Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Знакомьтесь – молодые специалисты

Итак! Для чего вообще необходимо распределение?

Институт распределения пришел (а точнее, остался, «перешел по наследству») в законо­дательство суверенной Республики Беларусь в на­чале 1990-х годов, когда был издан приказ Мин­образования РБ от 15.03.1993 № 84 «Об утверж­дении Временного положения о распределении выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведе­ний Республики Беларусь». Данное Временное положение во многом определило современные черты рассматриваемого правового института.

Однако острая дискуссия в отношении ин­ститута распределения возникла лишь с приня­тием постановления Совета Министров РБ от 14.10.2002 № 1423 «Аб зацвярджэнш Палажэн- ня аб размеркаванш выпускшкоу устаноу адука- цьп, ямя атрымалi прафеаянальна-тэхшчную, сярэднюю спецыяльную або вышэйшую адука- цыю у дзённай форме атрымання адукацып за кошт сродкау рэспублканскага i (або) мясцовых бюджэтау» (первая (предыдущая) редакция Поло­жения о распределении).

Для чего же существует распределение?

Во-первых, ст. 2 Конституции РБ закрепляет один из основополагающих принципов сосуще­ствования государства и граждан - принцип вза­имной ответственности. Поэтому «государство, взявшее на себя расходы по подготовке необхо­димых для отраслей хозяйства специалистов за счет бюджетных средств, может устанавливать отдельные требования к лицам, получившим об­разование на таких условиях, относительно мес­та и срока их работы в качестве молодых спе­циалистов, с одновременным предоставлением им ряда социальных льгот и гарантий», - заклю­чает судья Конституционного Суда Республики Беларусь В.В. Подгруша.

Во-вторых, введение обязательного распре­деления и ответственности за нарушение порядка его прохождения было продиктовано стремлени­ем законодателя создать благоприятные условия для начального трудоустройства выпускников, а также установить гарантии реализации установ­ленного порядка.

В-третьих, введение института распределе­ния необходимо для кадрового обеспечения раз­ных отраслей хозяйства Республики Беларусь, так как ряд регионов государства (сельская мест­ность, районы, пострадавшие в результате ава­рии на Чернобыльской АЭС) остаются без при­тока молодых кадров с высшей квалификацией.

Важно знать! Правовые акты, регулирующие институт распределения

В настоящее время институт распределения регулируют следующие основные нормативные правовые акты (далее - специальное законо­дательство, законодательство о молодых специа­листах), к которым мы будем постоянно обра­щаться в ходе изучения вопросов, связанных с молодыми специалистами:

Закон РБ от 29.10.1991  № 1202-XII «Об образовании» (в ред. от 09.11.2009) (далее - Закон об образовании);

Закон РБ от 11.07.2007 № 252-З «О выс­шем образовании» (в ред. от 06.07.2009) (далее - Закон о высшем образовании);

Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профес­сионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденное поста­новлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702 (в ред. от 22.12.2009) (далее - Положе­ние о распределении);

Положение о возмещении средств в рес­публиканский и (или) местные бюджеты, затра­ченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденное поста­новлением Совета Министров РБ от 23.09.2006 № 1255 (в ред. от 22.12.2009) (далее - Положе­ние о возмещении средств).

Что такое распределение?

Специальное законодательство не содержит как такового определения термина «распре­деление».

Поэтому мы с вами под распределением будем понимать направление в установленном порядке выпускников учреждений образова­ния, обеспечивающих получение профессио­нально-технического, среднего специально­го или высшего образования, дневной формы обучения, обучавшихся за счет бюджетных средств, на работу, их обязанность отработать установленный срок, а также привлечение их к ответственности за нарушение установленного порядка.

А более подробно содержание института распределения позволяет раскрыть общий поря­док его реализации, который непосредственно касается функций кадровой службы и выглядит следующим образом:

распределение выпускников комисси­ей по персональному распределению с учетом льгот, установленных специальным законо­дательством;

прохождение молодым специалистом ра­боты по распределению с учетом установленных гарантий, прав и обязанностей;

уведомление учреждения образования о заключении, изменении, прекращении трудово­го договора с молодым специалистом;

перераспределение молодого специалиста при наступлении оснований, предусмотренных специальным законодательством;

решение вопросов о привлечении к уста­новленной ответственности или освобождении от нее;

взыскание средств, затраченных на подго­товку молодого специалиста, или выдача справ­ки о самостоятельном трудоустройстве.

Что нужно знать кадровой службе о правовых особенностях регулирования института распределения?

По сути своей институт распределения - выражение воли государства: он носит админист­ративный характер, и его реализация основыва­ется на принудительной силе государства.

Административно-правовое регулирование данного института выражается в первую оче­редь в установлении обязанности отработать по распределению определенный период вре­мени. При этом именно государство решает, у какого нанимателя будет работать молодой спе­циалист.

Молодой специалист обязан возместить средства, затраченные на его подготовку из республиканского и (или) местных бюджетов, в случае нарушения им установленного порядка. Данное обязательство основано на соответст­вующем решении суда.

Также свободу воли молодого специалиста ограничивает запрет для первого нанимателя расторгать договор с данным работником (за исключением оговоренных случаев), а для иных нанимателей - принимать такого работника на работу без специальных документов, на что кад­ровой службе необходимо обратить особое вни­мание.

Бесспорно, позитивное участие государ­ства в процессе распределения проявляется в установлении дополнительных гарантий и льгот для данной категории работников (отдых после окончания учреждения образования, денежная помощь, выплачиваемая за этот период, возмож­ность получения льготного кредита и т.д.).

Институт распределения направлен на уста­новление определенных особенностей правово­го регулирования трудовых отношений с моло­дым специалистом. Именно в такие правоотно­шения вступают молодой специалист и нанима­тель, заключая трудовой договор.

Важно помнить, что молодой специа­лист является таким же работником, как и все остальные работники нанимателя, к которому он направлен по распределению. Он пользуется общими правами и гарантиями (право на труд, на отдых, на справедливую оплату труда, на участие в профсоюзных органах и т.д.) и несет общие обязанности (добросовестно выполнять свою работу, бережно относиться к имуществу нанимателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и распоряжения нанима­теля и т.д.), установленные трудовым законо­дательством.

Поэтому если молодому специалисту поручена определенная работа, то к нему долж­ны предъявляться те же требования, которые обычно предъявляются к работнику, выполняю­щему такую работу.

Какова компетенция учреждения образования, установленная законодательством о распределении?

Основными субъектами правовых отноше­ний, установленных законодательством о рас­пределении, являются: учреждение образования, молодой специалист, наниматель.

В действующей редакции законодательства, регулирующего порядок распределения молодо­го специалиста и прохождения им дальнейшей работы по распределению, учреждение обра­зования наделено дополнительными правами наряду с существовавшими. В его компетенцию теперь входят:

распределение молодого специалиста ко­миссией по персональному распределению (п. 7 Положения о распределении);

контроль за принятием молодого специа­листа на работу, изменением и расторжением трудового договора с ним - путем получения уведомлений от кадровой службы о соответ­ствующих действиях (пп. 31-34 Положения о распределении, п. 5 Положения о возмещении средств);

решение вопросов о перераспределении молодого специалиста (п. 22 Положения о рас­пределении);

принятие решения о возмещении моло­дым специалистом денежных средств, затра­ченных государством на его подготовку, или об освобождении его от такой ответственности с предоставлением справки о самостоятельном трудоустройстве (п. 5 Положения о возмещении средств);

представление в суде интересов государ­ства в процессе принудительного взыскания за­траченных бюджетных средств (п. 8 Положения о возмещении средств).

Статус молодого специалиста

Кто может быть распределен?

Давайте, прежде всего, разберемся с самим определением «молодой специалист». Вам следует различать такие понятия, как «выпускник учреждения образования» и «моло­дой специалист».

Под выпускниками учреждения образова­ния понимаются лица, «(признак 1) получившие <...> высшее образование первой либо второй ступени (признак 2) в дневной форме получения образования (признак 3) за счет средств респуб­ликанского и (или) местных бюджетов»[1] (часть двенадцатая ст. 10 Закона об образовании, часть первая п. 5 ст. 30 Закона о высшем образовании, часть первая п. 4 Положения о распределении).

Выпускники учреждения образования подле­жат распределению в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь. При этом Положение о распределении содержит исключе­ния из этого правила, т.е. некоторые категории выпускников не подлежат распределению, и о них мы поговорим ниже.

Кроме того, Положение о распределении предусматривает и определенные обстоятель­ства, когда выпускники, подлежащие распреде­лению, могут не быть направлены на работу по распределению (пп. 14-18, 20).

Таким образом, в отличие от выпускников учреждения образования, молодыми специали­стами считаются лица, обладающие указанными признаками и «(признак 4) направленные на ра­боту по распределению» (часть тринадцатая ст. 10 Закона об образовании, часть первая п. 5 ст. 30 Закона о высшем образовании, часть пер­вая п. 5 Положения о распределении).

Вам важно помнить, что наниматель, указан­ный в направлении на работу по распределению (далее - первый наниматель), должен принять на работу именно молодого специалиста. То есть выпускника учреждения образования, у которо­го на руках есть направление на работу к этому нанимателю, а не просто выпускника, так как не­которые из них получают справку о свободном трудоустройстве.

Таким образом, понятие «выпускник учреж­дения образования» шире и включает в себя понятие «молодой специалист». Лишь часть вы­пускников соответствует установленным крите­риям и подлежит распределению, а также не все из них могут получить направление на работу по распределению и соответственно специальный статус (подробнее см. ниже).

Данный статус характеризуется особыми права­ми, гарантиями, а также обязанностями его но­сителя по отношению к иным категориям работ­ников, которые установлены законодательством о распределении.

В части тринадцатой ст. 10 Закона об обра­зовании, части второй п. 5 ст. 30 Закона о выс­шем образовании, части первой п. 5 Положения о распределении содержится совокупность обя­зательных признаков, при наличии которых вы­пускник учреждения образования приобретает специальный статус и может считаться молодым специалистом:

выпускник обязан получить высшее обра­зование, т.е. окончить полный курс обучения, пройти итоговую аттестацию и получить соот­ветствующий документ (диплом);

выпускник должен обучаться в дневной форме получения образования;

образование выпускника должно финан­сироваться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

выпускник должен быть направлен на рабо­ту по распределению в порядке, установленном специальным законодательством (получить соот­ветствующий документ).

В случае отсутствия какого-либо из назван­ных признаков лицо не может приобрести ста­тус молодого специалиста.

Во втором случае мы имеем дело всего лишь с работником, который в недавнем прошлом окончил учреждение образования и имеет мало практического опыта для выполнения поручен­ной ему работы. При этом не учитывается пра­вовое содержание данного термина, которое ус­тановлено законодательством о распределении и которое мы с вами рассматриваем в данной статье.

Кто такой молодой специалист?

Нам очень важно различать понятие «моло­дой специалист» как юридический термин и как обыденное понятие.

В первом случае мы говорим о совокупности норм, которые устанавливают особое правовое положение лица, обладающего статусом моло­дого специалиста (далее - специальный статус).

Кто не может быть распределен?

Положение о распределении прямо преду­сматривает, что не могут быть распределены следующие категории выпускников:

- выпускники учреждений образования, которые осуществляют подготовку кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного кон­троля, органов и подразделений по чрезвычай­ным ситуациям (п. 3);

-иностранные граждане, местом постоянно­го проживания которых являются иностранные государства (часть первая п. 4);

-лица без гражданства, место постоянного проживания которых - иностранные государст­ва (часть первая п. 4);
выпускники, которые включены Министер­ством спорта и туризма в списочные составы национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта (часть третья п. 4);

-выпускники профессионально-техниче­ских училищ, находящихся на территории уч­реждений уголовно-исправительной системы, республиканских унитарных производственных предприятий уголовно-исполнительной систе­мы, лечебно-трудовых профилакториев, рес­публиканских унитарных производственных предприятий лечебно-трудовых профилактори­ев Министерства внутренних дел, специальных учебно-воспитательных учреждений и специаль­ных лечебно-воспитательных учреждений (часть третья п. 4);

-выпускники, получившие образование за плату (например, обучавшиеся за собственные средства или за счет средств организаций, - в последнем случае условия трудоустройства та­кого выпускника, как правило, отражены в со­ответствующем договоре лица с организацией) (часть вторая п. 20).

Кроме того, как мы уже выяснили, распре­делению подлежат лишь те выпускники, которые соответствуют критериям (обладают признака­ми), установленным в части первой п. 4 Поло­жения о распределении. Поэтому к числу лиц, которые не подлежат распределению, следует от­нести также выпускников:

-получивших высшее образование в очной (вечерней) и заочной формах;

-получивших послевузовское образование (докторантура);

-обучавшихся в учреждениях образования, но не прошедших итоговую аттестацию либо вы­бывших из учреждений образования в процессе обучения.

Перечисленные категории выпускников не подлежат распределению (не получают ни на­правления на работу по распределению, ни справку о самостоятельном трудоустройстве) в принципе, так как они либо прямо названы Положением о распределении, либо не соответ­ствуют критериям, установленным данным По­ложением. Поэтому можно говорить о том, что такие выпускники не наделены правом приобре­тать статус молодых специалистов.

В течение какого времени действует статус молодого специалиста?

Это очень важный вопрос именно для работ­ников кадровых служб, так как он непосредст­венно связан с предоставлением всех гарантий, льгот и обязанностями молодого специалиста.

Лицо, обладающее всеми 4 перечисленными выше признаками, является молодым специали­стом (часть тринадцатая ст. 10 Закона об обра­зовании, п. 5 Положения о распределении). То есть с момента получения выпускником учреж­дения образования диплома о высшем образо­вании и направления на работу по распределе­нию (а это значит, что еще до момента заключе­ния трудового договора с первым нанимателем) он является молодым специалистом. Направле­ние на работу по распределению должно быть выдано молодому специалисту не позднее од­ного месяца после окончания обучения в учреж­дении образования (п. 21 Положения о рас­пределении).

Для выпускников высших медицинских учреж­дений образования установлен особый поря­док. Такие выпускники направляются на работу по распределению после прохождения стажи­ровки (интернатуры), которая имеет место после окончания (получения диплома об образовании) соответствующего вуза (часть вторая п. 5 Поло­жения о распределении). Соответственно нача­лом действия специального статуса для назван­ных выпускников является завершение стажи­ровки (интернатуры) и получение направления на работу по распределению.

Молодой специалист должен отработать по распределению 2 года. Указанный срок работы исчисляется со дня заключения трудового дого­вора между молодым специалистом и первым нанимателем.

Обратите особое внимание, что при этом вам необходимо учитывать право молодого спе­циалиста на отдых сразу после официального окончания учреждения образования (заверше­ния стажировки (интернатуры)). Если лицо ис­пользовало данный месячный отдых и заключило трудовой договор с нанимателем только по его окончании, то фактический срок действия спе­циального статуса будет равен двум годам и од­ному месяцу.

Отметим, что частью второй п. 30 Положе­ния о распределении установлены периоды вре­мени, которые засчитываются в срок работы по распределению:

период службы по призыву, службы в ре­зерве в Вооруженных Силах Республики Бела­русь, других войсках и воинских формировани­ях Республики Беларусь;

период нахождения после окончания учреж­дения образования в отпуске по уходу за ре­бенком до достижения им возраста 3 лет;

время работы у другого нанимателя (в слу­чае перераспределения).

В каком случае лицо утрачивает статус молодого специалиста?

Лицо лишается статуса молодого специали­ста в случаях, когда:

заканчивается установленный срок отра­ботки по распределению (общее правило).

Данный вывод можно сделать, основываясь на норме п. 5 Положения о распределении: в та­ком случае лицо полностью исполнит свою обя­занность работать по распределению. Соответ­ственно государство уже не вправе требовать у такого лица соблюдения ограничений, характер­ных для специального статуса;

лицу в течение установленного срока от­работки по распределению (досрочно) выдается справка о самостоятельном трудоустройстве в следующих случаях:

отсутствие возможности предоставления нового места работы при перераспределении (части восьмая - девятая п. 22 Положения о рас­пределении);

наличие оснований для освобождения от возмещения затраченных средств (п. 6 Положе­ния о возмещении средств);

добровольное возмещение затраченных средств молодым специалистом (п. 6 Положения о возмещении средств).

Приведенный перечень является исчерпы­вающим, поскольку специальным законодатель­ством не предусмотрены иные основания утра­ты данного статуса. Поэтому нельзя говорить об автоматической утрате статуса молодого специалиста в случае прекращения трудового договора и трудовых отношений с первым на­нимателем до окончания установленного срока обязательной отработки.

Напротив, неправо­мерное расторжение трудового договора с мо­лодым специалистом (например, за виновные действия последнего) является основанием для привлечения молодого специалиста к специаль­ной ответственности. И как вы понимаете, это было бы невозможно в случае, если бы лицо ав­томатически утрачивало статус молодого спе­циалиста при увольнении.

Подчеркнем еще раз: в течение 2-летнего срока после окончания учреждения образова­ния (прохождения стажировки (интернатуры)) наличие справки о самостоятельном трудоуст­ройстве - самый очевидный признак того, что лицо не обладает статусом молодого специа­листа.

Процедура распределения выпускников

В каком порядке осуществляется распределение выпускников?

Распределение выпускников учреждения об­разования осуществляется комиссией по пер­сональному распределению. В работе комиссии могут принимать участие представители рес­публиканских или местных органов государ­ственного управления, иных государственных организаций, профсоюзов и т.д. Распределение выпускников должно состояться не позднее чем за 2 месяца до окончания ими учреждения об­разования.

Для кадровой службы интересен особый порядок распределения, установленный для выпускников, которые обучались на основе договоров на целевую подготовку квалифици­рованных рабочих (служащих) и специалистов (далее - договоры о целевой подготовке специа­листов). Такие выпускники не имеют возможно­сти выбора себе места работы по распределе­нию из присланных заявок, они направляются на работу по распределению на основании данных договоров (часть четвертая п. 11 Положения о распределении).

Решение о направлении выпускника на то или иное место работы по распределению реша­ется голосованием членов комиссии. Принятое решение фиксируется в протоколе заседания комиссии и ведомости о персональном распре­делении. После этого выпускнику выдается на­правление на работу по распределению.

Что такое гарантийное письмо?

С учетом норм законодательства о распре­делении и анализа практики его применения можно говорить о том, что рабочие места для трудоустройства молодых специалистов предо­ставляются на основании:

заявок организаций, предоставленных в учреждение образования заранее (общее пра­вило). Такие заявки должны быть присланы еще до начала работы комиссии по распреде­лению с тем, чтобы обеспечить возможность выпускников ознакомиться с ними. Такие заяв­ки являются «обезличенными», т.е. организа­ция просит направить к ней на работу любого выпускника по указанной квалификации или специальности;

договоров о целевой подготовке специа­листов (подробнее см. ниже);

индивидуальных заявок организаций. Ле­гальное определение последних отсутствует, од­нако на практике под ними понимается ходатай­ство организации направить к ней конкретного выпускника с гарантией предоставления ему первого рабочего места в течение 2 лет (далее - гарантийное письмо). Давайте приведем обра­зец составления гарантийного письма.

 

Фактически гарантийное письмо является возможностью выпускника, подлежащего рас­пределению, самостоятельно найти себе «дру­жественного» первого нанимателя. Порядок представления индивидуальных заявок в комис­сию по распределению не установлен законо­дательством. Однако обычно такое гарантийное письмо представляется в вуз уже после начала работы комиссии по распределению. Главное, чтобы это было сделано до принятия комиссией решения о распределении выпускника.

Делая заявку в вуз на того или иного спе­циалиста, вы должны учитывать, что сущест­вует установленная очередность удовлетво­рения заявок на специалистов, поступающих от различных организаций (п. 9 Положения о распределении). В первую очередь выпускни­ки направляются на работу по распределению в государственные организации и организации с долей собственности государства в их устав­ных фондах согласно договорам о подготовке специалистов,  заявкам  на  специалистов  этих организаций.

Допускается  распределение  выпускников  в иные организации, а также рассмотрение заявок организаций  о  распределении  на  работу  к  ним конкретных  выпускников  (т.е.  удовлетворение индивидуальных заявок). Однако такую возможность комиссии по распределению законодатель предоставляет по мере удовлетворения потребностей в специалистах государственных организаций.

Таким образом, даже при наличии возмож¬ности удовлетворения индивидуальных заявок заявки будут рассматриваться в соответствии с установленным приоритетом. Поэтому нельзя говорить о гарантиях удовлетворения индивидуальных заявок (особенно от негосударственных организаций) в случаях, когда на момент распределения конкретного выпускника не удовлетво¬рены заявки государственных организаций.

От редакции:

В следующих выпусках журнала мы продолжим изучение данной темы. Автором будут освещены очень важные для кадровой службы вопросы, такие как:

какие льготы существуют при распределении?
какие последствия влечет неполучение выпускником направления на работу по распределению?
что такое «открепление» и для чего оно необходимо?
правомерно ли поручение молодому специалисту иной работы, нежели соответствующая полученному им образованию?
возможно ли принять молодого специалиста на работу по распределению на неполную ставку?
имеет ли право молодой специалист на работу по совместительству?
имеет ли право молодой специалист работать по гражданско-правовым договорам?
будет ли являться правомерным перевод молодого специалиста?
каким образом осуществляется контроль за работой молодого специалиста по распределению?
какие основания и особенности расторжения трудового договора с молодым специалистом установлены специальным законодательством?
каковы основания увольнения, которые требуют предварительного согласования с учреждением обра­зования?
допускается ли увольнение молодого специалиста в связи с изменением существенных условий труда?
возможно ли увольнение молодого специалиста в порядке перевода к другому нанимателю? И многие другие.

[1] В настоящей статье рассматривается правовое поло­жение выпускников высших учебных заведений. Однако все сказанное правомерно и для выпускников учреждений образо­вания, обеспечивающих получение профессионально-техниче­ского, среднего специального образования, с той лишь оговор­кой, что молодой специалист, получивший профессионально­техническое образование, должен отработать по распределе­нию 1 год.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.