Итак! Для чего вообще необходимо распределение?
Институт распределения пришел (а точнее, остался, «перешел по наследству») в законодательство суверенной Республики Беларусь в начале 1990-х годов, когда был издан приказ Минобразования РБ от 15.03.1993 № 84 «Об утверждении Временного положения о распределении выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений Республики Беларусь». Данное Временное положение во многом определило современные черты рассматриваемого правового института.
Однако острая дискуссия в отношении института распределения возникла лишь с принятием постановления Совета Министров РБ от 14.10.2002 № 1423 «Аб зацвярджэнш Палажэн- ня аб размеркаванш выпускшкоу устаноу адука- цьп, ямя атрымалi прафеаянальна-тэхшчную, сярэднюю спецыяльную або вышэйшую адука- цыю у дзённай форме атрымання адукацып за кошт сродкау рэспублканскага i (або) мясцовых бюджэтау» (первая (предыдущая) редакция Положения о распределении).
Для чего же существует распределение?
Во-первых, ст. 2 Конституции РБ закрепляет один из основополагающих принципов сосуществования государства и граждан - принцип взаимной ответственности. Поэтому «государство, взявшее на себя расходы по подготовке необходимых для отраслей хозяйства специалистов за счет бюджетных средств, может устанавливать отдельные требования к лицам, получившим образование на таких условиях, относительно места и срока их работы в качестве молодых специалистов, с одновременным предоставлением им ряда социальных льгот и гарантий», - заключает судья Конституционного Суда Республики Беларусь В.В. Подгруша.
Во-вторых, введение обязательного распределения и ответственности за нарушение порядка его прохождения было продиктовано стремлением законодателя создать благоприятные условия для начального трудоустройства выпускников, а также установить гарантии реализации установленного порядка.
В-третьих, введение института распределения необходимо для кадрового обеспечения разных отраслей хозяйства Республики Беларусь, так как ряд регионов государства (сельская местность, районы, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС) остаются без притока молодых кадров с высшей квалификацией.
Важно знать! Правовые акты, регулирующие институт распределения
В настоящее время институт распределения регулируют следующие основные нормативные правовые акты (далее - специальное законодательство, законодательство о молодых специалистах), к которым мы будем постоянно обращаться в ходе изучения вопросов, связанных с молодыми специалистами:
Закон РБ от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании» (в ред. от 09.11.2009) (далее - Закон об образовании);
Закон РБ от 11.07.2007 № 252-З «О высшем образовании» (в ред. от 06.07.2009) (далее - Закон о высшем образовании);
Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702 (в ред. от 22.12.2009) (далее - Положение о распределении);
Положение о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2006 № 1255 (в ред. от 22.12.2009) (далее - Положение о возмещении средств).
Что такое распределение?
Специальное законодательство не содержит как такового определения термина «распределение».
Поэтому мы с вами под распределением будем понимать направление в установленном порядке выпускников учреждений образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, дневной формы обучения, обучавшихся за счет бюджетных средств, на работу, их обязанность отработать установленный срок, а также привлечение их к ответственности за нарушение установленного порядка.
А более подробно содержание института распределения позволяет раскрыть общий порядок его реализации, который непосредственно касается функций кадровой службы и выглядит следующим образом:
распределение выпускников комиссией по персональному распределению с учетом льгот, установленных специальным законодательством;
прохождение молодым специалистом работы по распределению с учетом установленных гарантий, прав и обязанностей;
уведомление учреждения образования о заключении, изменении, прекращении трудового договора с молодым специалистом;
перераспределение молодого специалиста при наступлении оснований, предусмотренных специальным законодательством;
решение вопросов о привлечении к установленной ответственности или освобождении от нее;
взыскание средств, затраченных на подготовку молодого специалиста, или выдача справки о самостоятельном трудоустройстве.
Что нужно знать кадровой службе о правовых особенностях регулирования института распределения?
По сути своей институт распределения - выражение воли государства: он носит административный характер, и его реализация основывается на принудительной силе государства.
Административно-правовое регулирование данного института выражается в первую очередь в установлении обязанности отработать по распределению определенный период времени. При этом именно государство решает, у какого нанимателя будет работать молодой специалист.
Молодой специалист обязан возместить средства, затраченные на его подготовку из республиканского и (или) местных бюджетов, в случае нарушения им установленного порядка. Данное обязательство основано на соответствующем решении суда.
Также свободу воли молодого специалиста ограничивает запрет для первого нанимателя расторгать договор с данным работником (за исключением оговоренных случаев), а для иных нанимателей - принимать такого работника на работу без специальных документов, на что кадровой службе необходимо обратить особое внимание.
Бесспорно, позитивное участие государства в процессе распределения проявляется в установлении дополнительных гарантий и льгот для данной категории работников (отдых после окончания учреждения образования, денежная помощь, выплачиваемая за этот период, возможность получения льготного кредита и т.д.).
Институт распределения направлен на установление определенных особенностей правового регулирования трудовых отношений с молодым специалистом. Именно в такие правоотношения вступают молодой специалист и наниматель, заключая трудовой договор.
Важно помнить, что молодой специалист является таким же работником, как и все остальные работники нанимателя, к которому он направлен по распределению. Он пользуется общими правами и гарантиями (право на труд, на отдых, на справедливую оплату труда, на участие в профсоюзных органах и т.д.) и несет общие обязанности (добросовестно выполнять свою работу, бережно относиться к имуществу нанимателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и распоряжения нанимателя и т.д.), установленные трудовым законодательством.
Поэтому если молодому специалисту поручена определенная работа, то к нему должны предъявляться те же требования, которые обычно предъявляются к работнику, выполняющему такую работу.
Какова компетенция учреждения образования, установленная законодательством о распределении?
Основными субъектами правовых отношений, установленных законодательством о распределении, являются: учреждение образования, молодой специалист, наниматель.
В действующей редакции законодательства, регулирующего порядок распределения молодого специалиста и прохождения им дальнейшей работы по распределению, учреждение образования наделено дополнительными правами наряду с существовавшими. В его компетенцию теперь входят:
распределение молодого специалиста комиссией по персональному распределению (п. 7 Положения о распределении);
контроль за принятием молодого специалиста на работу, изменением и расторжением трудового договора с ним - путем получения уведомлений от кадровой службы о соответствующих действиях (пп. 31-34 Положения о распределении, п. 5 Положения о возмещении средств);
решение вопросов о перераспределении молодого специалиста (п. 22 Положения о распределении);
принятие решения о возмещении молодым специалистом денежных средств, затраченных государством на его подготовку, или об освобождении его от такой ответственности с предоставлением справки о самостоятельном трудоустройстве (п. 5 Положения о возмещении средств);
представление в суде интересов государства в процессе принудительного взыскания затраченных бюджетных средств (п. 8 Положения о возмещении средств).
Статус молодого специалиста
Кто может быть распределен?
Давайте, прежде всего, разберемся с самим определением «молодой специалист». Вам следует различать такие понятия, как «выпускник учреждения образования» и «молодой специалист».
Под выпускниками учреждения образования понимаются лица, «(признак 1) получившие <...> высшее образование первой либо второй ступени (признак 2) в дневной форме получения образования (признак 3) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов»[1] (часть двенадцатая ст. 10 Закона об образовании, часть первая п. 5 ст. 30 Закона о высшем образовании, часть первая п. 4 Положения о распределении).
Выпускники учреждения образования подлежат распределению в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь. При этом Положение о распределении содержит исключения из этого правила, т.е. некоторые категории выпускников не подлежат распределению, и о них мы поговорим ниже.
Кроме того, Положение о распределении предусматривает и определенные обстоятельства, когда выпускники, подлежащие распределению, могут не быть направлены на работу по распределению (пп. 14-18, 20).
Таким образом, в отличие от выпускников учреждения образования, молодыми специалистами считаются лица, обладающие указанными признаками и «(признак 4) направленные на работу по распределению» (часть тринадцатая ст. 10 Закона об образовании, часть первая п. 5 ст. 30 Закона о высшем образовании, часть первая п. 5 Положения о распределении).
Вам важно помнить, что наниматель, указанный в направлении на работу по распределению (далее - первый наниматель), должен принять на работу именно молодого специалиста. То есть выпускника учреждения образования, у которого на руках есть направление на работу к этому нанимателю, а не просто выпускника, так как некоторые из них получают справку о свободном трудоустройстве.
Таким образом, понятие «выпускник учреждения образования» шире и включает в себя понятие «молодой специалист». Лишь часть выпускников соответствует установленным критериям и подлежит распределению, а также не все из них могут получить направление на работу по распределению и соответственно специальный статус (подробнее см. ниже).
Данный статус характеризуется особыми правами, гарантиями, а также обязанностями его носителя по отношению к иным категориям работников, которые установлены законодательством о распределении.
В части тринадцатой ст. 10 Закона об образовании, части второй п. 5 ст. 30 Закона о высшем образовании, части первой п. 5 Положения о распределении содержится совокупность обязательных признаков, при наличии которых выпускник учреждения образования приобретает специальный статус и может считаться молодым специалистом:
выпускник обязан получить высшее образование, т.е. окончить полный курс обучения, пройти итоговую аттестацию и получить соответствующий документ (диплом);
выпускник должен обучаться в дневной форме получения образования;
образование выпускника должно финансироваться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
выпускник должен быть направлен на работу по распределению в порядке, установленном специальным законодательством (получить соответствующий документ).
В случае отсутствия какого-либо из названных признаков лицо не может приобрести статус молодого специалиста.
Во втором случае мы имеем дело всего лишь с работником, который в недавнем прошлом окончил учреждение образования и имеет мало практического опыта для выполнения порученной ему работы. При этом не учитывается правовое содержание данного термина, которое установлено законодательством о распределении и которое мы с вами рассматриваем в данной статье.
Кто такой молодой специалист?
Нам очень важно различать понятие «молодой специалист» как юридический термин и как обыденное понятие.
В первом случае мы говорим о совокупности норм, которые устанавливают особое правовое положение лица, обладающего статусом молодого специалиста (далее - специальный статус).
Кто не может быть распределен?
Положение о распределении прямо предусматривает, что не могут быть распределены следующие категории выпускников:
- выпускники учреждений образования, которые осуществляют подготовку кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (п. 3);
-иностранные граждане, местом постоянного проживания которых являются иностранные государства (часть первая п. 4);
-лица без гражданства, место постоянного проживания которых - иностранные государства (часть первая п. 4);
выпускники, которые включены Министерством спорта и туризма в списочные составы национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта (часть третья п. 4);
-выпускники профессионально-технических училищ, находящихся на территории учреждений уголовно-исправительной системы, республиканских унитарных производственных предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, республиканских унитарных производственных предприятий лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений (часть третья п. 4);
-выпускники, получившие образование за плату (например, обучавшиеся за собственные средства или за счет средств организаций, - в последнем случае условия трудоустройства такого выпускника, как правило, отражены в соответствующем договоре лица с организацией) (часть вторая п. 20).
Кроме того, как мы уже выяснили, распределению подлежат лишь те выпускники, которые соответствуют критериям (обладают признаками), установленным в части первой п. 4 Положения о распределении. Поэтому к числу лиц, которые не подлежат распределению, следует отнести также выпускников:
-получивших высшее образование в очной (вечерней) и заочной формах;
-получивших послевузовское образование (докторантура);
-обучавшихся в учреждениях образования, но не прошедших итоговую аттестацию либо выбывших из учреждений образования в процессе обучения.
Перечисленные категории выпускников не подлежат распределению (не получают ни направления на работу по распределению, ни справку о самостоятельном трудоустройстве) в принципе, так как они либо прямо названы Положением о распределении, либо не соответствуют критериям, установленным данным Положением. Поэтому можно говорить о том, что такие выпускники не наделены правом приобретать статус молодых специалистов.
В течение какого времени действует статус молодого специалиста?
Это очень важный вопрос именно для работников кадровых служб, так как он непосредственно связан с предоставлением всех гарантий, льгот и обязанностями молодого специалиста.
Лицо, обладающее всеми 4 перечисленными выше признаками, является молодым специалистом (часть тринадцатая ст. 10 Закона об образовании, п. 5 Положения о распределении). То есть с момента получения выпускником учреждения образования диплома о высшем образовании и направления на работу по распределению (а это значит, что еще до момента заключения трудового договора с первым нанимателем) он является молодым специалистом. Направление на работу по распределению должно быть выдано молодому специалисту не позднее одного месяца после окончания обучения в учреждении образования (п. 21 Положения о распределении).
Для выпускников высших медицинских учреждений образования установлен особый порядок. Такие выпускники направляются на работу по распределению после прохождения стажировки (интернатуры), которая имеет место после окончания (получения диплома об образовании) соответствующего вуза (часть вторая п. 5 Положения о распределении). Соответственно началом действия специального статуса для названных выпускников является завершение стажировки (интернатуры) и получение направления на работу по распределению.
Молодой специалист должен отработать по распределению 2 года. Указанный срок работы исчисляется со дня заключения трудового договора между молодым специалистом и первым нанимателем.
Обратите особое внимание, что при этом вам необходимо учитывать право молодого специалиста на отдых сразу после официального окончания учреждения образования (завершения стажировки (интернатуры)). Если лицо использовало данный месячный отдых и заключило трудовой договор с нанимателем только по его окончании, то фактический срок действия специального статуса будет равен двум годам и одному месяцу.
Отметим, что частью второй п. 30 Положения о распределении установлены периоды времени, которые засчитываются в срок работы по распределению:
период службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;
период нахождения после окончания учреждения образования в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
время работы у другого нанимателя (в случае перераспределения).
В каком случае лицо утрачивает статус молодого специалиста?
Лицо лишается статуса молодого специалиста в случаях, когда:
заканчивается установленный срок отработки по распределению (общее правило).
Данный вывод можно сделать, основываясь на норме п. 5 Положения о распределении: в таком случае лицо полностью исполнит свою обязанность работать по распределению. Соответственно государство уже не вправе требовать у такого лица соблюдения ограничений, характерных для специального статуса;
лицу в течение установленного срока отработки по распределению (досрочно) выдается справка о самостоятельном трудоустройстве в следующих случаях:
отсутствие возможности предоставления нового места работы при перераспределении (части восьмая - девятая п. 22 Положения о распределении);
наличие оснований для освобождения от возмещения затраченных средств (п. 6 Положения о возмещении средств);
добровольное возмещение затраченных средств молодым специалистом (п. 6 Положения о возмещении средств).
Приведенный перечень является исчерпывающим, поскольку специальным законодательством не предусмотрены иные основания утраты данного статуса. Поэтому нельзя говорить об автоматической утрате статуса молодого специалиста в случае прекращения трудового договора и трудовых отношений с первым нанимателем до окончания установленного срока обязательной отработки.
Напротив, неправомерное расторжение трудового договора с молодым специалистом (например, за виновные действия последнего) является основанием для привлечения молодого специалиста к специальной ответственности. И как вы понимаете, это было бы невозможно в случае, если бы лицо автоматически утрачивало статус молодого специалиста при увольнении.
Подчеркнем еще раз: в течение 2-летнего срока после окончания учреждения образования (прохождения стажировки (интернатуры)) наличие справки о самостоятельном трудоустройстве - самый очевидный признак того, что лицо не обладает статусом молодого специалиста.
Процедура распределения выпускников
В каком порядке осуществляется распределение выпускников?
Распределение выпускников учреждения образования осуществляется комиссией по персональному распределению. В работе комиссии могут принимать участие представители республиканских или местных органов государственного управления, иных государственных организаций, профсоюзов и т.д. Распределение выпускников должно состояться не позднее чем за 2 месяца до окончания ими учреждения образования.
Для кадровой службы интересен особый порядок распределения, установленный для выпускников, которые обучались на основе договоров на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов (далее - договоры о целевой подготовке специалистов). Такие выпускники не имеют возможности выбора себе места работы по распределению из присланных заявок, они направляются на работу по распределению на основании данных договоров (часть четвертая п. 11 Положения о распределении).
Решение о направлении выпускника на то или иное место работы по распределению решается голосованием членов комиссии. Принятое решение фиксируется в протоколе заседания комиссии и ведомости о персональном распределении. После этого выпускнику выдается направление на работу по распределению.
Что такое гарантийное письмо?
С учетом норм законодательства о распределении и анализа практики его применения можно говорить о том, что рабочие места для трудоустройства молодых специалистов предоставляются на основании:
заявок организаций, предоставленных в учреждение образования заранее (общее правило). Такие заявки должны быть присланы еще до начала работы комиссии по распределению с тем, чтобы обеспечить возможность выпускников ознакомиться с ними. Такие заявки являются «обезличенными», т.е. организация просит направить к ней на работу любого выпускника по указанной квалификации или специальности;
договоров о целевой подготовке специалистов (подробнее см. ниже);
индивидуальных заявок организаций. Легальное определение последних отсутствует, однако на практике под ними понимается ходатайство организации направить к ней конкретного выпускника с гарантией предоставления ему первого рабочего места в течение 2 лет (далее - гарантийное письмо). Давайте приведем образец составления гарантийного письма.
Фактически гарантийное письмо является возможностью выпускника, подлежащего распределению, самостоятельно найти себе «дружественного» первого нанимателя. Порядок представления индивидуальных заявок в комиссию по распределению не установлен законодательством. Однако обычно такое гарантийное письмо представляется в вуз уже после начала работы комиссии по распределению. Главное, чтобы это было сделано до принятия комиссией решения о распределении выпускника.
Делая заявку в вуз на того или иного специалиста, вы должны учитывать, что существует установленная очередность удовлетворения заявок на специалистов, поступающих от различных организаций (п. 9 Положения о распределении). В первую очередь выпускники направляются на работу по распределению в государственные организации и организации с долей собственности государства в их уставных фондах согласно договорам о подготовке специалистов, заявкам на специалистов этих организаций.
Допускается распределение выпускников в иные организации, а также рассмотрение заявок организаций о распределении на работу к ним конкретных выпускников (т.е. удовлетворение индивидуальных заявок). Однако такую возможность комиссии по распределению законодатель предоставляет по мере удовлетворения потребностей в специалистах государственных организаций.
Таким образом, даже при наличии возмож¬ности удовлетворения индивидуальных заявок заявки будут рассматриваться в соответствии с установленным приоритетом. Поэтому нельзя говорить о гарантиях удовлетворения индивидуальных заявок (особенно от негосударственных организаций) в случаях, когда на момент распределения конкретного выпускника не удовлетво¬рены заявки государственных организаций.
От редакции:
В следующих выпусках журнала мы продолжим изучение данной темы. Автором будут освещены очень важные для кадровой службы вопросы, такие как:
какие льготы существуют при распределении?
какие последствия влечет неполучение выпускником направления на работу по распределению?
что такое «открепление» и для чего оно необходимо?
правомерно ли поручение молодому специалисту иной работы, нежели соответствующая полученному им образованию?
возможно ли принять молодого специалиста на работу по распределению на неполную ставку?
имеет ли право молодой специалист на работу по совместительству?
имеет ли право молодой специалист работать по гражданско-правовым договорам?
будет ли являться правомерным перевод молодого специалиста?
каким образом осуществляется контроль за работой молодого специалиста по распределению?
какие основания и особенности расторжения трудового договора с молодым специалистом установлены специальным законодательством?
каковы основания увольнения, которые требуют предварительного согласования с учреждением образования?
допускается ли увольнение молодого специалиста в связи с изменением существенных условий труда?
возможно ли увольнение молодого специалиста в порядке перевода к другому нанимателю? И многие другие.
[1] В настоящей статье рассматривается правовое положение выпускников высших учебных заведений. Однако все сказанное правомерно и для выпускников учреждений образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, с той лишь оговоркой, что молодой специалист, получивший профессиональнотехническое образование, должен отработать по распределению 1 год.