Суд Новобелицкого района Гомеля взыскал с бывшего работодателя горожанки материальный ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для получения пенсии по выслуге лет, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Гомельского областного суда.
Гомельчанка добивалась положенного ей по праву месяцами, стучась в разные инстанции. Пришлось обратиться в суд. Как уточнила истица, с 1 февраля 1992 года по 31 августа 2010 года она работала в Гомельской городской клинической больнице №3. При подготовке документов для обращения за назначением пенсии по выслуге лет, как медицинскому работнику, от ответчика женщина получила справку о работе. Однако из этого документа следовало, что в специальный стаж, дающий ей право на пенсию за выслугу лет, засчитан не весь период работы в больнице.
Так, в конце января 2022 года женщина получила отказ комиссии по назначению пенсий администрации Центрального района Гомеля в связи с отсутствием требуемого стажа работы - 25 лет. Затем в апреле того же года суд Центрального района Гомеля удовлетворил жалобу пенсионерки на решение комиссии по назначению пенсий и обязал зачесть период работы с 1 февраля 1992 года по 31 августа 2010 года в качестве медицинской сестры физиотерапевтического отделения, назначив пенсию по выслуге лет.
Гомельчанка посчитала, что она утратила право на получение пенсии с 24 декабря 2020 года по вине нанимателя. В результате ей причинен материальный ущерб в виде Br8,96 тыс. неполученной пенсии. Женщина просила взыскать с ответчика эту сумму ущерба, причиненного несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для получения пенсии, а также понесенные по делу судебные расходы.
"По материалам дела установлено, что с 1 апреля 1989 года по 31 января 1992 года гомельчанка работала фельдшером выездной бригады отделения скорой медицинской помощи в Гомельской городской больнице скорой медицинской помощи. Затем с 1 февраля 1992 года по 31 августа 2010-го - медицинской сестрой отделения восстановительного лечения и отделения физиотерапии отделения медицинской реабилитации третьей больницы, а с 6 сентября 2010 года до дня обращения за пенсией - фельдшером, медицинской сестрой по физиотерапии в здравпункте на кондитерском предприятии", - рассказали в пресс-службе суда.
Эти обстоятельства подтверждены записями в трудовой книжке женщины, а также справками работодателей и материалами пенсионного дела.
"Как установлено, для получения сведений, определяющих право на пенсию за выслугу лет, женщина не раз, начиная с лета 2020 года, обращалась в учреждение. Просила устно, а также письменно оставляла требование о предоставлении соответствующих документов. Ответчиком были предоставлены справка о заработке для исчисления пенсии, справки о периоде работы и о переименовании учреждения, а также справка о работе, дающей право на получение пенсии за выслугу лет - без исходящего номера и даты выдачи. Однако они не могут являться надлежащими документами для разрешения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет", - пояснили в суде. Фактически справка о работе, дающая право на получение пенсии за выслугу лет в соответствующей форме, не выдана.
Свою же позицию ответчик аргументировал тем, что должности, которые истица занимала в больнице - медсестра отделения восстановительного лечения и медсестра по физиотерапии отделения медицинской реабилитации - не входят в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медработников. И, по его мнению, названные периоды работы не включаются в специальный стаж.
Также женщина не раз обращалась в больницу с просьбой сделать анализ имеющихся там документов, чтобы подтвердить идентичность ее должностных обязанностей за 1992-2008 годы и должностных обязанностей, условий труда медработников, имеющих право на досрочную пенсию, либо функциям структурных подразделений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Однако комиссия учреждения пришла к выводу об отсутствии прямых доказательств, подтверждающих это.
Как результат в управлении соцзащиты ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет. Это решение она обжаловала в суде, решением которого на комиссию по назначению пенсий администрации Центрального района Гомеля возложена обязанность зачесть истице период работы с 1 февраля 1992 по 31 августа 2010 года в качестве медицинской сестры физиотерапевтического отделения и назначить пенсию по выслуге лет. Это предусмотрено положениями ст.48 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении". Так, право на льготную пенсию возникло у истицы только с 24 декабря 2020 года. Хотя у ответчика была возможность выдать документы, подтверждающие ее право на это. Решением суда в пользу пенсионерки взыскано с учреждения почти Br9 тыс. в качестве возмещения материального ущерба, также разрешен вопрос о судебных расходах.
Судебная коллегия Гомельского областного суда проверила законность и обоснованность решения суда первой инстанции и оставила его без изменения. Оно вступило в законную силу.