В Беларуси размер пенсий относительно бюджета прожиточного минимума пенсионера увеличился с 221,3% в 2010 году до 244% в июле 2015 года, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты.
Как пояснили специалисты, бюджет прожиточного минимума (БПМ) представляет собой стоимостную величину необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля в размере 77% от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы. БПМ рассчитывается для 6 основных социально-демографических групп населения, в том числе и для пенсионеров. Минимальный набор продуктов сформирован исходя из потребностей различных групп населения в пищевых веществах и энергии, а также требований рационального питания и определяется на основании норм потребления, разработанных соответствующими научными организациями. Соответственно для расчета БПМ пенсионера используется минимальный набор продуктов питания для пенсионеров, в его стоимость не включены обязательные платежи и взносы. БПМ для пенсионеров в расчете на месяц на период с 1 мая по 31 июля равнялся Br1 млн 126 тыс. 180, с 1 августа по 30 октября - Br1 млн 193 тыс. 160.
В органах по труду, занятости и социальной защите в июле нынешнего года на учете состояло 2 млн 573,4 тыс. пенсионеров, из них большинство (81,8%) - получатели пенсии по возрасту. В январе-июне 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 15%. Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников в первом полугодии составило 42,5%. В июле средний размер пенсий составил Br2 млн 659,8 тыс. В соответствии с указом №352 с 1 сентября будет осуществлен перерасчет трудовых пенсий, в результате которого их размер, по оценке, увеличится в среднем на 5%.
Как отметили в министерстве, размеры пенсий поддерживаются на социально приемлемом уровне, соответствующем финансовым возможностям государства. Удельный вес расходов государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на выплату пенсий в последние годы составляет около 10% ВВП. Обеспечивается стабильное функционирование пенсионной системы, пенсии выплачиваются своевременно и в полном объеме.
По словам специалистов, принимаемые в последние годы меры в области пенсионного обеспечения направлены на формирование в обществе понимания, что пенсия должна зарабатываться. Поэтому усиливается зависимость пенсии от стажа. Так, с января 2015 года минимальный период уплаты обязательных страховых взносов для назначения трудовой пенсии увеличен до 15 лет. Для тех, кто не имеет стажа, возраст для обращения за социальной пенсией повышен на 5 лет. При исчислении пенсии в обязательном порядке применяются данные персонифицированного учета. Также задействованы меры по мотивации работников к более позднему обращению за пенсией. Для этого усилена зависимость размера пенсии от длительности стажа работы и увеличена "премия" за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в 1,7 раза.
С 1 января 2012 года введена целевая доплата пенсионерам старших возрастов. В результате лицам, достигшим 75 лет, доплата к пенсии с 1 августа текущего года составляет Br294,2 тыс., людям старше 80 лет дополнительная выплата увеличивается до Br588,4 тыс. (за счет увеличения возрастной доплаты до Br392,3 тыс. и установления надбавки на уход в размере Br196,1 тыс.).
Расширяется международное сотрудничество в целях привлечения финансовых ресурсов иностранных государств, на территории которых работали граждане, к софинансированию выплаты им пенсий. Подход, когда каждое государство платит пенсию за свой стаж, закреплен в договорах с Россией, Латвией, Литвой и Азербайджаном. В настоящее время ведется работа над проектами подобных договоров в Евразийском экономическом союзе, а также с Молдовой, Эстонией, Польшей, Чехией.
Источник: БелТА