т.е. не был направлен на работу по распределению).
Тем не менее данная льгота не будет применяться, если не будут соблюдены названные условия: супруг (супруга) должен и работать, и постоянно проживать в Республике Беларусь. Таким образом, невозможно применение этой льготы, в частности, в случае, когда выпускник заключает брак с гражданином Республики Беларусь, который постоянно проживает за пределами Республики Беларусь, или с иностранным гражданином, который не имеет вида на жительство в Республике Беларусь;
выпускнице, которая беременна, работа предоставляется по месту жительства семьи (п. 17 Положения о распределении);
выпускник имеет ребенка в возрасте до 3 лет на дату принятия решения о направлении на работу. В данном случае работа выпускнику предоставляется по месту жительства семьи (п. 17 Положения о распределении);
выпускник является гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за ее пределами. Такой выпускник может быть трудоустроен по месту жительства по запросу находящейся там организации Республики Беларусь (п. 18 Положения о распределении).
Таким образом, при наличии оснований, предусмотренных пп. 14-18, молодой специалист имеет право трудоустроиться по распределению по месту жительства своих родителей или супруга (супруги), по месту прохождения службы другим супругом (супругой), в одном населенном пункте с другим супругом (супругой) - в зависимости от основания и при предоставлении соответствующих документов (п. 19 Положения о распределении).
Отметим также, что выпускники, которые обучались по договорам о целевой подготовке специалистов, не вправе воспользоваться льготами, установленными пп. 15-18 Положения о распределении.
Если отсутствует возможность предоставить выпускнику место работы (по полученной специальности и присвоенной квалификации) в соответствии с указанными льготами, такому выпускнику выдается справка о самостоятельном трудоустройстве (п. 20 Положения о распределении).
Какие последствия влечет неполучение выпускником направления на работу по распределению?
Специальным законодательством не предусмотрены какие-либо санкции за отказ выпускника от подписи в ведомости персонального распределения или от получения документа о направлении на работу по распределению.
Например, учреждение образования не вправе в таком случае не выдать лицу диплом о получении высшего образования, если выпускник успешно справится с итоговыми испытаниями. Равно как неправомерным будет и отчисление выпускника из учреждения образования по таким основаниям.
Запись в ведомости о персональном распределении является тем юридическим фактом, который позволяет говорить о наличии у выпускника признака 4 (см. выше), с появлением которого он приобретает статус молодого специалиста.
В случае неявки молодого специалиста на работу по месту распределения (мотивированной неполучением направления на работу по распределению) с него будут взысканы затраченные бюджетные средства.
Куда можно обжаловать решение комиссии по персональному распределению?
Законодательство о распределении не устанавливает порядок обжалования решения о направлении выпускника на работу по распределению, принятое комиссией по распределению, а также не называет орган, в компетенцию которого входит право рассмотрения таких обращений.
По общему правилу решения какого-либо органа или организации (действия должностного лица) обжалуются в вышестоящий орган или организацию (должностному лицу).
По отношению к председателю комиссии по распределению вышестоящим должностным лицом является руководитель учреждения образования (ректор) или его заместитель по соответствующему направлению деятельности.
Вышестоящим органом по отношению к учреждениям образования можно назвать Министерство образования Республики Беларусь, которое является республиканским органом государственного управления, проводит государственную политику в области образования, осуществляет регулирование, управление и государственный контроль в сфере образования (а также Министерство здравоохранения - в отношении учреждений образования, обеспечивающих получение медицинского образования).
У граждан есть право обращаться в государственные органы, иные организации (к должностным лицам) (Закон РБ от 06.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан», в ред. от 01.11.2004) (далее - Закон об обращении граждан). Данный закон определяет жалобу как требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан (ст. 1).
Такое обращение выпускника учреждения образования должно быть рассмотрено в течение 15 дней со дня его регистрации в Министерстве образования. Если же обращение требует дополнительного изучения и проверки - в течение месяца (ст. 10 Закона об обращении граждан).
По мнению автора, целесообразно в первую очередь обжаловать решение комиссии о распределении в вузе (отправлять жалобу на имя ректора), а в случае, если решение не будет отменено, - в Министерстве образования. Практика применения законодательства о распределении также говорит о возможности обращения в Министерство образования, которое, как правило, дает разъяснения в пользу выпускника или молодого специалиста.
Какие основания существуют для перераспределения?
Возможность перераспределения молодого специалиста, т.е. предоставления ему нового места работы по распределению, предусмотрена п. 22 Положения о распределении. Данная процедура реализуется учреждением образования в течение установленного срока работы по распределению после обращения молодого специалиста с соответствующей просьбой при наличии уважительных оснований, предусмотренных специальным законодательством.
Пункт 22 Положения о распределении устанавливает основания для перераспределения молодых специалистов:
приобретение инвалидности I или II группы молодым специалистом, одним из его родителей или супругом (супругой);
возникновение у молодого специалиста медицинских противопоказаний к работе по полученной специальности;
супруг (супруга) молодого специалиста избран на выборную должность в государственные органы, направлен на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь;
супруг (супруга) молодого специалиста, который является военнослужащим или сотрудником «силовых» органов, переведен на другое место работы (службы);
заключение брака с выпускником, который подлежит распределению;
заключение брака с лицом, которое работает и постоянно проживает в Республике Беларусь;
беременность, наличие ребенка в возрасте до 3 лет;
отказ нанимателя в приеме на работу молодому специалисту, направленному в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о подготовке специалиста (получение «открепления»);
расторжение срочного трудового договора по требованию работника в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (ст. 41 Трудового кодекса РБ; далее - ТК);
прекращение трудового договора с молодым специалистом в случаях, предусмотренных в пп. 2, 3 ст. 44 ТК:
восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
нарушение установленных правил приема на работу;
расторжение трудового договора по инициативе нанимателя в случаях, предусмотренных в пп. 1, 2 и 6 ст. 42 ТК:
сокращение численности или штата работников, ликвидация организации;
несоответствие работника занимаемой должности по состоянию здоровья;
неявка на работу более 4 месяцев вследствие временной нетрудоспособности;
невозможность предоставления места работы в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией по окончании службы в Вооруженных Силах при желании молодого специалиста продолжить работу по направлению;
перевод молодого специалиста с его согласия от одного нанимателя к другому (п. 4 ст. 35 ТК) по согласованию между ними с учетом полученной специальности и присвоенной квалификации;
отчисление из учреждения образования, обеспечивающего получение образования более высокого уровня (ступени) в дневной форме.
Во всех перечисленных случаях в первую очередь применяется процедура перераспределения (аналогична порядку распределения выпускников). При невозможности ее применения происходит освобождение от возмещения денежных средств и выдается справка о самостоятельном трудоустройстве (части шестая - девятая п. 22 Положения о распределении).
Кадровой службе важно знать, что в случае, если молодого специалиста перераспределяют, т.е. он получает новое направление на работу, срок обязательной отработки не прерывается (не начинается заново), а продолжает исчисляться с момента заключения трудового договора с новым нанимателем (часть вторая п. 30 Положения о распределении).
Процедура перераспределения отсутствует в случае совершения молодым специалистом действий, которые квалифицируются как неуважительные основания незаключения или расторжения трудового договора. В этом случае происходит расчет затраченных бюджетных средств, которые взыскиваются с молодого специалиста (п. 11 приложения 2 к Положению о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2006 № 1255 (в редакции от 22.12.2009) (далее - Положение о возмещении средств)).
Приведенный выше перечень также устанавливает соответствующие основания расторжения трудовых договоров с молодыми специалистами. Отметим, что отсутствие некоторых из них в предыдущей редакции законодательства о распределении (например, увольнение молодого специалиста в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде) порождало большое количество конфликтных ситуаций.
Очевидно, что законодатель, с одной стороны, расширил основания для расторжения трудового договора с молодым специалистом, но с другой - не спешит лишать его специального статуса, ограничивая тем самым свободу его действий, влекущих утрату данного статуса.
Для получения перераспределения молодой специалист должен представить в учреждение образования документы на основании п. 393 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 16.03.2006 № 152 (в ред от 28.01.2008) (далее - Перечень административных процедур). Срок рассмотрения документов и выдачи учреждением образования нового направления на работу в случае перераспределения составляет:
15 дней со дня подачи заявления;
1 месяц в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций.
Что такое открепление и для чего оно необходимо?
Такой документ, как открепление, законодательству о распределении не известен. Это обывательская трактовка отказа в приеме на работу в соответствии со свидетельством о направлении на работу, который предусмотрен п. 34 Положения о распределении. Под откреплением на практике понимается письмо первого нанимателя, к которому распределен молодой специалист, о том, что этот наниматель не имеет возможности обеспечить молодого специалиста рабочим местом согласно поданной заявке. Приведем образец составления письма-открепления.
Данная ситуация совершенно правомерна и логична. Очевидно, что если на момент начала работы комиссии по распределению (например, начало марта) и даже на момент получения выпускником своего диплома (конец июня) наниматель имеет возможность его трудоустроить, то на момент прибытия молодого специалиста для заключения трудового договора (начало августа) вакансия может быть уже занята или штатная единица сокращена.
Мотивированный отказ первого нанимателя в приеме на работу молодого специалиста должен быть проверен учреждением образования. В случае отсутствия объективных причин отказа наниматель будет привлечен к административной ответственности.
Если отказ в трудоустройстве мотивирован, то молодой специалист подлежит перераспределению (аналогично порядку распределения выпускников). При этом комиссия не связана какими-либо ограничениями (за исключением указанных в пп. 14-18 Положения о распределении): она может направить молодого специалиста на новое место работы по распределению и в тот же, и в другой населенный пункт и т.д.
Если отсутствуют заявленные места для трудоустройства (отсутствуют соответствующие заявки), молодой специалист получает справку о самостоятельном трудоустройстве и с этого момента теряет специальный статус (часть девятая п. 22 Положения о распределении).
В каких случаях выдается справка о самостоятельном трудоустройстве?
Справка о самостоятельном трудоустройстве (известная также как «свободный диплом») свидетельствует о том, что выпускник учреждения образования не обладает статусом молодого специалиста и в отношении него не действуют ограничения, установленные специальным законодательством.
Кадровой службе важно знать, что Положение о распределении (п. 35) обязывает всех нанимателей независимо от формы собственности при приеме на работу любого выпускника государственных вузов в течение 2 лет после окончания последними указанных учреждений образования требовать от такого выпускника предъявления свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве.
Поэтому в п. 20, части девятой п. 22 Положения о распределении, п. 6 Положения о возмещении средств прямо называются случаи выдачи данной справки:
невозможность предоставить место работы в соответствии с льготами, установленными пп. 14-17 Положения о распределении (в т.ч. и при перераспределении);отсутствие возможности предоставить выпускнику место работы по полученной специальности и присвоенной квалификации (в т.ч. и при перераспределении);
получение выпускником образования на условиях оплаты;
наличие оснований для освобождения от возмещения затраченных бюджетных средств;
добровольное возмещение затраченных бюджетных средств молодым специалистом.
Для получения данного документа молодой специалист обращается в учреждение образования с заявлением и представляет соответствующие документы (часть восьмая п. 22 Положения о распределении, п. 6 Положения о возмещении средств). Месячный срок для рассмотрения представленных документов и выдачи молодому специалисту справки о самостоятельном трудойстройстве
От редакции.
Далее мы продолжим изучение данной темы и рассмотрим следующие вопросы:
правомерно ли поручение молодому специалисту иной работы, нежели соответствующей полученному им образованию?
возможно ли принять молодого специалиста на работу по распределению на неполную ставку?
имеет ли право молодой специалист на работу по совместительству?
имеет ли право молодой специалист работать по гражданско-правовым договорам?
будет ли являться правомерным перевод молодого специалиста?
каким образом осуществляется контроль за работой молодого специалиста по распределению?
какие основания и особенности расторжения трудового договора с молодым специалистом установлены специальным законодательством?
какие существуют основания увольнения, которые требуют предварительного согласования с учреждением образования?
допускается ли увольнение молодого специалиста в связи с изменением существенных условий труда?
возможно ли увольнение молодого специалиста в порядке перевода к другому нанимателю?