В Беларуси почти Br2 трлн будет направлено за пять лет на содействие занятости населения. Это предусмотрено Государственной программой о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты.
Реализация мероприятий подпрограммы "Содействие занятости населения" будет способствовать повышению эффективности использования трудового потенциала, создаст условия для формирования экономически целесообразной занятости населения, будет содействовать эффективному распределению трудовых ресурсов, обеспечению соцзащиты от безработицы, а также сохранению уровня безработицы в пределах социально допустимого значения. В подпрограмме определены основные приоритеты деятельности республиканских органов госуправления, облисполкомов и Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения в 2016-2020 годах.
Повышение эффективности использования трудового потенциала предусматривается по двум основным направлениям: обеспечение эффективной занятости и реализация мер активной политики занятости. Для этого предусматривается решение нескольких серьезных задач. Это обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда; содействие повышению качества трудовых ресурсов и росту конкурентоспособности рабочей силы; стимулирование экономической активности населения, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения (инвалиды, женщины с малолетними детьми, люди пенсионного возраста и др.). Таким образом, необходимо создать условия, обеспечивающие возможность найти подходящую работу для каждого, кто хочет и может трудиться.
В последние годы ситуация на рынке труда республики характеризуется такими благоприятными тенденциями, как высокий уровень занятости населения, относительно невысокий показатель зарегистрированной безработицы, небольшая продолжительность периода поиска работы.
В 2011-2015 годах в органы госслужбы занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 1,3 млн человек, зарегистрировано 850 тыс. безработных. При содействии службы занятости трудоустроено 900 тыс. человек, в том числе 600 тыс. безработных. За пять лет организованы оплачиваемые общественные работы для 350 тыс. человек, включая 190 тыс. безработных. Возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили более 63 тыс. человек. С 2011 года получили субсидии для организации предпринимательской деятельности почти 12 тыс. безработных.
Каждый пятый безработный относится к категории граждан, нуждающихся в особых мерах соцзащиты и не способных полноценно конкурировать на рынке труда. Для их трудоустройства предпринимаются специальные меры. Так, ежегодно нанимателям устанавливается броня для приема на работу более 20 тыс. человек. За 5 лет обеспечена адаптация к трудовой деятельности около 2,5 тыс. инвалидов и создано для них почти 600 специальных рабочих мест.
По словам специалистов, с 2014 года наблюдается постепенное снижение спроса на рабочую силу. При этом отмечается сокращение удельного веса вакансий по рабочим профессиям. В результате уменьшения количества вакансий и увеличения количества безработных коэффициент напряженности на рынке труда в конце прошлого года достиг 1,5 безработного на одну вакансию.
Одной из основных причин дисбаланса на рынке труда по профессионально-квалификационному составу является недостаточная степень согласованности предложения образовательных услуг и спроса на них на рынке труда. Несмотря на рост потребности нанимателей в работниках рабочих профессий, рынок образовательных услуг по-прежнему ориентирован преимущественно на выпуск специалистов с высшим образованием.
Недостаточная эффективность занятости проявляется в высоком уровне вынужденной неполной занятости и высокой текучести кадров. Это одни из наиболее значимых проблем на рынке труда.
В последнем пятилетии численность уволенных работников ежегодно на 50-60 тыс. человек превышала численность принятых, коэффициент замещения работников (соотношение принятых и уволенных) по сравнению с 2010 годом уменьшился с 102% до 90,3%. Высокий уровень текучести кадров отрицательно влияет на мотивацию работников к повышению уровня квалификации, росту интенсивности и результативности труда. Наниматели и работники недостаточное внимание уделяют вопросам профобучения. Ежегодно различные виды профессионального обучения проходит около 11-14% списочной численности работников, соответственно периодичность обучения и повышения квалификации составляет около 7-9 лет. Этого недостаточно для обеспечения актуальности компетенций работников и высокого уровня квалификации, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Более того, охват работников обучением из года в год снижается.
В 2016-2020 годах ситуация на рынке труда республики будет формироваться в условиях дальнейшего перераспределения рабочей силы между отраслями экономики. Динамика отраслевой структуры занятости до 2020 года будет характеризоваться сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве. Эти тенденции во многом обусловлены модернизацией производства и внедрением ресурсосберегающих технологий, ростом производительности труда и сокращением избыточной занятости. Более высокие темпы сокращения уровня занятости в сельском хозяйстве обусловлены сокращением численности трудоспособного населения в сельской местности.
Источник: БелТА