Что происходит после расторжения трудового договора с молодым специалистом и получения учреждением образования соответствующего уведомления?
Молодой специалист и наниматель обязаны в 3-дневный срок сообщить о причинах неприбытия молодого специалиста к месту работы, его увольнения или перевода, а также представить копии необходимых документов, в т.ч. подтверждающих право молодого специалиста на освобождение от возмещения затраченных средств (часть первая п. 5 Положения о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2006 № 1255 (в редакции от 22.12.2009) (далее - Положение о возмещении средств)).
В месячный срок учреждение образования организует работу по сбору необходимой информации для принятия одного из решений, предусмотренных частью второй п. 5 Положения о возмещении средств.
После этого данное учреждение выполняет одно из следующих действий:
-предъявляет молодому специалисту требование о возмещении затраченных бюджетных средств (принимает отрицательное решение; далее - специальная ответственность). Отрицательное решение принимается при нарушении молодым специалистом установленного порядка работы по распределению (неявка по месту распределения, увольнение за виновные действия);
-освобождает его от специальной ответственности (принимает положительное решение). Положительное решение принимается при наличии оснований, предусмотренных п. 4 Положения о возмещении средств. Однако в некоторых из указанных в п. 4 оснований (в частности, повторяющих нормы пп. 14-17 Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702 (в редакции от 22.12.2009) (далее - Положение о распределении)) содержится оговорка, что освобождение от такой ответственности происходит только в случае, когда отсутствует возможность предоставления соответствующего нового места работы (перераспределение).
Одновременно с принятием положительного решения учреждение образования должно выдать молодому специалисту справку о самостоятельном трудоустройстве. С этого момента лицо утрачивает специальный статус и имеет право трудоустраиваться на общих основаниях.
Перечень оснований выдачи справки о самостоятельном трудоустройстве имеет закрытый характер. Таким образом, если учреждение образования принимает отрицательное решение, оно не вправе выдать молодому специалисту справку о самостоятельном трудоустройстве.
Это может негативно повлиять на дальнейшую возможность возмещения молодым специалистом затраченных бюджетных средств. Так, по нормам п. 35 Положения о распределении наниматели независимо от формы собственности не вправе принимать на работу выпускников государственных учреждений образования без предъявления направления на работу либо справки о самостоятельном трудоустройстве.
Иными словами, не имея ни одного из названных документов, в течение оставшегося срока работы по распределению молодой специалист не сможет трудоустроиться (наниматель при этом рискует быть привлеченным к административной ответственности) и возместить затраченные бюджетные средства.
Принятое решение оформляется приказом руководителя учреждения образования и направляется молодому специалисту.
Если в отношении такого специалиста было принято отрицательное решение, производится расчет денежных средств, подлежащих возмещению в бюджет, который прилагается к приказу с уведомлением о добровольном возмещении данной суммы в течение 6 месяцев.
В каких случаях молодой специалист должен возместить затраченные бюджетные средства?
Условно разделим основания незаключения или расторжения трудового договора между нанимателем и молодым специалистом на уважительные и неуважительные. Разделение осуществляется по критерию легальности (т.е. такое основание признано уважительным специальным или иным законодательством, а также правоприменительной практикой) и применения или неприменения к молодому специалисту специальной ответственности .
Законодательством о распределении установлены обстоятельства, которые однозначно не могут квалифицироваться как уважительные причины незаключения или расторжения трудового договора с молодым специалистом (п. 11 приложения 2 к Положению о возмещении средств):
-неприбытие молодого специалиста к месту работы по распределению;
-увольнение молодого специалиста до истечения срока работы по распределению.
Последнее уточним: оно обусловлено основаниями, предусмотренными пп. 4, 5, 7-9 ст. 42 Трудового кодекса РБ (далее - ТК), т.е. нарушением трудовой дисциплины, за которые наниматель имеет право расторгнуть трудовой договор с молодым специалистом (п. 36 Положения о распределении):
- систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (п. 4 ст. 42 ТК);
- прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительных причин (п. 5 ст. 42 ТК);
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время (п. 7 ст. 42 ТК);
- совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8 ст. 42 ТК);
- однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников (п. 9 ст. 42 ТК).
Во всех перечисленных случаях учреждение образования принимает решение о взыскании с молодого специалиста затраченных бюджетных средств и рассчитывает соответствующую сумму. Как уже было отмечено, в данном случае не применяется процедура перераспределения.
В некоторых ситуациях правоприменительная практика идет навстречу молодым специалистам, в отношении которых было вынесено судебное решение о взыскании с них затраченных бюджетных средств.
Например, в г. Могилеве в 2007 г. лицам, которые не явились к месту работы по распределению или были уволены в связи с нарушением установленного порядка работы по распределению, было предложено заключить трудовой договор с первым нанимателем, чтобы соответственно начать работу по распределению или доработать установленный срок.
В каких случаях молодой специалист освобождается от возмещения затраченных бюджетных средств?
Уважительными причинами расторжения трудового договора с молодым специалистом являются следующие основания, возникшие после его трудоустройства у первого нанимателя (п. 4 Положения о возмещении средств):
перечисленные в частях первой - третьей п. 14, п. 15, части третьей п. 16, п. 17 Положения о распределении;
молодой специалист относится к детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также к лицам в возрасте от 18 до 23 лет, потерявшим последнего из родителей в период обучения;
молодой специалист относится к детям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований, погибших (умерших) либо ставших инвалидами при исполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), работников, обслуживающих воинские контингенты в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия, погибших (умерших) либо ставших инвалидами в период боевых действий;
молодой специалист имеет льготы в соответствии со ст. 18 Закона РБ от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»;
молодой специалист призван на службу в Вооруженные Силы;
молодой специалист в год окончания высшего учебного заведения (для выпускников высших медицинских учебных заведений - в год прохождения стажировки (интернатуры)) зачислен на обучение в магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру) на дневную форму получения образования (при условии завершения обучения в установленном порядке);
сокращение штатов или ликвидация организации (п. 1 ст. 42 ТК);
несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (п. 2 ст. 42 ТК);
неявка на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (п. 6 ст. 42 ТК).
Два последних обстоятельства должны быть подтверждены медицинским заключением;
наличие обстоятельств, не зависящих от воли сторон (ст. 44 ТК):
восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 44);
нарушение установленных правил приема на работу (п. 3 ст. 44);
нарушение нанимателем законодательства о труде, условий коллективного или трудового договора (ст. 41 ТК);
перевод молодого специалиста с его согласия от одного нанимателя к другому (п. 4 ст. 35 ТК) по согласованию между ними в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией на основании решения учреждения образования о перераспределении молодого специалиста;
переход на выборную должность (п. 4 ст. 35 ТК).
Отметим, что общим условием применения любого из названных оснований увольнения является заключение молодым специалистом трудового договора с первым нанимателем. То есть если молодой специалист не прибыл на место работы по распределению, то независимо от наличия приведенных оснований он не будет освобожден от специальной ответственности.
Кроме того, молодой специалист освобождается от возмещения денежных средств в соответствии с условиями, указанными в пп. 1, 7-11 приведенного перечня, только при невозможности предоставить ему соответствующее новое место работы путем перераспределения.
Во всех названных случаях молодой специалист может освобождаться от возмещения денежных средств, затраченных государством на его обучение, и получить справку о самостоятельном трудоустройстве. Исключение составляют ситуации, названные в пп. 5 и 6 приведенного перечня (такие молодые специалисты освобождаются от специальной ответственности, но справка о самостоятельном трудоустройстве им не выдается, поскольку в последующем по нормам специального законодательства они должны обратиться за перераспределением).
Очевидно, что большинство уважительных причин расторжения трудового договора с молодым специалистом, прямо предусмотренных законодательством, не зависят от воли такого специалиста, и имеют место вне зависимости от его желания.
Какие нарушения законодательства о распределении могут быть допущены нанимателем и какая ответственность предусмотрена за них?
Самим специальным законодательством ответственность нанимателя за совершение указанных правонарушений не предусмотрена. Законодательство о распределении тесно связано с трудовым законодательством. Ответственность за несоблюдение норм законодательства о труде установлена Кодексом об административных правонарушениях РБ (далее - КоАП), т.е. правомерно говорить о привлечении нанимателя к административной ответственности при совершении некоторых из указанных правонарушений.
Виновный наниматель может быть привлечен к ответственности за несоблюдение норм специального законодательства в случае совершения следующих правонарушений:
-необоснованный отказ в приеме на работу молодого специалиста (часть третья п. 30, п. 34 Положения о распределении).
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора лицам, прибывшим на работу после окончания государственных учебных заведений по направлению (п. 5 ст. 16 ТК).
За отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу выпускника учебного заведения, получившего направление на работу, устанавливается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (часть вторая ст. 9.16 КоАП);
заключение трудового договора с молодым специалистом в течение двух лет после окончания учреждения образования, который не предоставил свидетельство о направлении на работу или справку о самостоятельном трудоустройстве (п. 35 Положения о распределении).
При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а молодой специалист должен предъявить нанимателю направление на работу (справку о самостоятельном трудоустройстве) (ст. 26 ТК).
Статья 23.15 КоАП предусматривает штраф в размере до 5 базовых величин (при повторном правонарушении - до 10 базовых величин):
-за прием на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора;
-перевод молодого специалиста на работу, которая не связана с полученной специальностью и присвоенной квалификацией (п. 36 Положения о возмещении);
-непредставление в учреждение образования уведомления о неприбытии молодого специалиста на работу, о заключении, изменении, расторжении трудового договора с молодым специалистом (часть первая п. 5 Положения о возмещении средств);
-невыполнение гарантий или невыплату компенсаций, предусмотренных законодательством о молодых специалистах (пп. 26, 27, 28[1], 29 Положения о распределении);
-необеспечение условий, указанных в свидетельстве о направлении на работу (часть третья п. 30 Положения о распределении);
-другие нарушения порядка, установленного Положением о распределении и Положением о возмещении средств.
Часть четвертая ст. 9.19 КоАП устанавливает следующий состав административного правонарушения: «Иные нарушения законодательства о труде, <...> причинившие вред работнику» и предусматривает санкцию в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
Вместе с тем применение данной нормы не всегда возможно, так как не в каждой ситуации удается определить, причинен ли вред работнику (молодому специалисту). Например, перевод молодого специалиста на работу, которая не соответствует полученной им специальности и присвоенной квалификации, невыплата предусмотренной компенсации или несоблюдение условий, указанных в свидетельстве о направлении на работу, будут нарушениями его прав.
Непредставление же соответствующего уведомления в учреждение образования (п. 4 приведенного перечня) напрямую никак не отражается на правовом положении молодого специалиста.
В данном случае можно говорить об определенных негативных последствиях для учреждения образования, так как оно лишается возможности контролировать прохождение работы по распределению своих выпускников. Поэтому применение нормы части четвертой ст. 9.19 КоАП возможно далеко не при каждом нарушении законодательства о молодых специалистах.
Особенности прохождения работы по распределению некоторых категорий молодых специалистов
Как решается вопрос с прохождением работы по распределению молодого специалиста, который желает продолжить свое обучение?
Каждый гражданин имеет право на получение образования. Ограничения прав на получение образования могут устанавливаться только законом (ст. 3 Закона РБ от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании» (далее - Закон об образовании)).
Особенность реализации данного права молодыми специалистами установлена частью четвертой п. 5 ст. 30 Закона РБ от 11.07.2007 № 252-З «О высшем образовании» (далее - Закон «О высшем образовании»), п. 32 Положения о распределении. По их нормам поступление в учреждение образования для продолжения обучения является уважительным основанием для незаключения трудового договора с молодым специалистом и освобождения его от специальной ответственности.
Однако такое основание обусловлено определенными ограничениями:
молодой специалист должен поступить на обучение в дневной форме получения образования, так как данная норма не применяется в случае получения образования в заочной форме;
полученное образование должно быть более высокого уровня (ступени). В отношении выпускников вузов можно говорить о поступлении в магистратуру, которая является второй ступенью высшего образования. Магистры же могут поступать в аспирантуру, которая относится к «послевузовскому» образованию, т.е. представляет более высокий уровень.
В отношении молодых специалистов, получивших профессионально-техническое или среднее специальное образование, абзац десятый подп. 4.1 п. 4 Положения о возмещении средств устанавливает дополнительное ограничение: данная категория лиц вправе воспользоваться правами, описанными в настоящем разделе только в случае, если они поступили в учреждения образования Республики Беларусь или Российской Федерации.
В отношении иных молодых специалистов (выпускников вузов, магистров) такое ограничение в действующей редакции законодательства о распределении отсутствует. Молодой специалист может поступить в любое учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня, независимо от того, в каком государстве находится это учреждение образования.
Лица, которые не трудоустроились по распределению в связи с зачислением в учреждение образования для продолжения обучения (поступили в магистратуру, аспирантуру в год получения документа о высшем образовании), должны письменно уведомить об этом нанимателя, свой вуз и вернуть направление на работу.
Вместе с тем указанные лица освобождаются от специальной ответственности лишь при условии, что они завершат обучение в установленном порядке (часть четвертая п. 5 ст. 30 Закона «О высшем образовании», абзац одиннадцатый подп. 4.1 п. 4 Положения о возмещении средств).
Если с молодым специалистом уже был заключен трудовой договор, он подлежит расторжению на основании заявления молодого специалиста и предоставленного документа о зачислении в учреждение образования:
если был заключен бессрочный трудовой договор - по желанию работника в связи с наступлением обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (ст. 40 ТК);
если был заключен срочный трудовой договор - по требованию работника в связи с наступлением «других уважительных причин» (ст. 41 ТК).
Наниматель направляет соответствующее уведомление в учреждение образования.
К сожалению, изменившаяся редакция рассматриваемого правила говорит об освобождении от специальной ответственности лишь тех молодых специалистов, которые поступили в магистратуру, аспирантуру в год окончания учреждения образования. На наш взгляд, справедливым будет распространить такое освобождение и на молодых специалистов, которые также зачислены в магистратуру, аспирантуру, но спустя какое-то время после окончания (не в тот же год) вуза.
Еще одной особенностью прохождения работы по распределению данной категорией молодых специалистов является то обстоятельство, что таким молодым специалистам не выдается справка о самостоятельном трудоустройстве (часть четвертая п. 5 Положения о возмещении средств). За ними сохраняется обязательство работать по распределению установленный (или оставшийся) срок после окончания обучения более высокого уровня (ступени) в указанных ниже случаях.
Если до окончания обучения лица, поступившие в учреждение образования для продолжения обучения, будут отчислены, то вуз имеет право решать вопрос их перераспределения (выдачи нового направления на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве).
Вам необходимо помнить, что обучение в учреждении образования входит в трудовой стаж. Поэтому магистрант должен сдать свою трудовую книжку (при ее наличии) в управление кадровой работы учреждения образования для внесения записей о поступлении и окончании обучения.
В данном случае можно сравнить обучение в магистратуре с основным местом работы, где должна храниться его трудовая книжка. При этом магистрант имеет право на трудоустройство к любому нанимателю на условиях совместительства (т.е. не более чем на полставки), так как его обучение осуществляется в дневной форме (т.е. занимает основное рабочее время).
Если обучение в магистратуре осуществлялось за счет республиканского и (или) местных бюджетов, то по ее окончании магистрант обладает тремя признаками лица, подлежащего распределению в описанном ранее порядке (часть двенадцатая ст. 10 Закона об образовании, часть первая п. 5 ст. 30 Закона «О высшем образовании»).
После получения нового направления на работу по распределению молодой специалист - магистр должен отработать 2 года по его условиям. В этой ситуации срок работы по распределению до поступления в магистратуру не учитывается. В случае если молодой специалист - магистр нарушит порядок прохождения работы по распределению и с него будут взысканы бюджетные средства, взысканию подлежат только те бюджетные средства, которые были затрачены на обучение молодого специалиста в магистратуре.
Если обучение в магистратуре не финансировалось за счет бюджетных средств, а молодой специалист - магистр до поступления в магистратуру заключил трудовой договор с первым нанимателем, он должен вернуться на работу к этому нанимателю, чтобы доработать оставшийся срок (поскольку не получил справку о самостоятельном трудоустройстве и не утратил специальный статус, хоть и был освобожден от возмещения затраченных бюджетных средств на время обучения в магистратуре).
Если обучение в магистратуре не финансировалось за счет бюджетных средств, но молодой специалист - магистр до поступления в магистратуру не заключил трудовой договор с первым нанимателем, он также должен быть распределен, так как не может быть освобожден от возмещения затраченных бюджетных средств (абзац одиннадцатый подп. 4.1 п. 4 Положения о возмещении средств применяется только в
случае, когда молодой специалист уже заключил трудовой договор с первым нанимателем), и ему не выдана справка о самостоятельном трудоустройстве.
Определенная проблема в этом случае, однако, заключается в том, что такой молодой специалист до поступления должен вернуть направление на работу (т.е. не имеет оснований трудоустроиться после окончания магистратуры к первому нанимателю), а п. 22 Положения о распределении не устанавливает описанные обстоятельства в качестве основания для перераспределения.
По мнению автора, молодой специалист - магистр в этом случае должен обратиться за перераспределением, поскольку он все еще обладает тремя признаками лица, подлежащего распределению, которые остались после завершения первой ступени высшего образования.
Комиссия по распределению может направить магистранта и к тому же нанимателю, от которого он уволился (либо не трудоустроился) в связи с поступлением в магистратуру (при наличии вакансии), и к любому другому, от которых были получены заявки. Вместе с тем так как магистрант - лицо с более высокой квалификацией, чем лицо, получившее высшее образование первой ступени, представляется, что ему должна быть предложена работа на более значимой, ответственной должности.
Как решается вопрос с прохождением работы по распределению молодого специалиста, который призван на воинскую службу?
Ответ на данный вопрос зависит от того, приступил ли молодой специалист к работе по распределению.
Если с молодым специалистом был заключен трудовой договор, он подлежит расторжению по п. 1 ст. 44 ТК.
После получения уведомления первого нанимателя об увольнении молодого специалиста в связи с призывом на воинскую службу учреждение образования должно принять решение об освобождении молодого специалиста от возмещения затраченных бюджетных средств (абзац девятый подп. 4.1 п. 4 Положения о возмещении средств).
Если молодой специалист до заключения с ним трудового договора был призван на воинскую службу, период службы засчитывается в срок работы по распределению (т.е. на момент окончания воинской службы лицо имеет статус молодого специалиста, но должно работать всего один год по распределению). Этот год исчисляется с момента заключения трудового договора с нанимателем.
Особенностью прохождения работы по распределению данной категорией молодых специалистов является то обстоятельство, что в описанных случаях им не выдается справка о самостоятельном трудоустройстве (часть четвертая п. 5 Положения о возмещении средств). За ними сохраняется обязательство отработать по распределению оставшийся срок после окончания службы в Вооруженных Силах.
В соответствии с п. 31 Положения о распределении у молодого специалиста во втором случае есть следующие варианты:
В случае если молодой специалист желает трудоустроиться и работать оставшийся год по распределению у первого нанимателя, он письменно уведомляет об этом нанимателя за два месяца до окончания службы.
Так как с молодым специалистом не был заключен трудовой договор, на него не распространяются гарантии, установленные гл. 31 ТК, в частности, право поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на воинскую службу (ст. 342 ТК).
Вместе с тем, поскольку молодого специалиста необходимо трудоустроить в соответствии с полученной специальностью, квалификацией, наниматель обязан предоставить ему именно должность, указанную в заявке, в соответствии с которой выпускник был распределен.
Если у нанимателя осталась возможность принять молодого специалиста на работу, они заключают трудовой договор. Если нет - наниматель дает мотивированный отказ в трудоустройстве («открепление»), и молодой специалист должен обратиться в свое учреждение образования с ходатайством о перераспределении. Если отсутствует возможность предоставить молодому специалисту новое место работы, ему выдается справка о самостоятельном трудоустройстве, и он утрачивает особый статус;
В случае если молодой специалист не желает работать оставшийся год у первого нанимателя, учреждение образования решает вопрос о его перераспределении в установленном порядке.
Как решается вопрос с распределением молодого специалиста, трудовой договор с которым был расторгнут в связи с нарушением нанимателем трудового законодательства?
В случае нарушения нанимателем законодательства о труде необходимо строго соблюдать правила расторжения трудового договора по требованию работника (молодого специалиста), установленные ст. 41 ТК. Если наниматель допустил нарушение законодательства о труде, коллективного или трудового договора, работник должен обратиться в компетентные органы для документального установления такого факта.
Такими органами могут выступать департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, профсоюз или суд. Только на основании решений указанных компетентных органов работник пишет заявление с требованием о расторжении с ним трудового договора. В противном случае, если специалист, не дождавшись указанного решения, оставит место работы, у нанимателя появится право уволить его за дисциплинарный проступок.
Законодательством не установлен срок, в течение которого наниматель должен расторгнуть трудовой договор на основании соответствующего заявления работника. Судебная практика говорит о том, что в случае нарушения нанимателем трудового законодательства и установления этого факта компетентным органом трудовой договор должен быть расторгнут в срок, указанный работником в соответствующем заявлении.
При увольнении в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде последний выплачивает работнику 2-недельный (ввиду расторжения бессрочного трудового договора) или 3-месячный (вследствие расторжения контракта) средний заработок.
Молодой специалист должен также обратиться в учреждение образования, которое решает вопрос о его перераспределении (абзац пятый части первой п. 22 Положения о распределении).
[1] В случае если местные исполнительные или распорядительные органы или наниматель приняли на себя такие обязательства.